Классный час «Дети войны…»

0
0
Материал опубликован 25 April в группе

МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»

Сабинского муниципального района РТ»




Классный час


«Дети войны…»



«Им было столько же, как вам…» -





Учитель начальных классов:

Галиуллина Эндже Ильфатовна









2025 год







КЛАССНЫЙ ЧАС « Дети войны…»

Цели и задачи:

расширить представления детей о Великой Отечественной войне

рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок

показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы

воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа

побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях

прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Оборудование:

фонограммы: песня « Пусть всегда будет солнце»

голос Левитана (аудиозапись о начале войны)

песня «Вставай страна огромная…»

песня «Хотят ли русские войны..»

песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

«Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова).

ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова

выставка книг о войне

рисунки учащихся на тему «Счастливое детство»

Выступающие ученики в военной одежде.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(звучит 1 – й куплет песни « Пусть всегда будет солнце»Музыка: А. Островский Слова: Л. Ошанин)

1.Солнечный круг,

Небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И написал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

1. Вступительное слово учителя.

-Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков на тему «Счастливое детство»(на доске рисунки учащихся)

- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?

-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым?

-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?

Учитель

Война – какое слово страшное!

Звучит оно в сердцах людей

Набатом памяти и вечности.

Как это слово объяснить,

Ребятам, живущим в 21 веке,

В эпоху видиков, компьютеров и теликов?

Сейчас мне надо рассказать о том,

Что много лет тому назад

На нашу Родину нагрянула беда – война!

Ну, как же объяснить весь этот ужас,

Когда мальчишки и девчонки,

Похожие на вас, ушли на фронт?

На экране надпись:

«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…»

Учитель

Мы низко склоняем головы в память о тех, кто выстоял и победил, завещал всем нам жизнь.О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

Ученик.( Сидит на пенечке в военной одежде)

Наше детство убила война!

Всюду были голод, разруха,

Но у нас не сломила она

Чувство гордости, силу духа!

Долгих Л.М.

Учитель

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.

И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…

Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.

Перелистывая страницы и слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?


1 страница

« ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»








Учитель.

Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг…

Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)

Учитель.

В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…

Звучит песня «Вставай страна огромная…»

Ученик .( В военной одежде)

А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.

Была земля и жёсткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…

Учитель.

Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.

Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам

Ученица. ( Сидит на пенечке, на руках платочек)

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава.


2 страница

« ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА»






Ученик

Мы- мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Мы хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь мы мужчины, а Родина в опасности! Нас было много.

Учитель.

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из повести В.Катаева «Сын полка»

Это сцена встречи Вани-пастушка с мальчиком, который был сыном полка кавалеристов.

Автор.

Мальчик этот был ненамного старше Вани. Ему было лет четырнадцать. А по виду и того меньше. Но, боже мой, что это был за мальчик!

Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика. На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии.

К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним разговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его рассматривать.

Но военный мальчик и бровью не повёл. Ваня молчал. Молчал и мальчик. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал.

Мальчик:

– Чего стоишь?

Ваня: 

– Хочу и стою.

Мальчик:

– Иди, откуда пришёл.

Ваня: 

– Сам иди. Не твой лес.

Мальчик:

– А вот мой!

Ваня: 

– Как?

Мальчик:

– Так. Здесь наше подразделение стоит.

Ваня: 

– Какое подразделение?

Мальчик:

– Тебя не касается. Видишь – наши кони.

Автор.

Мальчик мотнул чубатой головой назад, и Ваня действительно увидел за деревьями коновязь, лошадей, чёрные бурки и алые башлыки конников.

Ваня: 

– А ты кто такой? 

Мальчик:

– Знаки различия понимаешь? 

Ваня: 

– Понимаю! 

Мальчик:

– Ну, так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

Ваня: 

– Да! Ефрейтор!Видали мы таких ефрейторов! Мальчик обидчиво мотнул белым чубом.

Мальчик:

– А вот представь себе, ефрейтор! – сказал он.

Автор.

Но этого показалось ему мало. Он распахнул шинель. Ваня увидел на гимнастёрке большую серебряную медаль на серой шёлковой ленточке.

Мальчик:

– Видал?

Ваня: 

– Великое дело! 

Мальчик:

– Великое не великое, а медальза боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришёл, пока цел.

Ваня: 

– Не больно модничай. А то сам получишь.

Мальчик:

– От кого? 

Ваня: 

– От меня.

Мальчик:

– От тебя? Молод, брат.

Ваня: 

– Не моложе твоего.

Мальчик:

– А тебе сколько лет?

Ваня: 

– Тебя не касается. А тебе?

Мальчик:

– Четырнадцать.

Ваня: 

– Ге! 

Мальчик:

– Чего – ге?

Ваня: 

– Так какой же ты солдат?

Мальчик:

– Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.

Ваня: 

– Толкуй! Не положено.

Мальчик:

– Чего не положено?

Ваня: 

– Больно молод.

Мальчик:

– Постарше тебя.

Ваня: 

– Всё равно не положено. Таких не берут.

Мальчик:

– А вот меня взяли.

Ваня: 

– Как же это тебя взяли?

Мальчик:

– А вот так и взяли.

Ваня: 

– А на довольствие зачислили?

Мальчик:

– А как же.

Ваня: 

– Заливаешь.

Мальчик:

– Не имею такой привычки.

Ваня: 

– Побожись.

Мальчик:

– Честное гвардейское.

Ваня: 

– На все виды довольствия зачислили?

Мальчик:

– На все виды.

Ваня: 

– И оружие дали?

Мальчик:

– А как же! Всё, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский. Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что? У меня ещё бурка есть. Бу-рочка что надо. На красоту! Но я её только в бою надеваю. А сейчас она за мной в обозе ездит.

Ваня: 

– А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

Мальчик:

– Стало быть, ты им не показался,  раз они тебя не захотели принять за сына.

Ваня: 

– Как это – за сына? За какого?

Мальчик:

– Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

Ваня: 

– А ты – сын?

Мальчик:

– Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки ночью большой шум в тылу у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.

Мальчик вытащил из ножен свою шашку и показал Ване, как они рубали фашистов.

Ваня: 

– И ты рубал? – с дрожью восхищения спросил Ваня.

Мальчик:

– Не, – сказал он смущённо. – По правде, я не рубал. У меня тогда ещё шашки не было. Я на тачанке ехал вместе со станковым пулемётом… Ну и, стало быть, иди, откуда пришёл, – сказал вдруг ефрейтор Вознесенский, спохватившись, что слишком дружески болтает с этим неизвестно откуда взявшимся довольно-таки подозрительным гражданином. – Прощай, брат.

Ваня: 

– Прощай, – уныло сказал Ваня и побрёл прочь.

Автор.

«Стало быть, я им не показался», – с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам

Ученик

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.



3 страница


« ДЕТИ В ТЫЛУ»


Учитель.

Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.

Ученик.

Зачем ты, война,

у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих завода,

А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

Учитель.

Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.

Не только на заводах ребята помогали старшим. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.

Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?

1 ученик.

Война поставила нас на одну ступень со взрослыми, и мы не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали мы наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.

2 ученик (на руках колосья)

Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.

3 ученик ( на руках письмо- треугольник)

Мы-девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие ,тревожные, военные треугольники.



4 страница

«ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»


Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.

Ученик (На руках ребенок в пеленке)

Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

Учитель

Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.


5 страница

«ДЕТИ -

ПАРТИЗАНЫ»


Учитель

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами .

Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.

Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сер­дец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!

1 ученик

Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

2 ученик

Валя Котик Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.

Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

3 ученик

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.

Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

4 ученик

Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Звучит песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

Учитель

Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы…

Дети войны - боль отчаянна!

И сколько надо им минут молчания!

Зажигаются свечи…

Объявляется минута молчания…



7 страница


«ПАМЯТИ ПАВШИХ»

Дети войны …

Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ло­жатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убий­цам...

Ученики

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.


Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.


Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.


Тринадцать миллионов детских жизней -

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы…




9 страница


«КНИГА ПАМЯТИ »






Андреева Зоя Федоровна – 07.02.1936

t1745573980aa.jpg Моя прабабушка Андреева Зоя Федоровна родилась 07.02.1936 году в деревне Кырбаш Сабинского района. Ее детство пришло на годы войны. Когда началась война, ей было 5 лет. В 1942 году она пошла в 1 класс, проучилась до 5 класса. Дети войны были вынуждены работать с малых лет. Вот и моя прабабушка в 14 лет начала работать помощником тракториста в деревне Мичанбаш. Несмотря на тяжелые условия, в которых они жили - голод, холод - им приходилось все это терпеть.

В 1954 году они переехали в Шемордан. 16 лет Зоя Федоровна проработала в Шеморданском хлебоприемном пункте разнорабочим. С 1970 года работала в Шеморданской участковой больнице санитаркой. Моя прабабушка является «Почетным донором РФ», получила медаль «Ветеран труда». Она очень трудолюбива, никогда не сидит без дела. Мне хочется пожелать ей крепкого здоровья и долголетия. Чтобы она смогла увидеть нашу хорошую жизнь, чего не было у нее в детстве и юности.

Апаев Иван Никитинович – 05.09.1944

t1745573980ab.jpgАпаев Иван Никитинович родился 5 сентября 1944 года в деревне Поршур Кукморского района. В семье он был третьим ребёнком. Они жили в деревне, имели свой огород и корову, и только благодаря этому выжили в те голодные годы. Они ходили на поля собирать оставшиеся колоски и картошку. И дома для детей было полно работы: надо было воды в дом натаскать, печку истопить. Это всё делали они , дети, потому что мать работала на колхозных полях, а отец погиб на фронте. Одежду донашивал за старшим братом и сестрой, изношенную до дыр. Летом в лесу собирали ягоды и грибы.

t1745573980ac.jpgВ 1952 году он пошел в школу. Там он отучился 7 классов. Так как были тяжёлые времена, два года был пастухом, пас коров. В 1961 году поступил в УМСХ (Училище механизации сельского хозяйства), в деревне Урняк, учился на машиниста, тракториста, комбайнера широкого профиля. Там он отучился один год. В 1962 году поступил на курсы, в школу шоферов. Отучился 4 месяца. А потом начал работать в колхозе. В 1963 году его призвали в армию в город Пенза. Там он отслужил три года. В 1966 году вернулся домой. В 1969 году начал работать в Шеморданском СМУ шофером. Там он проработал до 1994 года. В 1977 году женился, родились дети. С 1994 года работал в Сельпо. В 2004 году он благополучно вышел на пенсию.

По сей день радуется жизни, нянчит внуков.


Учитель

Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина».О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!


- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?

(ответы детей)


Учитель

Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!


ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова,

(звучит аудиозапись, дети поют песню)


Один рассвет для всех горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

ПРИПЕВ

Не отнимайте солнце у детей

И жизнь земли вовеки не прервётся,

Чтоб над землёй, звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет солнце.


Мы вырастим и всё поможем вам исправить.

И крест ваш понесём, и не порушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб улыбались дети.

ПРИПЕВ


Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны.

ПРИПЕВ

Список литературы

1. Журнал «Воспитание школьников» №3 2004, №6 1998, №9 2003

2. Журнал «Классный руководитель» №5 2004, №8 2004

3. Каверина М. А. Воспоминания о детстве в годы войны.

Ресурсы интернета:

• http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны

• http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети

• http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.