Классный час «Что такое совесть»
Ванчугова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области
Конспект классного часа
Тема: «Что такое совесть?»
Цель: знакомство с понятием «совесть», «стыд» с помощью обсуждения притч, афоризмов, просмотренного мультфильма.
Задачи:
Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с произведением А.П. Гайдара «Совесть», значением слова «совесть»
Воспитывающие:
стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести;
формировать у обучающихся культуру общения;
Развивающие:
развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: проектор, компьютер, экран, толковые словари, тексты, листочки.
Ожидаемые результаты:
Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
Научатся осознавать, для чего человеку нужна совесть.
Организационный момент.
Разгадывание кроссворда ( в презентации)
-
Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2.Антоним к слову здоровье.
3. Ложь-правда
4.Синоним к слову храбрость- смелость
5.неученье-тьма, а ученье- свет
6. Антоним к слову грязь- чистота
7. Она дана на добрые дела- жизнь
СОВЕСТЬ- ключевое слово
Мотивация и целеполагание. Приём РТКМ – таблица ЗХУ
Вопрос |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1. Что такое совесть? |
|||
2. Нужна ли человеку совесть? |
|||
3. Что значит поступать по совести? |
|||
4. Какая совесть бывает чиста? |
Обсуждение, дискуссия
А) Что такое совесть? ( ответы детей)
Б) Знакомство с произведением АМ. Андрианова « Угрызения совести» (Читает учитель)
В) анализ произведения
Учитель. Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)
Учитель. В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.
Учитель. Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?
Учитель. Что является лекарством, исцеляющим душу?
Учитель. Что такое СОВЕСТЬ?
Г) Работа в парах
Попробуем сформулировать понятие совесть из афоризмов, прочитав в словаре.( в парах)
Работа с афоризмами
Паскаль Блез
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
Работа со словарём Ожегова
Работа со словарём Даля
Работа с энциклопедией
Д) Обсуждение вопроса: . Нужна ли человеку совесть?
Е) Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
Применение знаний в новой ситуации
А) правило руки
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
Б) Просмотр и обсуждение мультфильма « Совесть» 350-я серия « Лунтик»
6. Итог занятия
Составление портрета совестливого человека
Портрет совестливого человека
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
Рефлексия
Возврат к таблице ЗХУ
Правила тренировки совести.
НЕ ОБИЖАЙ ДРУГИХ, НЕ ПРИЧИНЯЙ ОГОРЧЕНИЙ!
НЕ СОВЕРШАЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ!
ОБДУМЫВАЙ КАЖДОЕ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ!
Приложение
Вопрос |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1. Что такое совесть? |
|||
2. Нужна ли человеку совесть? |
|||
3. Что значит поступать по совести? |
|||
4. Какая совесть бывает чиста? |
Вопрос |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1. Что такое совесть? |
|||
2. Нужна ли человеку совесть? |
|||
3. Что значит поступать по совести? |
|||
4. Какая совесть бывает чиста? |
Вопрос |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1. Что такое совесть? |
|||
2. Нужна ли человеку совесть? |
|||
3. Что значит поступать по совести? |
|||
4. Какая совесть бывает чиста? |
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
8. Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
Паскаль Блез
Ольга Николаевна Голина
Елена Вениаминовна Чурина