Классный час для 7 класса «Год чтения: побеседуй с мудрецами»

3
0
Материал опубликован 31 August 2016

Сценарий первого урока в 2016 –2017 уч. г. для 7 класса

«Год чтения: побеседуй с мудрецами»

Подготовила:

Челик Е.Т., учитель физики и информатики

Раздольненской ОШ IIII ступеней, Старобешевского района.

Цель: донести до учащихся смысл общения человека с книгой; расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность и эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Оформление доски: высказывания мудрецов и их портреты; карточки с пословицами, кроссвордом, заданиями, памятки «Правила обращения с книгой».

Ход урока

Организационный момент-приветствие.

Дорогие ребята! Рада видеть ваши добрые, сверкающие лица. Я поздравляю вас с праздником, первым днем учебного года. Пусть этот год будет для вас мирным, добрым, счастливым и творческим.

Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

Сегодня, в век компьютерных технологий и телевидения, люди стали меньше читать, а некоторые и вовсе не читают.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.

2016 год на территории Донецкой Народной Республики объявлен Годом чтения. Вот и наш первый урок посвящен книгам.

Цель нашего урока: убедиться, что книга испокон века является другом человека. И что без книги в любое время не обойтись, она украшает нашу жизнь, делает ее богаче.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.

Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

Работа по теме урока.

1. Прочитайте пословицы, записанные на карточках:

- Хорошую книгу читаешь – знания свои умножаешь.

- Чтение – к мудрости движение.

- Кто много читает, тот много знает

- Одна книга тысячу людей учит.

- Хорошая книга — лучший друг.

- Дом без книги – день без солнца.

Вопросы учителя:

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей)

- Как вы думаете, что значит правильно читать книгу? (ответы детей)

Нужно думать над книгой и до чтения, и во время чтения, и конечно же. Обдумывать прочитанное, когда книга уже закрыта.

- Чему может научить книга? (ответы детей)

2. Разгадывание кроссворда

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

2 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3 

  

  

  

4 

  

5 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

6 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

По горизонтали:

2. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?   5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?  6. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.  

По вертикали:

1. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.   3. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?   4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?  

3. «Собери пословицу»

Задание

1

Кто другому яму копает,

1

тот о том и говорит.

2

Любишь кататься,

2

надо свой разум наточить.

3

Муж возом не навозит,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

4

Кто ест скоро,

4

от того и наберешься.

5

На охоту ехать -

5

по-волчьи выть.

6

Кто рано встаёт,

6

тому глаз вон.

7

Любовь не картошка -

7

враг мой.

8

У кого что болит,

8

тот сам в нее попадает.

9

На то она и щука,

9

чтобы не было оглядки.

10

Не говори о себе худо,

10

по уму провожают.

11

Чтобы других учить,

11

люби и саночки возить.

12

Кто старое помянет,

12

тому Бог даёт.

13

Не спеши языком,

13

молчание золото.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

14

что жена горшком наносит.

15

По одежке встречают,

15

другие об этом позаботятся.

16

Слово – серебро,

16

спеши делом.

17

С кем поведешься,

17

тот и работает споро.

18

Язык мой -

18

не выбросишь в окошко.

19

С волками жить -

19

собак кормить.

20

Не давай повадки,

20

чтоб карась не дремал.

Ответы

1

Кто другому яму копает,

8

тот сам в нее попадает.

2

Любишь кататься,

11

люби и саночки возить.

3

Муж возом не навозит,

14

что жена горшком наносит.

4

Кто ест скоро,

17

тот и работает споро.

5

На охоту ехать -

19

собак кормить.

6

Кто рано встаёт,

12

тому Бог даёт.

7

Любовь не картошка -

18

не выбросишь в окошко.

8

У кого что болит,

1

тот о том и говорит.

9

На то она и щука,

20

чтоб карась не дремал.

10

Не говори о себе худо,

15

другие об этом позаботятся.

11

Чтобы других учить,

2

надо свой разум наточить.

12

Кто старое помянет,

6

тому глаз вон.

13

Не спеши языком,

16

спеши делом.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

15

По одежке встречают,

10

по уму провожают.

16

Слово – серебро,

13

молчание золото.

17

С кем поведешься,

4

от того и наберешься.

18

Язык мой -

7

враг мой.

19

С волками жить -

5

по-волчьи выть.

20

Не давай повадки,

9

чтобы не было оглядки.

«Литературные  анаграммы»

 Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

МОТ → Т _ _  (Единица собрания сочинений.)

(Том)

ОПЕР → П _ _ _  (Инструмент писателя.)

(Перо)

РИНГ → Г _ _ _  (Русский писатель.)

(Грин А.С.)

МОНЕ → Н _ _ _  (Капитан из книги Ж. Верна.)

(Немо)

КОРТ → К _ _ _  (Нелюбимый жених  Дюймовочки.)

(Крот)

СИЛА → Л _ _ _  (Героиня многих басен И.А.  Крылова.)

(Лиса)

СТОПОР → П _ _ _ _ _  (Один из мушкетёров.)

(Портос)

ТОВАР → А _ _ _ _  (Создатель литературного  произведения.)

(Автор)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _  (Выдающиеся способности писателя.)

(Талант)

ФИРМА → Р _ _ _ _  (Предмет поиска поэтов.)

(Рифма)

РАК+СЛОН → К _ _ _ _ _ _  (В меру  упитанный персонаж   Астрид Линдгрен.)

(Карлсон)

Интерактивная беседа «Беседа с мудрецами»

Великие люди были великими читателями. Известно, что Пуш­кин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский каби­нет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что по­падалось ему под руку. Пушкин скажет: «Чтение - вот лучшее учение...»

Давайте вместе прочитаем высказывания мудрецов разных времён о роли книги в жизни человека. (Читаем высказывания на доске)

Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.Жанлис

Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон

Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.

Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест Хемингуэй

Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. © М. Лашков

Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Д. Пеннак

Коллекция книг — тот же университет. © Томас Карлейль

Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они — самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.© Чарльз Уильям Элиот

 Классика — это книга, которая никогда не закончит говорить то, что она должна сказать. © Итало Кальвино

Прочитанная книга – это ещё одна прожитая жизнь. © Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст

Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу. © Джоан Роулинг

Я думаю, мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. © Франц Кафка

Если вы хотите узнать человека, посмотрите, что он читает и как он читает. © Кери Хьюм

Мир был создан для чтения. © Бетти Смит

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Даниэль Пеннак

То, что вы читаете, изменит вас. © Дипак Чопра

Книги — это самолет, и поезд, и дорога. Они — направление и маршрут. Они — дом. © Анна Квиндлен

Я считаю, телевидение отлично способствует образованию. Каждый раз, когда кто-то включает телевизор, я иду в другую комнату и читаю книгу. © Граучо Маркс

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. © Ф. М. Достоевский

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги». © К Г. Паустовский

- А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит? (ответы детей)

Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”.

Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: “Эта книга перевернула всю мою жизнь”. Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги.

- Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя? (ответы детей)

Хотелось бы дать вам мудрый совет одного библиотекаря: “Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду”.

Заключительное слово «Это интересно...»

В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг – универсальный способ сохранить живой ум на долгие годы. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда читаешь, словарный запас становится богаче, память улучшается, человек становится интересным рассказчиком.

Вот интересные факты о чтении, которые заставят по-новому посмотреть на этот вид времяпрепровождения.

М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.

Т. Эдисон читал сразу 2–3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

В мире существуют музеи, памятники и уличные скульптуры книг, артобъекты и различные виды искусств, удивительные книжные магазины и библиотеки, всевозможная рекламная продукция, посвященные книге. Даже дни дарения книг.

Сколько хороших слов можно сказать о книге! А всегда ли мы благодарны книге, относимся ли мы к ней так как она того заслуживает?

Вы в школе получаете учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить 4-5 ученикам. (Краткая информация об учебниках класса.)

Чтобы напечатать учебник русского языка, требуется срубить 7 тысяч елей. Сколько же леса сохранят школьники, если будут бережно относиться к школьной книге.

Давайте вместе проговорим правила обращения с книгой. 

Правила обращения с книгой.

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

7. Не читай книгу во время еды.

Подведение итогов (рефлексия)

Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Примерные ответы детей:

Не читал и читать не буду, на это нет времени.

Читала и буду читать, Интернет и телевизор - это не то!

Захотелось найти такую сильную книгу, чтобы она меня затронула, пока не нашел.

Все равно не хочется читать толстые книжки - лучше достать краткий пересказ.

А я все равно буду слушать аудиокниги - можно параллельно что-то полезное делать!

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

Список использованной литературы

Аромштам М. Чтение как понимание [Электронный ресурс] –http://www.papmambook.ru/articles/638/

Гессе Г. Пять эссе о книгах и читателях // Иностранная литература. –2004. – № 10. – С. 211-231.

Дуров П. 7 элементов системы образования XXI века [Электронный ресурс] –http:// slon.ru/ipad/7_elementov_sistemy_obrazovaniya_xxi_veka-786760 .xhtml

Ильин И. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М., 2006.

Колмановский И. Интервью с Д. Пенна ком // Даниель Пеннак: «Чтение – это PODAROK!» [Электронный ресурс] – http://pgbooks.ru/pg_recommend/life_with_kids/daniel-pennak-chtenie-eto-podarok.php

Романичева Е. С. Вызовы и реалии современного школьного литературного образования // Русская словесность. – 2012. – № 5.

Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. [Электронный ресурс] –http://www.centeroko.ru/public.htm

Исаева Е.А. То, что отвлекает от чтения, надо сделать союзником в

создании мотивации к чтению. // Русская словесность. – 2013. – № 6 –С.2-5. [Электронный ресурс] - http://gua.convdocs.org/docs/205/index-39316.html

Как читать больше. [Электронный ресурс] – http://constructorus.ru/samorazvitie/kak-chitat-bolshe-knig.html или http://lifesimple.ru/blog/samorazvitie/56.html или http://vitamarg.com/article/samorazvitie/2566-kak-chitat-bolshe

Информационные источники:

http://chtenie-21.ru/ – портал «Чтение 21» «Познавай! Исследуй! Действуй!»

https://www.livelib.ru/selection/1977

http://tululu.org/article/40/ Большая бесплатная библиотека: Мечта любого книголюба
 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

2 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3 

  

  

  

  

4 

  

5 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

6 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

По горизонтали:

2. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?   5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?  6. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.  

По вертикали:

1. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.   3. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?   4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?  

«Литературные  анаграммы»

 Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

МОТ → Т _ _  (Единица собрания сочинений.)

ОПЕР → П _ _ _  (Инструмент писателя.)

РИНГ → Г _ _ _  (Русский писатель.)

МОНЕ → Н _ _ _  (Капитан из книги Ж. Верна.)

КОРТ → К _ _ _  (Нелюбимый жених  Дюймовочки.)

СИЛА → Л _ _ _  (Героиня многих басен И.А.  Крылова.)

СТОПОР → П _ _ _ _ _  (Один из мушкетёров.)

ТОВАР → А _ _ _ _  (Создатель литературного  произведения.)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _  (Выдающиеся способности писателя.)

ФИРМА → Р _ _ _ _  (Предмет поиска поэтов.)

РАК+СЛОН → К _ _ _ _ _ _  (В меру  упитанный персонаж   Астрид Линдгрен.)

«Собери пословицу»

1

Кто другому яму копает,

 

1

тот о том и говорит.

2

Любишь кататься,

 

2

надо свой разум наточить.

3

Муж возом не навозит,

 

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

4

Кто ест скоро,

 

4

от того и наберешься.

5

На охоту ехать -

 

5

по-волчьи выть.

6

Кто рано встаёт,

 

6

тому глаз вон.

7

Любовь не картошка -

 

7

враг мой.

8

У кого что болит,

 

8

тот сам в нее попадает.

9

На то она и щука,

 

9

чтобы не было оглядки.

10

Не говори о себе худо,

 

10

по уму провожают.

11

Чтобы других учить,

 

11

люби и саночки возить.

12

Кто старое помянет,

 

12

тому Бог даёт.

13

Не спеши языком,

 

13

молчание золото.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

 

14

что жена горшком наносит.

15

По одежке встречают,

 

15

другие об этом позаботятся.

16

Слово – серебро,

 

16

спеши делом.

17

С кем поведешься,

 

17

тот и работает споро.

18

Язык мой -

 

18

не выбросишь в окошко.

19

С волками жить -

 

19

собак кормить.

20

Не давай повадки,

 

20

чтоб карась не дремал.

Комментарии
Комментариев пока нет.