12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Карпенко Алена Александровна34

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4


 


 


 


 


 

Методическая разработка


 

Тема: Телекоммуникационный (сетевой) проект

во внеклассной работе по истории «И помнит мир спасённый»


 


 


 


 

автор: Карпенко Алёна Александровна

учитель истории I категории

МБОУ СОШ № 4


 


 


 


 


 


 


 

г. Николаевск-на-Амуре

2017 год


 


 

Содержание:


 

Введение………………………………………………………………………2-3

Основная часть………………………………………………………..............4-9

Описание сетевого проекта «И помнит мир спасённый»…………4-6

Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта

во внеклассной работе по истории……………………………...........6-9

Заключение……………………………………………………………………9-11

Литература…………………………………………………………………….11

Приложения……………………………………………………………………12-19


 


 


 

Аннотация:

В настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса стали сетевые – технологии. Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Разработанный телекоммуникационный проект «И помнит мир спасённый» предоставит возможность педагогам ознакомиться с методикой активизации процесса обучения и воспитания посредством сетевого интерактивного взаимодействия. Представленная методика оптимизирует учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся в ходе реализации ФГОС через организацию сетевого проекта.


 


 


 


 

Введение

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где и как я могу эти знания применить.


 

Информационно-технологические вызовы 21 века предполагают изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. «Современные дети – дети сетевого столетия… Сегодняшнее детство часто называют детством информационной социализации…». 1 Поэтому одной из важнейшей задачей модернизации образования России считается применение сетевых технологий в школьной практике.

Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Одним из наиболее эффективных методов использования преимуществ телекоммуникаций для развития личности учащегося является проектный метод. Учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, результативность, итоговый продукт, что повышает его мотивацию к учению.

Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности4.

Компьютерные сети в обучении можно применять для совместного использования программных ресурсов, осуществления интерактивного взаимодействия, своевременного получения информации, непрерывного мониторинга качества полученных знаний и т. д. При таком образовании учебную деятельность учащийся осуществляет во взаимодействии с другими пользователями сети и с компьютером, т. е. учебная деятельность становится не индивидуальной, а совместной.

Главная и уникальная отличительная особенность телекоммуникационных проектов по сравнению с другими формами образовательной деятельности с использованием Интернета состоит в поэтапном решении школьниками проблем в сотрудничестве с дистанционными партнерами.5

Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.

В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.

Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.

В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.6

Тема методической разработки: «Телекоммуникационный (сетевой) проект во внеклассной работе по истории «И помнит мир спасённый»» актуальна и своевременна.

Цель: активизация творческой деятельности учащихся, развитие ключевых компетенций обучающихся через самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность организованную на основе компьютерной телекоммуникации и совместного взаимодействия.

Задачи:

Способствовать организации условий для развития творческих способностей, повышения познавательной активности учащихся и интереса к истории.

Развивать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности.

Содействовать организации творческого взаимодействия учащихся, педагога и родителей с использованием Интернет-технологий через участие в сетевом проекте.

Обеспечить деятельностное изучение учащимися истории с помощью различных Интернет-сервисов.

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

При организации и проведении образовательного события необходимо учитывать:

интерес ребенка

на основе интереса строить деятельность

в ходе деятельности появляется творчество, инициатива

результаты, рефлексия

Итак, телекоммуникационные проекты – эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве в котором формируются, ценностно-смысловые, коммуникативные, продуктивные ключевые компетенции важные для каждого школьника.

Основная часть.

Описание проекта:

Сетевой внеучебный творческо-исследовательский проект «И помнит мир спасённый» посвящённый Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. реализован в рамках ФГОСов второго поколения.

Сетевой проект https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/ направлен на создание условий для воспитания патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; на развитие умения вести поисковую работу, стремления сохранить память об участниках Великой Отечественной войны; вызвать чувства гордости за своих прадедушек и земляках, на формирование познавательной активности и инициативности.

Актуальность проекта состоит в том, что в наше время многие люди, в частности, молодёжь мало знают об истории своей страны, слишком коротким становится список живых участников войны. Каждое имя – военный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Уходит в вечность поколение победителей. Памяти не важно, кто жив, кто погиб, кто ушёл из жизни после войны. Ведь несмотря ни на что мы ценим, бережем, помним, а значит они живы.

Основная идея сетевого проекта - конкретизировать содержание федерального компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников о Великой Отечественной войне.

Тип проекта: творческо-исследовательский

Срок реализации проекта: с 25.03.2015

По продолжительности: бессрочный

Предмет: история.

Участники проекта: учащиеся 5-9 классов, педагоги, родители.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Проблема: Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Нам необходимо помочь детям, знать эту историю.

Цель проекта - формирование активной гражданской позиции ученика посредством включения в различные направления сетевой и социальной деятельности, изучения истории, исследуя факты о Великой Отечественной войне. Воспитание нравственно патриотических чувств на основе изучения истории своей семьи и страны.

Задачи проекта:

- формирование осознания значимости вклада каждой семьи в победу над фашизмом, памяти о далёких и трагичных событиях Великой Отечественной войны, военного и трудового подвига советского народа;

-повышение социальной активности и гражданской ответственности;

- укрепление духовной связи между людьми разных поколений;

- совершенствование и расширение знаний о Великой Отечественной войне;

- сохранение памяти о событиях военного времени;

- создание сайта-проекта «И помнит мир спасённый».

Сервисы сетевого проекта:

Гугл www.google.com

Гугл-карта, документ, презентация, таблица.

Ютьюб

thinglink.

Метапредметная связь: история, ИКТ, музыка, география, литература, информатика, русский язык.

В основу проекта положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о Великой Отечественной войне конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей.

Проект строится на деятельностной основе - через " открытие" новых знаний, применение их в общении и представлении в различной форме в сети Интернет посредством ИКТ.

В ходе работы над сетевым проектом «И помнит мир спасённый» создаются условия, направленные на достижение новых образовательных результатов, то есть на освоение школьниками разнообразных способов деятельности и личностную самореализацию.

Участие в проекте помогало формированию следующих личностных результатов:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-знание истории России и человечества;

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Участие в проекте способствовало формированию следующих УУД (универсальных учебных действий):

- овладению формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, родителями;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умение осознанно использовать речевые средства и ИКТ в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

-планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


 

2. Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта во внеклассной работе по истории.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность участников проекта

1

Подготовительный

(информационно – аналитичес

кий)

планирование :

Определение темы, идеи, конечного результата;

определение целей проекта, этапов, сроков проведения проекта, заданий для каждого этапа, подбор Интернет-сервисов; формирование проектных групп; актуализация правил безопасного поведения при работе в Интернете; создание сайта проекта

Определение структуры проекта:

Поиск единомышленников (участники проекта);

Цели и задачи.

Условия регистрации.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организатора с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Формирование базы заданий

Направляющие вопросы (проблемный и основополагающий).

Этапы и сроки проведения проекта.

Справочные материалы, перечень Web-сервисов, инструкции работы с сервисами. Разработка критериев оценивания этапов проекта. Результат проекта – сайт.

Для организации сетевого проекта выбран сервис – Google Сайты. Создан шаблон проекта. (структурной единицей которого является веб-страница) приложение 2. (https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/home ).

Анкетирование: определение

уровня сформированности умений владения ИКТ и социальными сервисами потенциальных участников проекта


 

определение целей проекта, этапов, сроков проведения проекта, заданий для каждого этапа, подбор Интернет-сервисов; формирование проектных групп; актуализация правил безопасного поведения при работе в Интернете; создание сайта проекта

2

мотививоционный

Опубликована информация (ссылка) о сетевом проекте, для привлечения к нему участников в дневнике.ру, на странице школьного сайта (http://nik4.edu.27.ru/?page=125 )

Презентация проекта в классах.

Сетевой проект должен привлекать участников:

- разнообразием предлагаемых тем;

- добровольным участием

Знакомство с сайтом проектом https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/

Отвечают на вопросы:

«Почему?»(это важно для меня лично)

«Зачем?»(мы делаем этот проект)

«Что?»(для этого мы делаем)

«Как?»(как мы это можем делать)

«Что получится?» «Как? (решение проблемы)

3

содержательно – деятельност

ный

Сетевая координация:

Форма обратная связь, электронная почта, скайп.

Консультации в реальном времени.


 


 

Работа со страницей «Страницы проекта» - гипертекстовой текст.

Организационный момент- путеводителем

организационный момент: регистрация (приложение 3)

знакомство с мини проектами и выбор (приложение 4)

«Копилка идей» - участие в социально-значимых проектах.

Страница «Дети войны» просмотр ролика – проект в виде интерактивного плаката и страница совместного редактирования (приложение 5)

Страница «женщины войны» -подборка видеороликов и совместное редактирование документа (приложение 6).

Страница «Нам песня побеждать помогала» - создан ролик караоке и краткой информацией, организовали социологический опрос «Песня Победы», приняли участие по той же теме во всероссийском опросе (приложение 7), подбор видеороликов и документ совместного редактирования «История песни».

Страница «Память» - проекты с гугл-картой «Города герои» и «Памятные места» (совместное редактирование), альбом рисунков «Ради жизни на земле» и совместный документ редактирования (приложение 8).

Страница «Солдаты войны» - подборка роликов и документ совместного редактирования – воспоминания участников войны (приложение 9).

Страница «Тыл фронту»-подборка роликов и документ совместного редактирования (приложение 10). Страница «Найди своего героя» -информация из семьи, поиск по поисковым сайтам родственников непосредственно участвовавших в боевых операциях, найдено более 100 человек (приложение 11) Участники проекта участвовали в форуме по дискуссионным вопросам (Приложение 12). Итоговая страница сетевого проекта – интерактивный плакат и высказывания учащихся по результатам проекта (рефлексия) приложение 13. Страницы «источники» и «фильмы» - проектная подборка ссылок по теме.

4

Презентац

ия, защита проекта и рефлекия

Подготовка учащихся к представлению сетевого проекта

Критерии оценивания проекта:

Соответствие теме.

Наличие исследования.

Грамотность.

Дизайн.

Оригинальность.

Рефлексия обучающихся по плану:

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Возникли ли трудности в ходе выполнения заданий? Какие?

Как вы с ними справились?

Что было самым интересным на этапе?

5

диагностико – результативный

Анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.

Каждый участник сетевого проекта работал над своим мини-проектом по плану индивидуально (в группе), результаты размещались на сайте:

Этапы проекта

Периоды проекта

Содержание деятельности

Поисковый

Первый этап.

Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задачи мини-проекта.

Аналитический

Первый этап..

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический

Первый этап.

.

Выполнение запланированных действий по реализации мини-проекта. Представление результата в сети Интернет.

Презентационный

Первый этап.

Подготовка и проведение презентации мини-проектов. сетевого проекта. Рефлексия.

Контрольный

 Промежуточный

Анализ результатов. Оценка качества мини-проекта. Сайта- проекта.


 

Заключение

Сетевой проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В ходе работы над телекоммуникационным проектом меняется позиция школьников - они становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса, которые способны не только учиться сами, но и обучать своих сверстников.

Сетевой проектный продукт невозможно или очень трудно создать “в одиночку”. Широкая вовлечённость участников проекта: обучающихся, родителей, педагогов создает дополнительный фактор достижения целей проекта. Успешная работа в этом виде деятельности, во многом зависит от сотрудничества детей между собой, взрослых и детей.

Создавая качественный продукт проектной деятельности и размещая его в сети Интернет, участники проекта становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть востребован в образовательном и воспитательном процессе учителями предметниками, классными руководителями, общественностью (данный сайт-проект помог найти информацию о дедушке Валерии Ханенко и установить связь с родственниками, она написала письмо на email руководителя проекта см приложение 13).

Участие в телекоммуникационном проекте требует от его участников хорошего владения Интернет-технологиями. В сетевом проекте учатся все так как, каждый его участник, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики, ответственность за поведение в новой образовательной среде.

Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать обучающемуся возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности.

Телекоммуникационный проект «И помнит мир спасённый» построен так, что его можно продолжать, пополнять постоянно с привлечением новых участников.

Сетевой творческо-исследовательский проект " И помнит мир спасённый" реализованный во внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения развивает умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как: успешно работать с другими; принимать обдуманные решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять собой; эффективно общаться.


 

Литература:

«Стандарт – это норма необходимого разнообразия» / А.Г.Асмолов Интервью с А.Г.Асмоловым // Современноедошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.14–18. (http://sdo-journal.ru/journalnumbers/standart-eto-norma-neobhodimogo-raznoobraziya.html).

Образование в эпоху новых информационных технологий. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. [Электронный ресурс] : Режим доступа http://screen.ru/ikt/panasenko02.html.

Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. МЕТОД ПРОЕКТОВ технология компетентностно- ориентированного образования. (методическое пособие для педагогов и руководителей проектов учащихся основной школ. Издательство: «Учебная литература». 2006.

(chrome-extension://ilhapdfjlmhfdgdbefpinebijmhjijpn/http://www.lab-modern.ru/files/met_proekt.pdf).

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО Метод проектов http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm.


 

Серых Л.А. Особенности организации телекоммуниционных проектов для школьников - http://ito.edu.ru/2006/Samara/VIII/VIII-0-3.html

Е.Н. Ястребцева. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М., 2001. (http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/329/49329/24358)

Е. Н. Ястребцевой и Я. С. Быховского. Общая редакция: Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий

Программа Intel ® «Обучение для будущего» (Учебно-методическое пособие). Издательство: М.: «Русская Редакция» Год издания: 2003.

Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании. И.Роберт и др. – М: Дрофа, 2008 г.


 


 


 


 

Приложения:


 

Приложение 1

Web-страницы: ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА, 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, КОПИЛКА ИДЕЙ, 2 СТРАНИЦЫ ПРОЕКТА: ДЕТИ ВОЙНЫ, ЖЕНЩИНЫ ВОЙНЫ, НАМ ПЕСНЯ ПОБЕЖДАТЬ ПОМОГАЛА, ПАМЯТЬ, ПОДГОТОВКА К ТЕСТУ, СОЛДАТЫ ВОЙНЫ, ТЫЛ ФРОНТУ, 3 НАЙДИ СВОЕГО ГЕРОЯ, 4. ФОРУМ, 5. ХОЧУ СКАЗАТЬ, 6. ИСТОЧНИКИ, 7. ФИЛЬМЫ


 

Приложение 2

Регистрация: заполнение формы и проверка в таблице


 

Приложение 3

Мини-проекты- темы https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta

Приложение 4

Страница «Дети войны» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/deti-vojny

Приложение 5

Женщины войны https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/zensiny-vojny

Приложение 6

Страница «Нам песня побеждать помогала» - создан ролик караоке и краткой информацией, организовали социологический опрос «Песня Победы», приняли участие по той же теме во всероссийском опросе https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/nam-pesna-pobezdat-pomogala

Приложение 7

Страничка «Память» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/pama


 


 


 

Приложение 8

Страница «Солдаты войны» - подборка роликов и документ совместного редактирования – воспоминания участников войны (приложение 9). https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/soldaty-vojny


 

Приложение 9

Страничка «Тыл фронту» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/tyl-frontu

Приложение 10

Страница «Найди своего героя» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/1


 

https://sites.google.com/a/labore.ru/kcp/distancionnye-proekty-dla-ucasihsa

https://infourok.ru/setevoy-proekt-kak-obrazovatelnoe-prostranstvo-uchebnoissledovatelskoy-deyatelnosti-1101838.html

Приложение 11. Форум

Приложение 12

Страница «Хочу сказать» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/5-hocu-skazat


 


 


 


 

Приложение 13 страница сайта https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.