12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шатрова Ольга Сергеевна453
Россия, Пермский край, посёлок Майкор
5

Классный час «Дети войны»



МБОУ «Майкорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

Классный час по теме «Дети войны»

(3 класс)

Учитель: Шатрова Ольга Сергеевна

 «Дети войны»

 

Цель: Воспитание  чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества;  уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

Задачи:

·        Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

·        Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 

·        Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 

·        воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. 

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 3-4 классов коррекционной школы VIII вида.

Общие методические указания: проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее дается задание отдельной группе учащихся: заучивание стихотворений наизусть, разучивание песни.

Место проведения: класс.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация.

 

Материалы:

фонограммы «От Советского ИнформБюро», отрывок мультфильма «Воспоминание»,  фонограмма «Пусть всегда будет солнце», презентация «Дети войны», аудиозапись дневника Т.Савичевой


Ход занятия:
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро»  (слайд №2)

Девочка.

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

 

Мальчик.

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война


Учитель:  

- Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.

- Ответьте, что такое в вашем понимании «война»

(дети отвечают, затем читают по листочкам слова и прикрепляют на доску)

Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха. Всё это наравне со взрослыми пережили и дети.

- Сегодня наш классный час я хотела бы посвятить детям, пережившим страшное военное время, детям войны.
(Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.) 
Война прошлась по детским судьбам грозно, 
Всем было трудно, трудно для страны, 
Но детство изувечено серьёзно: 
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

- Вдумайтесь в эти цифры: 
- Каждый день теряли 9168 детей,
- Каждый час – 382 ребенка,
- Каждую минуту – 6 детей,
- Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок  (слайд №3)


А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик: 
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как  же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?

- Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои…?
- Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
- В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!

Дети на войне

- Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти,  учиться и жить.

Давайте попробуем поставить себя на их место. Хватило бы у нас силы духа и мужества испытать то, что вынесли они.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Вот лишь несколько имён Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков. 
(На экране портреты пионеров героев дети выступают с докладами)
- Леня Голиков!
 Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
- Зина Портнова!

Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки

- Марат Казей!

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии.   Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.


- В каждом селе, в каждом городе есть «Дети войны» (дети показывают сценку)

У костра ребята. Они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 1. Что теперь будем делать? Как жить?

Ученик 2. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил – пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Ученик 3. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!

Ученик 2. Так уж сразу и полка!

Ученик 3. Ну, может быть, и не полка, но многих врагов уничтожу.

Ученик 4.А я буду сержантом, как мой отец.

Ученик 2. А на каком он фронте?

Ученик 4. Погиб под Смоленском.

 

О труде школьников

- С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед раненными в госпиталях.  (слайд № )

Об  испытаниях в концлагерях

 

-  На оккупированной территории фашисты создавали концлагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин и детей.

- 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети. Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:

« Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами»

-  Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.   (слайд №)

 

Дети в оккупации

- Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

(просмотр отрывка из мультфильма «Воспоминание»)

 

-  Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
- Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
- Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

О блокаде Ленинграда

- Как вы понимаете слово «блокада»?

- Блокада – это окружение города со всех сторон (термин на доске)

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы и многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Блокада и дети. Это самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

-  Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.

- Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой – смерть. (слайд №  прослушивание аудиозаписи дневника Тани Савичевой)

О Дне Победы.   

- И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

   Неугасима память поколений

   И память тех, кого так свято чтим,

   Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)   (слайд с метрономом)

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы

На челках детских седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

Итог

- До войны это были обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!
-  Прошла война, прошла страда.

- Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
- Возле Санкт- Петербурга (бывшего Ленинграда) стоит памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города,  перенёсших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце»

(дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»)

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1461522111.pptx (Дети войны)

Опубликовано


Комментарии (1)

Михеева Лариса Александровна, 28.04.16 в 18:36 0Ответить Пожаловаться
Для обучающихся 3-4 классов коррекционной школы VIII вида интересное и информативное занятие
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.