Классный час «Твои защитники» (2 класс)
Классный час во 2 классе «Твои защитники»
Цель: познакомить учащихся с произведениями Л.А. Кассиля из книги «Твои защитники».
Задачи: рассказать о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о подвигах лётчиков Талалихина Виктора Васильевича и Николая Францевича Гастелло; воспитывать уважение к подвигам солдат советской армии; привить чувство гордости за Родину; развивать речь.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
На слайде плакат с девизом урока «Где смелость, там и Победа!».
-Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
(Смелый человек преодолевает трудности, идёт к победе.)
Прослушивание аудиозаписи песни «Священная война» или просмотр видео с исполнением этого произведения.
Послушаем отрывок из песни «Священная война».
– Как вы думаете, почему наш сегодняшний урок начинается именно с этой композиции?
– О каких событиях рассказывает песня? (О событиях, посвященных началу Великой Отечественной войны).
– Патриотическая песня «Священная война», ставшая гимном защиты Отечества, была написана практически сразу, как на территории нашей страны начались военные действия. Текст композиции подготовил советский поэт В. И. Лебедев-Кумач. А музыку – композитор А.В. Александров. Песня была написана через 2 дня после начала войны.
2. Определение темы.
– Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. Прочитайте пословицы на слайде и определите тему классного часа.
Жить – Родине служить.
Защитниками не рождаются – ими становятся.
Родина-мать, умей за неё постоять!
– Подумайте, кому и чему посвящены эти строки? (Они о Родине, защитниках нашей страны ).
– Кто такие защитники? (воины, солдаты).
– В толковом словаре Ожегова слово «защитник» имеет следующее значение: тот, кто защищает, охраняет, оберегает.
Сегодня мы поговорим с вами о событиях Великой Отечественной Войны, о героизме, мужестве, стойкости советского солдата и победе нашей Родины над врагом. Я прочитаю вам рассказы об этих событиях.
3. Актуализация знаний.
– Скажите, какое знаменательное событие в нашей стране ежегодно отмечают 9 мая?
Верно. Это День победы в Великой Отечественной войне. В следующем, 2022 году, мы будем отмечать 77-ю годовщину победы в ВОВ.
– Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
– Сколько лет длились военные действия?
– Как называлась наша страна в годы войны?
22 июня 1941 года на территорию Советского Союза (так называлась наша страна тогда) вторгся агрессивный и опасный противник – фашистская Германия. Четыре года советская армия сражалась с врагом в кровопролитной битве. Свое название – «Великая Отечественная» – война получила потому, что на защиту Родины поднялись все – от мала до велика. Тогда погибло много солдат и граждан СССР.
Несмотря на это, Великая Отечественная война закончилась полной победой нашей страны – в 1945 году. И теперь 9 мая – ежегодный всенародный праздник.
На доске: 22 июня 1941 1942 1943 1944 9 Мая 1945
4. Целеполагание.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем классном часе?
5. Работа по теме урока.
– Героизму и отваге советских солдат посвящено много книг и литературных произведений. Сегодня мы прочитаем несколько рассказов из книги писателя Льва. Кассиля «Твои защитники». (Учитель показывает книгу).
Эту книгу Лев Кассиль написал во время Великой Отечественной войны. Он был военным корреспондентом. Военный корреспондент –это человек, который находится на месте военных действий, пишет репортаж о происходящем в газету или передаёт информацию о происходящих событиях на радио.
Чтение рассказа «Твои защитники». (Читает учитель).
– Расскажите, о каких защитниках Отечества вы узнали?
– Благодаря чему советская армия смогла победить?
– Защитники Отечества – воины, которые защищают нашу страну от врагов-захватчиков. Это армия. Она есть в каждой стране мира.
Люди сражались с фашистами не только на фронте, но и в тылу. В тылу тоже были защитники, и они делали всё, чтобы помочь фронту быстрее уничтожить фашистов. Там работали заводы, выпускавшие военную технику. Люди строили оборонительные сооружения и выполняли другую тяжелую работу.
Чтение рассказа «Таран». (Читает учитель, во время чтения показывает на экране иллюстрации к рассказу)
– Прочитайте название рассказа.
– Как вы думаете, что значит слово «таран»?
– Давайте прочитаем рассказ Льва Кассиля и узнаем, что это такое.
Учитель читает рассказ.
– Что такое таран? (Таран – сильный удар военного самолета в корабли, самолёты и танки противника.)
Этот прием авиационного боя использовали в советской армии: для того, чтобы вывести самолеты противника из строя путем столкновения. За четыре года ВОВ наши летчики использовали подобную тактику сотни раз.
Словарная работа:
– Самолёт – истребитель – самолет, предназначенный для уничтожения самолетов противника непосредственно над полем боя. Это самые скоростные и маневренные воздушные корабли.
– Пропеллер – устройство для приведения в движение самолётов и вертолётов.
– Самолёт – бомбардировщик – особый военный самолет. Его использовали для удара по объектам противника при помощи бомб (как на воде, так и на суше).
– Ястребок – так в годы Великой Отечественной войны называли советские самолеты-истребители. В минуты опасности они молниеносно могут набрать скорость свыше 600 км/час и сразу же взлететь.
– Какой подвиг совершил летчик в рассказе Льва Кассиля?
– Расскажите, какие чувства вы испытали при прочтении рассказа?
Физкультминутка.
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолёта,
Три-четыре – мы пилоты.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях,
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
Знакомство с подвигами Н.Ф. Гастелло и В.В. Таланихина.
– Узнаем, кто в советской армии во время Великой Отечественной войны первым совершил таран.
– Первый воздушный таран в советской армии совершил летчик Николай Францевич Гастелло – через 4 дня после начала Великой Отечественной войны. Он героически погиб, направив свой подбитый самолет в скопление вражеских танков. Посмертно удостоен звания – Герой Советского Союза.
– Внимания заслуживает и подвиг младшего лейтенанта, летчика Виктора Васильевича Талалихина. Герой Советского союза сбил 6 фашистских самолетов, но погиб в воздушном бою под Москвой. Ему было всего 23 года.
– Подумайте, какие личные качества помогли советским летчикам выполнить задание? (любовь к Родине, преданность, мужество, выносливость).
Их героизм и мужество позволили отстоять каждую пядь земли и освободить от захватчиков нашу Родину.
Работа в парах.
– Прочитайте начало и конец пословиц. Соедините отрывки фраз по смыслу.
Начало пословицы |
Конец пословицы |
Дружно за мир стоять |
что соловей без песни. |
Человек без Родины, |
ни жизни не жалей. |
Кто за Родину горой, |
легко в бою. |
Для Родины своей ни сил, |
тот истинный герой. |
Тяжело в учении, |
– войне не бывать. |
Чтение рассказа «Пути знамен». (Читает учитель).
– В каком городе советские солдаты установили над главным зданием Красное знамя?
– Что было на нём изображено?
– Почему это знамя называли доброе знамя?
– Как удалось бойцам Красной армии взобраться на крышу?
– Как называется это знамя? (Знамя Победы)
– А что стало с фашистами?
Сообщения учащихся.
В каждой семье в нашей большой стране есть свои герои. Послушаем сообщения о ваших защитниках-прадедушках.
Рассказы детей о прадедушках, родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
6. Итог урока.
– Расскажите, о каких подвигах советских солдат вы узнали?
– Какие произведения Льва Кассиля вам больше всего запомнились, и почему?
– Как вы считаете: нужно ли нам сейчас читать книги, посвященные событиям Великой Отечественной войны, несмотря на то, что она давно закончилась?
Великая Отечественная война навсегда останется событием в истории нашей страны. Она занимает важное место в жизни каждого из нас. Сотни тысяч советских солдат отдали свои жизни ради того, чтобы сейчас мы могли жить под мирным небом. Мы не вправе забывать о них! Мы обязаны помнить и гордиться героями, которые сражались за наше счастливое будущее!
7. Рефлексия.
– Каждый из нас хочет, чтобы рядом были настоящие защитники. Ваша главная задача сейчас – отлично учиться. Давайте вспомним слова великого полководца – Александра Васильевича Суворова «Тяжело в учении – легко в бою». Они относятся и к вам, ребята. Учитесь, и будьте достойными гражданами нашей страны.
А теперь – посмотрите на слайд и продолжите фразы.
Сегодня я узнал (а) …
На сегодняшнем уроке я понял (а), что …
Я горжусь…