Внеклассное мероприятие «"Экология планеты — экология души". Обсуждение фильма Е. Дубровской "Стеша"»

2
0
Материал опубликован 17 June

Тема занятия: «Экология планеты – экология души»

( обсуждение фильма «Стеша» Елены Дубровской) Цели занятия:

- Формирование у учащихся представлений о чувстве долга, самоотверженности, верности своим жизненным принципам, понимания экологии как основы взгляда на жизнь в нашу эпоху;

- формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Оргмомент.

- Сядьте, ребята, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза…Представить себя в космосе… на орбите Земли… на нашей планете…в нашей школе, в этом уютном классе…

- Давайте вспомним, что такое экология? Какое значение имеет экология в нашей повседневной жизни?

- Видели ли вы, как рядом с нами погибает бездомная кошка? Дерево? Река? Природа?

- Можем ли мы защитить окружающий мир? Или мы бессильны? Или этим должны заниматься взрослые, но не подростки?

2. Определение темы занятия.

- Мы определили, что такое экология. А что такое экология души? Что это может означать?

- С чего же начинается экология в повседневной жизни?

Может, мы можем спасти кусок живой земли, который заливают асфальтом в собственном дворе? А может, спасем дерево на школьном участке или украсим школьный двор яркими цветами? Как вы думаете? Поделитесь своими мыслями.

- А сейчас мы посмотрим фильм о девочке, которая из деревни попала в город. О прекрасной девочке, которая твердо знает, что ей дорого, что нужно доброму миру, в котором она живет. Смешно ли закрывать кран не потому, что больше денег придется платить за воду, а потому, что высыхают реки? Попробуйте понять и ощутить, что же скрывается за красивым словом «экология».

3. ПРОСМОТР ФИЛЬМА «СТЕША»

4. Обсуждение.

- Давайте помолчим. А теперь вернемся к фильму. О чем он?

- Какой мы видим героиню в начале фильма? Почему лес, по словам героини, является родным для Стеши, а почему город ее пугает?

-О чем говорит дед Семён, советуя ей: «Все, что ты делаешь, делай честно и с любовью. А там само сложится».

- Согласны ли вы со словами деда Семёна: «Город – это тоже лес, только другой. Другая у него природа, но вот законы те же».

А какие законы жизни у города и какие – у деревни? Различны ли они и почему?

По каким законам живёт Стеша? Она подчиняется этим законам, выдумывает их или открывает, наблюдая окружающий её мир? Почему слова деда Семёна созвучны этим законам?

- Какой мы видим Стешу? Что внешний облик Стеши говорит о её характере?

- Мы не любим прозвища. А Стеша сама себя называет олененком. Но почему-то ей не нравится, когда брат называет ее «олененком из Нарнии», поправляет: «Я Стеша из Загубья» В чем, по-вашему, разница?

А что означает собственное наименование «Загубье»?

(Нарния – вымышленный мир, Загубье – реальное село, которое стоит за разливом Свири, когда она впадает в Ладожское озеро.

Интересен смысл, который символически стоит за этим названием – выход на широкий простор (озеро, море) там, где кончается река. А всякая река – дорога жизни,

место, где живут, кормятся, торгуют, плавают люди…)

- Когда друзья Макара ищут хэштэг для операции по спасению леса, они

поначалу предлагают #Стеша. Однако Макар всё-таки выбирает хэштэг

#оленёнок. Можете ли вы предположить – почему?

А в финале та же самая фраза про оленёнка из Нарнии уже не вызывает

у Стеши такого протеста. Она признала за Макаром и его друзьями право на

своё восприятие мира – или ей уже всё равно, как её называют, главное – она

знает, что её уважают и любят?-

- Какова жизнь города? Как живет брат Макар и его друзья в городе?

- Как по-вашему – Стеша поучает своего брата, как жить, или просто

сама живёт рядом с ним по своим законам?

И как её слова отзываются в душе Макара? Он верит им – или просто

снисходительно соглашается с фантазиями деревенской родственницы?

Какие его поступки говорят об его отношении к Стеше?

(Макар пытается объяснить Стеше пользу мобильных телефонов – но

она весело разбивает все его доводы.)

- Но может ли современный мир обойтись без гаджетов? Когда они действительно бывают нам нужны? И не слишком ли много внимания мы им уделяем?

Какой мы видим Москву в прогулке Макара и Стеши? Где они побывали? Что делали?

- Почему Макар дарит Стеше старенький мобильник?

(Оказывается, для того, чтобы спасти лес, могут пригодиться те самые гаджеты, которые отнимают наше время. Как ещё за короткое время можно оповестить много народа, поднять людей на борьбу за лес, привлечь внимание прессы к поступку «очень важного человека»?

- Как изменилось отношение городских ребят к Стеше? Как бы вы объяснили, почему?

- Экология – это только проблема спасения природы и воспитание бережного отношения к ней, или мобильный телефон в нашей руке – это тоже экологическая проблема? Проблема того, как и на что мы тратим своё время, что делаем с помощью айпадов и айфонов, каким становится наше отношение к миру?

Попробуйте назвать примеры, когда с помощью гаджетов и компьютеров вы совершали добрые и нужные дела. Много ли таких дел?

- Мусор как проблема экология души. Как эту проблему решает Стеша?

- Но тут возникает проблема. Оказывается, этот лес нужен некоему Виктору Николаевичу, чтобы вырубить его и поставить дачу своей дочери.

«Мне нужно, чтобы через неделю здесь была лужайка и даже мысли ни у

кого не возникло, что тут лес когда-то был», – говорит этот персонаж.

Говорит он как хозяин этой земли и этой жизни – но у него на пути встаёт маленькая девочка, для которой лес – это не просто земля, на которой растут деревья, но часть той великой жизни, к которой она привыкла в деревне.

Защищать реки, беречь и уважать травы, благоговейно относиться к природе – и столкнуться с таким бессердечием, хладнокровной жестокостью.

Вспомним о том, что этот сюжет и тему фильма выбирали сами дети московских школ. Еще недавно в разных концах Москвы бурлили подобные конфликты – защищали парки от строителей, придорожные леса – от захвата для дач и строительства дорог.

- Но много ли может сделать маленькая девочка против бригады лесоповала с бульдозером?

Конечно, Стеше нужна помощь. В одиночку лес не спасти.

- Кто же пришел на помощь «оленёнку из Нарнии»?

- Прощаясь с Макаром и его друзьями, Стеша говорит им, что они – необыкновенные. А они в ответ называют необыкновенной её.

- Но есть ли на самом деле обыкновенные люди? Или каждый из нас необыкновенен, просто нужны особые обстоятельства, чтобы проявились те черты нашего характера, которые обычно остаются в тени?

Попробуйте привести примеры поступков, которые делают героев фильмы

необыкновенными.

- Можно ли сказать о Стеше, что она – блаженная? Или она просто внимательна к миру?

Социальные практики после просмотра и обсуждения фильма:

Первая неделя - проведение киноурока и домашнее задание «придумать общественно полезную акцию по теме киноурока».

Вторая неделя – проведение собрания и выбор общественно полезной акции по теме киноурока из придуманных, назначение сроков её реализации.

Третья неделя – реализация выбранной общественно полезной акции по теме киноурока и обсуждение результатов.


 


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей