12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31832
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Классные руководители»
33

Классный час - дискуссия «Что такое доброта?»



Тема классного часа.

«Что такое доброта?»

Цель.

Расширить знания школьников о доброте, ее роли и значении в жизни каждого человека.

Задачи.

1. В ходе дискуссии развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

2. Продолжить воспитание потребности в достойном поведении в повседневной жизни, в общении со сверстниками, в семье, природе.

3. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

4. Продолжить формирование умений общаться и работать в команде.

Класс.

Для учащихся 7 класса.

Технология проведения классного часа.

«Работа с понятиями нравственного развития»

Форма.

Дискуссия

УУД

Личностные:

1.формирование нравственных качеств: доброта, милосердие, отзывчивость, честность;

2.воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, чувства ответственности и сопереживания;

3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности.

Познавательные:

1.осуществлять мыслительную деятельность: умение рассуждать и доказывать;

2.развивать навыки переработки информации, умения делать выводы в результате совместной работы  класса.

Регулятивные:

1.уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения;

2.уметь анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные:

1.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

2. уметь работать в группе.

Подготовительная работа.

Подготовка презентации, подбор литературы и музыки, оформление кабинета.

Материалы и оборудование.

Большой лист бумаги, фломастеры, на каждую парту «Мысль в подарок», магнитная доска, проектор, презентация, музыка.


 

Структура классного часа.

Этапы

Приемы и формы работы

Продолжительность

1. Организационный.

Ритуал приветствия «Я рад с тобой общаться».

4 мин.

2.Погружение в тему разговора.

1. Утверждение правил общения во время дискуссии.

2. Видеосюжет. История «Добрый поступок».

10мин.

3. Основная часть.

1. Определение понятия

2. Подбор сходных понятий

3. Подбор противоположных понятий.

4. Определение преимуществ понятия.

5. Недостатки понятия.

25 мин.

4.Подведение итога классного часа.

Тренинг «Спаси птенца». Выступление учителя. Стихотворение «Доброта».

5 мин.

5. Рефлексия.

«Пантомима»

1мин.


 

I. Ритуал приветствия «Я рад с тобой общаться».

Учитель. Здравствуйте! Я рада общаться с вами! Учитель протягивает руку рядом стоящему ученику, а он следующему и произносит слова «Я рад с тобой общаться». Таким образом, все ученики класса поздоровались друг с другом.

II. Погружение в тему разговора.

Учитель. А что такое общение? Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. А так как сегодня нам предстоит работать совместно и много общаться, то следует договориться о правилах. Посмотрите на эти правила. Какие из них можно принять сразу, а какие нужно изменить или дополнить?

Правила поведения в дискуссии.

1. Активно работай.

2. Будь внимателен к говорящему однокласснику.

3. Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.

4. Не допускай насмешек.

5.Соблюдай право каждого на свое мнение.

6. Старайся говорить своими словами ясно, просто, отчетливо, точно.

После прочтения и обсуждения правил учитель предлагает послушать историю и посмотреть видеосюжет.

История «Добрый поступок».

«Это был холодный и дождливый день. На камеру видеонаблюдения попала клиентка, которая покидала кафе. Уже выходя из дверей, девушка увидела дворняжку, которая свернулась калачиком под навесом. Это было единственное место, где бедное животное могло укрыться от стихии… Вместо того чтобы пройти мимо собаки девушка остановилась и о чем-то задумалась. Она сняла с шеи шарф и бережно накрыла им продрогшую собаку, а затем ушла».

https://mur.tv/devushka-dumala-chto-eyo-nikto-ne-vidit-kogda-nakryla-dvornyagu-svoim-sharfom/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Девушка и подумать не могла, что кто-то видел, что она сделала. Тем не менее, добрый поступок не остался без внимания!

Как вы думаете, о чем сегодня наш разговор? Сформулируйте тему классного часа.

III. Основная часть.

Классный час проводим согласно этапам технологии «Работа с понятиями нравственного развития».

Первый этап. Определение понятия.

Учитель. Что такое доброта? Что такое зло? На протяжении всей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе о том, что такое доброта. «Маршрут» нашего разговора, нашей дискуссии состоит из нескольких этапов.

1. Понятие.

2. Исходные понятия.

3. Противоположные понятия.

4. Преимущества понятия.

5. Недостатки понятия.

6. Итог.

Начнем движение по «маршруту». Я предлагаю вам дать определение понятию «доброта». Попробуйте сформулировать в определении свой смысл.

Обсуждение. Ученики предлагают свои определения, высказывают свое мнение о том, что такое доброта. Если у детей возникли затруднения, то можно предложить им толковый словарь, пословицы и высказывания великих людей о доброте. (Приложение «Мысль в подарок»)

В ходе обсуждения учитель маркером записывает все неповторяющиеся определения понятия «доброта» на большом листе бумаги.

Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, учащиеся, выводят наиболее полное, универсальное определение.

Мини – итоги.

1. Доброта - духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра.

2. Доброта – это, отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.

3. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Словарь С.И. Ожегова)

Второй этап. Подбор сходных понятий.

Учитель. Предлагаю высказать свою точку зрения каждому из участников дискуссии по следующим вопросам.

1.Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие «доброта»?

2.Если человек обладает этой ценностью (добротой), то, как его можно назвать?

3.Какими еще качествами может обладать добрый человек?

Путем подбора синонимов к понятию «доброта» углубляем и расширяем его смысл.

Обсуждение. Все неповторяющиеся мнения записываются маркером на листе бумаги.

Мини – итоги.

Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия и любви. Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Третий этап. Подбор противоположных понятий.

Учитель. В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?

Совершенно верно. Зло противостоит добру. Зло – все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. К сожалению, зло очень распространено и многолико. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Подберите противоположности к понятию «доброта».

Обсуждение. Все неповторяющиеся мнения записываются маркером на листе бумаги.

Возможные вопросы.

1.Какого человека можно назвать злым?

2.Во что может превратиться человек перестающий делать добро людям, думающий только о себе?

Мини – итоги.

Конечно, добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с законами доброты, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Четвертый этап. Определение преимуществ понятия.

Учитель. Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача им сопутствует. А мы добрые души, живем по совести, и что кроме этого имеем? Как вы относитесь к таким суждениям? Может ли быть счастлив человек приносящий страдания другим?

Определите преимущества понятия «доброта».

Обсуждение. Все неповторяющиеся мнения записываются маркером на листе бумаги.

Примерные вопросы

1.Необходима ли человеку доброта?

2.Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством?

3.Какие преимущества дает человеку владение этим качеством?

Мини – итоги.

Говорят, что положительные поступки заряжают человека энергией. Отсюда можно сделать вывод, что доброта делает людей сильнее. Делая другим хорошее, человек улучшает мир вокруг себя. Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогает стать лучше окружающим людям.

Пятый этап. Определение недостатков.

Обсуждение. Примерные вопросы

1. Всегда ли это качество доброты – хорошая вещь?

2.Можешь ли ты попасть в беду из-за своей доброты?

3.Что может случиться с очень добрым человеком?

4.Быть добрым опасно?

Мини – итоги.

Некоторым людям может показаться, что проявление доброты – это признак слабости, а потому современным детям, а тем более, мальчикам, эти сантименты ни к чему. Кто-то и вовсе считает сердечную доброту опасным свойством характера: ведь так можно и без последней рубахи остаться, если всех жалеть, да со всеми делиться. Однако, оказавшись в трудной ситуации, мы молим Бога о добрых людях, способных помочь нам, поддержать, справиться с проблемой.

IV. Подведение итога классного часа.

 Тренинг«Спаси птенца».

Учитель. Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Спешите делать добро, и оно к вам вернется. Дарите его самым близким людям: мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братишкам, сестренкам, одноклассникам, учителям, незнакомым людям и животным, окружающей нас природе.

Ученик читает стихотворение «Доброта».

Извечна в мире доброта,

Всему живущему основа,

И высота, и чистота,

И дел, и помыслов, и слова.

Бессмертна в мире доброта.

Берущая своё начало

В глубинах тех, где доброта

Любовь с надеждой повенчала.

Возвёл ли дом, взрастил ли хлеб,

Сберег ли деревце от стужи,

Твой след среди других судеб

Добром вспомянут чьи-то души.

Добро не делится во век

На малое и на большое,

В его истоках – человек

С ранимою своей душою.

V. Рефлексия. «Пантомима».

Учитель. Выразите свое отношение к теме классного часа и к тому, как вы работали.

Руки вверх, изображаете хлопки – довольны, голову опустили вниз – не довольны, закрыли лицо руками – безразлично.


Презентация
PPTX / 1.81 Мб

Источники.

1. https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2014/02/01/literaturno-muzykalnaya-kompozitsiya-nauchi-svoe

2. https://studfiles.net/preview/3217955/page:12/

3. https://infourok.ru/klassnyy_chas_dobro_i_zlo.-190763.htm

4. http://mamalama.by/vospitanie-dobro-i-zlo/

5. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-dobrotu

6. http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-dobre/

7. https://mur.tv/devushka-dumala-chto-eyo-nikto-ne-vidit-kogda-nakryla-dvornyagu-svoim-sharfom/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com


Приложение.

«Мысль в подарок»

1этап

2этап

3этап

4этап

5этап

«Прекраснейшая музыка души — это доброта» (Р. Роллан)

«Добрые нравы суть награды честного человека». (Г. Державин)

«Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». (О. Бальзак)

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». (Л. Бетховен)

«Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные».

(Л. Толстой)

«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».

(В. Гюго)

«Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена.

Б. Джонсон

«Добро — это сохранить жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни».

(А. Швейцер)

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта».

(Ф. Бэкон)

«Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба».

(Л. Толстой)

Доброе дело питает и душу и тело.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Нет худа без добра.

Жизнь дана на добрые дела.

Добра соль, а переложишь — рот воротит.

Свет не без добрых людей.

За добро добром и платят.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе скоро забывается, а худое долго помнится.

 


Презентация
PPTX / 1.81 Мб

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (20)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 15.01.19 в 17:28 5Ответить Пожаловаться
Спасибо! Беру в копилочку!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 15.01.19 в 17:47 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна, за внимание к работе! Рада, что Вам понравилось.
Дементьева Ирина Михайловна, 15.01.19 в 17:51 4Ответить Пожаловаться
Замечательный материал! Спасибо, Маргарита Владимировна!!!!!Отправляется в копилку!!!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 15.01.19 в 17:53 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Ирина Михайловна!
Лещёва Светлана Николаевна, 15.01.19 в 19:04 4Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, замечательный материал! Спасибо !
Забелина Маргарита Владимировна, 16.01.19 в 07:11 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна, за отзыв и интерес к работе!
Евгений Алексеевич, 15.01.19 в 22:28 5Ответить Пожаловаться
Если бы я был работающим в школе учителем, я бы всегда пользовался Вашими наработками. Не ломай голову, прекрасный материал готов. Спасибо, уважаемая!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 16.01.19 в 07:12 4Ответить Пожаловаться
Благодарю, Евгений Алексеевич!!!! Ваше мнение особо дорого для меня.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.