Классный час для учащихся 6 класса «Кто землю лелеет - того земля жалеет»
Пояснительная записка к презентации
Чурина Елена Вениаминовна, классный руководитель 6 б класса
МБОУСОШ№1 г.Южи Ивановской области
Классный час для учащихся 6 класса
Кто землю лелеет - того земля жалеет
Пояснительная записка
Актуальность:
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства, надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические марафоны, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Технологии: информационный час c элементами театрализации и викторины.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайды презентации.
Демонстрационный материал: презентация
Раздаточный материал: 1) таблица для проведения рефлексии
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, расширять и углублять природоведческие и экологические знания учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
воспитать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;
развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Ход классного часа
Ведущий: отгадайте загадки
Они украшают луга и леса
И это не только природы краса –
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют их них сладкий нектар.
(Цветы)
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
(Муравьи)
Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
(Насекомые)
У родителей и деток вся одежда из монеток (Рыбы)
Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)
Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)
По синему морю белые гуси плывут (облака)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
Учитель: О чем пойдет речь сегодня на классном часе? (возможный вариант ответа: о природе)
Учитель: Задумывались ли вы, ребята, над тем, что всё, что нас окружает – чистый воздух, вода, растения, животные, полезные ископаемые - может вдруг исчезнуть? А кто может быть виной исчезновения? (возможный вариант ответа: мы, люди, и наше небрежное отношение к природе.)
Сегодня классный час мы посвятим проблемам охраны окружающей среды. Тема классного часа: "Кто землю лелеет- того земля жалеет"
-Какое необычное слово заметили? (лелеет)
- Что оно означает? (Лелеять–нежить, заботиться о ком–то, т.е. относиться с любовью).
- А что означает слово жалеть? (Жалеть - сострадать, чувствовать жалость, беречь).
- А на Руси ещё говорили: «Жалеть — значит любить».
- Как можно объяснить выражение «земля жалеет»?
- Как можем прочитать эту пословицу иначе, используя синоним «любовь»?
«Кто о земле заботиться, того земля и любит».
Значит, поговорим сегодня зачем заботиться о земле, о планете.
1 ученик:
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
2 ученик:
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк,
Расчесывает ветерок.
3 ученик:
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
4 ученик:
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
5 ученик:
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
6 ученик:
Ты – тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
Все вместе:
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
1 ученик:
Мы –жители города Южа, края прозрачных озер, тихих рек и речушек, торфяных болот, густых лесов – дремучих ельников, березовых рощ. Памятниками природы в районе признаны 36 объектов.
2 ученик:
Владимир Аркадьевич Белодед
Мой Южский край-Карелия вторая,
Среди лесов таинственных ещё,
Люблю тебя без памяти, и знаю:
С тобою мне по жизни хорошо.
Люблю один бродить по тихой Юже,
Когда закат сентябрьский отцветает,
А листья мне под ноги ветер вьюжит
Да надо мною клин птичий пролетает.
Мне нравится гулять по парку, молча,
Или в лесу с корзинкой налегке.
А лучше к Вазалю, на берег ночью прийти
и сесть с фонариком в руке.
Дышать и слушать спящий город долго
И плеск волны, где отраженье звезд....
Как хорошо здесь отдохнуть немного,
И душу освежить свою всерьез.
3 ученик:
Самое любимое место отдыха летом у горожан - озеро Ламенское. Это озеро одно из самых известных среди многих озёр Южского района, чему способствует его относительная близость к городу, хорошая дорога, своеобразная, неповторимая красота водоема и прилегающих к нему окрестностей. Когда смотришь с высокой террасы на существующее сегодня озеро, то мысленно представляешь, каким оно было многие тысячи лет, ещё не стянутое со всех сторон сплавинами-пучинами, когда вольно текли в него чистые воды Шебалихи, Лисихи, Вокши, когда вытекал из него Лух, такой же вольный и чистый Исток. На старых картах Ламенское озеро иногда называется Богоявленским, что связано с именем бывшей на его берегах пустыни.
4 ученик:
Современная площадь озера 119 гектаров, глубина в большинстве мест около пяти метров, лишь в одной части есть отдельные ямы глубиной до 13 метров. Дно озера покрыто толстым слоем илистых отложений. Происхождение озера, безусловно, карстовое – провальное и очень древнее. Озеро слабо проточное, в него впадает речка Шебалиха, истоки которой находятся в Палехском районе.
5 ученик:
Наиболее частыми посетителями озера являются любители летней и зимней рыбалок. В начале прошлого века краевед В. А. Борисов писал про рыбу в озере: «До настоящего времени озеро обильно рыбой, особенно щуками, лещами, окунями и сомами. Щуки иногда попадаются в пуд весом, а сомы, хотя и изредка ловятся, от четырёх до пяти пудов». Увы, о пудовых щуках и сомах-великанах не слышно рассказов даже среди склонных к преувеличению трофеев заядлых рыболовов. Но и теперь озеро ещё может порадовать рыболова-любителя хорошим уловом.
6 ученик:
В сезон поспевания клюквы вокруг озера много сборщиков «северного винограда». На прилегающих к озеру террасах бывает немало и других ягод и грибов. Близ озера обитают бобры, ондатры, кабаны и лоси. Во время пролёта на озере отдыхают дикие гуси, лебеди, утки разных пород. В 1975 году озеро Ламненское было призвано памятником природы. Судьба озера и прилегающих к нему территорий зависит от нас самих, от нашего поведения и отношения к памятнику. Никто его не сохранит и не защитит кроме нас.
Ведущий: Экологическая физкультминутка: Задаются вопросы, если ответ утвердительный, то аплодируем, если – отрицательный, то топаем ногами.
1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми? (Да)
2. Лягушка – домашнее животное? (Нет)
3. У кукушки кукует самец? (Да)
4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда? (Нет)
5. Число 28 есть только в феврале? (Нет)
6. Волк, лиса, рысь – хищники? (Да)
7. Береза, осина, тополь – лиственные деревья? (Да)
8. Одуванчик, крапива, ландыш – кустарники? (Нет)
9.Индюк, курица, петух – домашние животные? (Да)
1 ученик:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
2 ученик:
Здесь мы с тобой родились,
Живём мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей.
3 ученик:
Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем её свежие леса и перелески, поля и заливные луга, тихие реки, звон родников и светлые зори над росистыми зарослями…
4 ученик:
Но, к сожалению, бывает и такое
Дети поют частушки
1.Ничего от вас не скрою,
Всё вам честно расскажу,
Про город мой родной
Разговор я поведу.
2. Любят праздники в народе,
На гулянье в лес идут-
После праздника большого
В лесу травы не растут.
3. Свежий воздух возбуждает
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки?
Лес большой – он всё вместит.
4.Кучи мусора, бутылки –
Здесь резвилась детвора.
Отдыхала тут ватага
Из соседнего села.
5.Педагоги нашей школы
Убедить хотят ребят
Вспомнить истину простую:
Чисто там, где не сорят.
6. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя!
Так сажайте-ка повсюду
Вы растения, друзья!
5 ученик:
Помочь себе должны мы с вами,
Причём не звонкими словами,
А каждодневными делами
Должны спасать планету сами!
6 ученик:
И говорим тебе, природа – мать!
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Тебя мы обещаем защищать!
На мотив песни А.Пугачёвой «Позови меня с собой»
Сотни лет на нашей планете везде
Дымят заводы.
Скоро не останется в мире нигде
Живой природы,
Но пока ещё можем мы землю спасти,
Нужно нам силы найти
Вместе на помощь прийти.
Припев:
Помогите, люди, ей:
Мать-природа умирает!
С каждым годом всё сильней
К нам о помощи взывает!
Хватит городам дымить,
Заслоняя в небе солнце!
Как мы будем дальше жить,
Если землю не сумеем сохранить?
Сколько загублено рек, озёр и морей –
Не счесть примеров!
Сколько страдает лесов, птиц и зверей
От браконьеров!
Но если все мы однажды поймём,
Что одною семьёю живём,
Тогда мы планету спасём!
Припев:
Мы природу сбережём
И во что бы то ни стало
Красоту земле вернём,
Пусть и лет пройдёт немало.
Не хотим мы погибать
На безжизненной планете,
Позаботимся о том
Чтоб земля была для всех как общий дом!
Ведущий: Развитие современной промышленности и сферы услуг, а также расширяющееся использование биосферы и ее ресурсов, приводит к возрастающему вмешательству человека в материальные процессы, протекающие на планете. Что приносит большой вред?
Я вам говорю подсказки. Ваша задача догадаться, о чем идет речь, используя минимальное количество подсказок и после этого предложить способ решения данной проблемы.
Вопрос №1 «Пластик»
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Очень много игрушек сделано из нее.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
Вопрос №2 «Шум»
Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
Его издают разные приборы, машины.
Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды
Вопрос №3 «Газовые отходы»
Этого почти не видно.
Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
Вопрос №4 «Металлолом»
Это получается, когда становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, вдоль дорог.
Из этого можно сделать что-то новое.
Это бывает цветным.
Это можно сдать и получить деньги.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ на мотив «Бременские музыканты»
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету,
Будет лес любимый свеж и зелен
Эту радость мы с тобой разделим – 2 раза
Береги ты всё живое рядом
И на всё гляди хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети
Должен быть порядок на планете. – 2 раза
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем
Эту радость мы с тобой умножим. – 2 раза
Рефлексивное сочинение "Плюс, минус, интересно"В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» запишите все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Литература
1.В. Зензин «Прииртышье, край любимый» - издат. Дом «Аверс» 1995г.
2.Н.А. Касаткина «Внеклассная работа по биологии» - Волгоград: Учитель, 2004 г.
3.Л.В. Сорокина «Тематические игры и праздники по биологии » - Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.
4. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
Использованные ресурсы:
http://wiki.ivanovoweb.ru/index.php/Южские_озёра
http://www.studfiles.ru/preview/5898704/
Презентация к классному часу по экологии
PPTX / 3.97 Мб
Сидорова Зоя Григорьевна
Елена Вениаминовна Чурина
Карине Рафаеловна
Елена Вениаминовна Чурина
Субакова Асима Амантаевна
Елена Вениаминовна Чурина
Телепенина Татьяна Федоровна
Елена Вениаминовна Чурина