Классный час «Земля – наш общий дом!?»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для классных руководителей «Классный час»
«Земля – наш общий дом!?»
внеклассное мероприятие для учащихся 8-10 классов по теме
«Сбережем планету вместе»
Голикова Татьяна Валентиновна,
учитель английского языка
Великий Устюг
2019
Тема мероприятия: «Земля – наш общий дом!?»
Цель:
формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
- пополнять знания учащихся по экологии;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами, которые необходимо решать человечеству в современном мире;
- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
- воспитывать экологическое сознание у учащихся;
- способствовать воспитанию любви к родной природе.
Форма: беседа, викторина
Возраст: 8-10 класс (14-16 лет)
Оборудование: интерактивная доска
Видео сопровождение: видеоклип Майкла Джексона «The Earth Song» (*«Песня Земли») с субтитрами на русском языке
Предварительная подготовка:
- подбор материала внеклассному мероприятию;
- составление сценария и презентации;
- подбор материала к представлению экспертом сообщений об экологических проблемах;
- подготовка ведущих;
- конкурс рисунков «Земля – наш общий дом!» и листовок, призывающих к защите окружающей среды «Сбережем планету вместе!».
Ход мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, ребята!
Сегодня 22 апреля, и это особый день не только для нашей страны, но и для всего мира. В чем его уникальность? Не знаете? Тогда давайте познакомимся.
Ведущий 2: Мы открываем календарь и видим небольшую надпись: «22 апреля – день Земли». О чем она нам говорит?
Ведущий 1: Давайте обратимся к нашему эксперту.
Эксперт: Официальная дата празднования Дня Земли - 22 апреля. Её установила Генеральная Ассамблея ООН в 2009 году. Но изначально этот праздник отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта. День Земли призван обратить всеобщее внимание на хрупкость экосистемы нашей планеты и заставить людей относиться бережнее к природе.
Первое празднование прошло в США в 1970 году. Известный американский политик Гейлорд Нельсон создал группу студентов, которую возглавлял Денис Хейс, для организации и проведения массовых мероприятий. Первый день Земли отметили 20 миллионов американцев, две тысячи колледжей и десять тысяч школ. Этот праздник получил популярность и стал отмечаться ежегодно. А в 1990 году День Земли стал международным, и в нём приняли участие уже 200 миллионов человек из 141 страны мира.
Символом Международного дня Земли является зелёная греческая буква Тэта на белом фоне. Также, у Земли есть неофициальный флаг, на котором изображена наша планета на тёмно-синем фоне.
Каждый год ученые мира собираются в этот день для обсуждения глобальных природных проблем, а по всему миру проходит масса мероприятий и акций: уборка территорий, посадка деревьев, проводятся выставки и конференции, посвященные природе и экологии.
Знаете ли вы, какое самое главное мероприятие в международный День Земли? Это звучание Колокола Мира в разных странах. Колокол Мира символизирует дружбу, братство и солидарность народов нашей планеты. Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 году. Он был отлит из монет, которые пожертвовали дети со всего мира, а также из орденов и медалей людей многих стран. В 1988 году такой же Колокол Мира был установлен в Москве.
В последнюю субботу марта Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает всех жителей планеты Земля не пользоваться электричеством на протяжении часа. Это мероприятие называется Час Земли. В этот день на час обесточиваются мировые достопримечательности, такие как Таймс Сквер, Эйфелева башня, Статуя Христа-Спасителя. Впервые оно было проведено в 2007 году и получило мировую поддержку. В 2009 году по оценкам фонда (WWF) в Часе Земли участвовало более миллиарда жителей планеты. [1]
Ведущий 1: Всё вокруг нас – природа! Море, солнце, поля, горы – удивительные красоты! Сколько же радости дарит нам окружающий мир! С давних времен человек и природа тесно связаны между собой.
Ведущий 2: Но в последнее время эти взаимоотношения резко ухудшились. Всё связано с тем, что люди не умеют ценить то, что имеют.
Ученик 1: Очнитесь, люди! Мы стоим
на грани вымиранья света.
Давайте вместе возвратим,
продлим предписанные лета.
Ученик 2: Давайте чудо сотворим,
сохранив "зеленую планету".
Весь мир заботой осветим,
распространив добро по свету.
Ученик 1: Хотя бы раз из жизни долгой
посадит каждый человек
кустарник, деревце. Пологим
сбегающий к реке увидим брег.
Ученик 2: Поменьше отдыха в ущерб природе,
поменьше химии в морях.
Осветит путь на небосклоне
стоящий на распутье мир в огнях.
Ученик 1: Мы защитим планету вместе.
Спасем или сгорим дотла.
По-прежнему на тленном месте
"живет" планета лишь одна.
Ученик 2: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Ученик 1: А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Ученик 2: Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Ученик 1: Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Ученик 2: Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Ученик 1: Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек! [2]
Ведущий 1: Каждый достоин того, что он заслуживает. И именно от нас зависит, в каком мире мы и будущие поколения будут жить.
Ведущий 2: Все чаще и чаще люди, смотря новости, видят ужасные картинки того, что творится на планете. Но тут же забывают об этом, поскольку привыкли к подобным сценам на экране.
Ведущий 1: Все вы знаете известного американского музыканта Майкла Джексона. Такие истории часто доводили его до слез. Он воспринимал их слишком близко к сердцу и ощущал физическую боль. Когда же люди говорили ему, чтобы он попросту забыл об этом и наслаждался жизнью, он начинал злиться.
Ведущий 2: В 1988 году у него возникало много причин для беспокойства: засухи, массовые лесные пожары, землетрясения, геноцид и голод.
Ведущий 1: На Святой Земле не прекращалось насилие, в Амазонии вырубали леса, а у морских берегов плескалась нефть, сточные воды и мусор.
Ведущий 2: Джексон верил в философию Джона Донне и в то, что "ни один человек не является одиноким островом". Эта идея стала едва ли не его жизненным кредо. На планете все было взаимосвязано, все было неимоверно ценным, каждый ее элемент.
Ведущий 1: И это стало его навязчивой идеей - привлечь внимание жителей всей планеты к проблемам экологии. В конце концов, Джексон задумал написать песню с глубоким смыслом и простой мелодией, так, чтобы люди всего мира, включая людей, не владеющих английским, смогли понять её.
Ведущий 2: Внезапно в гостинице, где он отдыхал после концерта, у него возникла идея - Песня Земли. Песня с ЕЁ точки зрения, спетая ЕЁ голосом. Горестный плач и мольба. Сначала возник припев - беззвучный крик.
Ведущий 1: Затем он прописал вступление и некоторые строки куплетов. Он представил всю структуру песни у себя в голове и решил, что она будет величайшей из всех написанных им песен...
Ведущий 2: «Earth Song» (*«ПесняЗемли») была выпущена 27 ноября 1995 года.
Ведущий 1: Съёмки видеоклипа прошли на четырёх континентах на различных площадках:
- в тропическом лесу Амазонки, большая часть которого была вырублена через несколько дней после съёмок;
- на месте боевых действий в Хорватии;
- в деревне африканского народа масаи в Танзании
- и на кукурузном поле в Уорвике, пригороде Нью-Йорка, где прошли съёмки фрагментов видео на пожарище.
Ведущий 2: Ни одно животное в процессе создания видео не пострадало, все кадры, на которых были запечатлены убийства и причинение им вреда, были взяты из документальных архивов. Уникальность клипа в том, что в съёмках не принимали участие профессиональные актёры, а только коренные местные жители.
Ведущий 1: Ролик открывается красивым пейзажем, кадры сопровождают аккорды на фортепиано и скрипке. Джексон начинает исполнять первый куплет, в котором он поёт о том, как человечество загубило природу.
Ведущий 2: В это время группа южно-американских туземцев наблюдает, как происходит вырубка гигантских тропических деревьев, а члены африканского племени видят убитого слона с вырванными бивнями.
Ведущий 1: Во время припева плавным переходом кадров в ролике показано, как выглядели бы эти сцены без человеческого вмешательства.
Ведущий 2: Во время исполнения второго куплета жители европейского города осматривают развалины своих домов после бомбёжки. Джексон поёт о мире без войны и осуждает невежество совершённых людьми ошибок.
Ведущий 1: В композиции постепенно нарастает крещендо, в припеве вместе с Джексоном люди падают на колени, с надеждой берут в руки горсти земли и пропускают её сквозь пальцы, при этом земля начинает возвращаться им в руки.
Ведущий 2: На всей планете начинается мощный ураган, во время которого бесследно исчезает весь урон, нанесённый Земле цивилизацией: вырубленные леса восстанавливаются, убитые браконьерами животные и погибшие в результате военных действий люди оживают, вооружённые солдаты и военная техника отступают, не в силах сопротивляться урагану. На планете воцаряется гармония. [3,4,5]
(просмотр видео с субтитрами на русском языке)
Ведущий 1: Почему все это происходит? Давайте попробуем разобраться вместе с нашим экспертом.
Ведущий 2: Первая проблема, которую Майкл Джексон затрагивает в своем видео - вырубка гигантских тропических деревьев. Зачем люди это делают и опасно ли это для мировой экологии? (ответы учащихся)
Эксперт: Во-первых, это происходит из-за постоянно растущего производства сои и зерновых культур Бразилии. Во-вторых, согласно исследователям Stony Brook University (*Университет Стоуни Брук) производство кокаина в Колумбии имеет огромное влияние на увеличение исчезновения лесов. Ускорению их разрушения способствует распространение кокаинового куста, которого в тропических лесах в последнее время стало слишком много. Но одной из главных причин чрезмерной вырубки леса в Амазонке является увеличение экспорта бразильской говядины. Оказывается, что 60-70 процентов лишенной лесного покрова земли используются для разведения рогатого скота, главным образом, фермерами, содержащими небольшие хозяйства. Леса поглощают приблизительно одну треть эмиссии ископаемого топлива (приблизительно 2.4 миллиарда тонн углерода ежегодно они выводят из атмосферы). И для того, чтобы у экологов появился шанс всерьез заняться изменением климата – глобальная вырубка леса должна быть остановлена или хотя бы сведена к минимуму. Вырубка леса в Амазонке – это уже нечто намного большее, чем региональная проблема. Это глобальная проблема, потому что тропический лес Амазонки играет ключевую роль гидрологической и климатической системы Земли и оказывает значительное влияние на мировой климат. [6]
Ведущий 1: Убийство слонов в Танзании – следующая проблема клипа. Как вы думаете, актуальна ли она и по сей день? (ответы учащихся)
Эксперт: Танзания стала эпицентром африканского «слоновьего кризиса», вызванного массовым браконьерством. Правительство опубликовало данные свидетельствующие о том, что за пять лет страна лишилась 60 процентов всей слоновьей популяции. В Танзании проживает большинство слонов континента. Однако согласно данным, опубликованным властями страны, количество этих животных между 2009 и 2014 годами упало с 109 051 до 43 330. Средний прирост слонов в год составляет примерно пять процентов, таким образом, за пять лет были убиты 85 182 слона. Ранее считалось, что больше всего слонов за этот период погибло в Мозамбике. [7]
Эксперты определили время, когда мы станем свидетелями исчезновения этих животных. На Конференции, состоявшейся в Дар-эс-Саламе, была представлена нынешняя сложная ситуация в области защиты слонов и проблемы, стоящие перед сторонниками дикой природы. "Около 30 слонов убивают каждый день. При таких темпах, слоны будут полностью истреблены к 2020 году", – считают специалисты. [8]
Ведущий 2: Почему происходит массовое убийство слонов? (ответы учащихся)
Эксперт: Не секрет, что слоновая кость - один из самых дорогих и ценных материалов в мире. Предметы, сделанные из нее, всегда относили к категории роскоши. Ввиду этого за последние десятилетия существенно пострадала популяция слонов во всем мире. Для сохранения и защиты этих замечательных животных был введен запрет на их убийство, который, впрочем, оказался не слишком эффективным: браконьеры продолжают активно трудиться на своем поприще. [9]
Ведущий 1: Съемки происходят и на месте боевых действий в Хорватии. Как военные события отражаются на экологии? (ответы учащихся)
Эксперт: Войны на протяжении веков влияли на окружающую среду: происходило уничтожение растительности, животного мира и систематическое разрушение земель. Но с развитием военного арсенала их вред усиливается, поэтому наибольший ущерб природе был нанесен в войнах 20 века. Одним из определяющих обстоятельств были новые мощные снаряды. Причины их опасности: во-первых, взрывы стали гораздо большей мощности. Во-вторых, орудия стали посылать снаряды под большим углом, так что они также под большим углом попадали на землю и глубоко проникали в почву. В-третьих, увеличение дальнобойности оружия. Более того, авиационные бомбы приводят к разрушению почв, уничтожению животных, лесным и степным пожарам. Катастрофы судов с нефтяным отоплением вызывают отравление природной фауны массой ядовитых синтетических веществ. [10]
Все эти удары по окружающей среде приводят к тому, что природа не успевает скомпенсировать разрушающие последствия военной деятельности человека.
Ведущий 2: Так ли важно было обращать внимание слушателей на проблему пожарищ? Согласны ли вы с Майклом Джексоном? (ответы учащихся)
Эксперт: Я полностью согласен с исполнителем. Это очень существенная проблема, которая также нарушает природный баланс. И причиной этого является только человек. Каковы же последствия неосторожного обращения с огнем? Полностью прогорает почва, что ведёт к снижению её качества, иногда к заболачиванию, возникают пустыри, кустарниковые площади, увеличивается эрозия. Лесные пожарища, например, снижают водорегулирующую, почвозащитную, полезащитную, санитарно-гигиеническую, эстетическую и климатическую функции территории. Растёт обмеление рек, усиливается вероятность наводнений, происходит быстрый размыв берегов. Выгорают более ценные сорта леса, и идёт зарастание лиственными деревьями. Снижается устойчивость против энто-и фитовредителей. Снижается кислородная функция лесов как лёгких планеты.[11]
Ведущий 1: Да, хорошо было бы, если бы весь урон, нанесенный Земле человеком, можно было отменить, как в видео Майкла Джексона или одним кликом мыши на компьютере.
Ведущий 2: Но, к сожалению, такое невозможно, поэтому мы призываем вас – задумайтесь о своих действиях! Давайте будем помогать нашей природе вместе!
Ведущий 1: Это легко! Главное – только начать! И со временем это войдет в привычку.
Ведущий 2: Многие задумываются, а что мы можем сделать? Это же от меня не зависит!
Ведущий 1: Зависит, и еще как! Все мы можем просто не мусорить на улицах, в парках, у реки и у озера?
Ведущий 2: В лесу мы можем не разводить костры?
Ведущий 1: И прибирать за собой, как только покидаем место кемпинга?
Ведущий 2: Не пользоваться светом и водой, если в этом нет необходимости?
Ведущий 1: Все это самые простые действия, доступные каждому.
Ведущий 2: Но ведь из малого и складывается большее!
Ведущий 1: Давайте будем достойными жителями достойной жизни планеты Земля!
Ведущий 2: Спасибо за внимание!
Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в викторине и показать свои лучшие знания о Земле.
Ведущий 2: Вы готовы? Тогда мы начинаем!
Ведущий 1: У нас сегодня три команды с экологическими названиями. Представьте себя.
(само-представление команд)
Ведущий 2: Послушайте внимательно правила игры.
Ведущий 1: Для выбора вопроса команды называют букву и цифру, например, А5. Появляется окно с вопросом. Выбирающая вопрос команда, отвечает на него. В случае неправильного ответа, остальные команды имеют право ответить на данный вопрос и получить заявленное количество баллов. Право ответить на вопрос получает команда, чей капитан раньше поднял сигнальную карточку. В музыкальных вопросах участвуют все команды одновременно. Удачи всем!
Ведущий 2: Правила понятны? Тогда разыграем очередность выбора вопросов.
(вытягивают жребий)
(Проводится викторина и объявляются победители)
Задания викторины
А1 |
Переход хода
|
А2 |
Команды по очереди поют песни о цветах. Команда, которая исполнит больше песен, становится победителем и получает 10 баллов. 2 место – 7 баллов 3 место – 4 балла |
А3 Где впервые был установлен Колокол Мира и что он символизирует? |
Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Дружба, братство и солидарность народов планеты (10 баллов) |
А4 Когда отмечается День Земли? |
22 апреля (5 баллов) |
А5 |
5 баллов в подарок без выполнения задания
|
Б1 Какого числа отмечался День Земли изначально? |
21 марта в день весеннего равноденствия (5 баллов) |
Б2 В каком году и в какой стране впервые отмечали День Земли? |
1970, США (5 баллов) |
Б3 В каком году был установлен Колокол Мира в Москве? |
1988 (10 баллов) |
Б4 |
Команды по очереди поют песни о деревьях. Команда, которая исполнит больше песен, становится победителем и получает 10 баллов. 2 место – 7 баллов 3 место – 4 балла |
Б5 |
Угадайте, что изображено на картинке (3 балла)
Загрязнение воздуха промышленными выбросами |
В1 Когда проводится акция «Час Земли» (час без электричества)? |
Последняя суббота марта (10 баллов) |
В2 |
Переход хода
|
В3 Кто автор сингла «Песня Земли»? |
Майкл Джексон (5 баллов) |
В4 Когда был впервые выпущен сингл «Песня Земли»? |
27 ноября 1995 года (10 баллов) |
В5 С какой целью была написана и исполнялась на каждом концерте Майкла Джексона «Песня Земли»? |
Привлечь внимание жителей планеты к проблемам экологии (5 баллов) |
Г1 |
5 баллов в подарок без выполнения задания
|
Г2 Почему происходит массовое убийство слонов? |
Слоновая кость – самый дорогой и ценный материал в мире (5 баллов) |
Г3 Чем опасна вырубка тропических лесов? |
Оказывает влияние на изменение мирового климата (10 баллов) |
Г4 |
Угадайте, что изображено на картинке (3 балла) Авария на Чернобыльской АЭС |
Г5 Посмотрите на экран и скажите, что из предложенного является символом международного Дня Земли? |
Зеленая греческая буква Тэта на белом фоне (5 баллов) |
Д1 |
Угадайте, что изображено на картинке (3 балла) Пятно нефти на воде |
Д2 |
Команды по очереди поют песни о животных. Команда, которая исполнит больше песен, становится победителем и получает 10 баллов. 2 место – 7 баллов 3 место – 4 балла |
Д3 |
5 баллов в подарок без выполнения задания
|
Д4 Когда, по мнению специалистов, слоны могут быть полностью истреблены, если браконьерство не будет остановлено? |
К 2020 году (10 баллов) |
Д5 |
Переход хода
|
Ведущий 2: Слово для подведения итогов и награждения победителей предоставляется жюри.
Ведущий 1: Все участники – молодцы!
Ведущий 2: Поздравляем победителей и призеров!
Ведущий 1: Ведь в нашей игре нет проигравших!
Ведущий 2: Каждый получил определенные знания, а, значит, стал чуть богаче!
Ведущий 1: Присоединяйтесь к защитникам окружающей среды и наслаждайтесь, как наша планета становится чище и добрее!
Ведущий 2: Будьте добрее! Удачи всем и ясного неба над головой!
Ведущий 1: Спасибо, что все это время вы были с нами!
Ведущий 2: До новых встреч!
Приложение
Презентация с викториной
Класс делится на три команды. Команды выбирают название, капитана и по жребию определяют очередность в выборе вопросов. Когда начинается игра, команды выбирают вопросы на игровом поле (например, А5) в любой последовательности в порядке очереди и выполняют задания.
Ведущий нажимает на экране соответствующую ячейку, появл
Презентация к викторине "Земля- наш общий дом!?"
PPTX / 5.18 Мб
/data/files/g1563441520.pptx (Презентация к викторине "Земля- наш общий дом!?")яется окно с определенным количеством баллов. По щелчку появляется вопрос, а затем также по щелчку - ответ. Затем необходимо вернуться на игровое поле. При возвращении на игровое поле выбранный ранее вопрос превращается в картинку.
Команда, которая выбирает вопрос, отвечает на него. В случае если у нее нет правильного ответа, другие команды имеют право ответить на данный вопрос и получить заявленное количество баллов. Право ответить на вопрос получает та команда, чей капитан раньше поднял сигнальную карточку.
Переход между слайдами и возврат на игровое поле:
|
Данный знак правом нижнем углу слайда – возврат на игровое поле. |
|
Данный знак правом нижнем углу слайда – переход на вопрос. |
|
Нет никакого знака в правом нижнем углу слайда – переход на следующий слайд щелчком мыши или стрелкой. В музыкальном вопросе – во время исполнения песен перейти на следующий слайд (картинку). |
|
Данный знак правом нижнем углу слайда – дополнительная информация (картинка). |
|
Данный знак левом нижнем углу слайда – окончание игры, переход на заключительный слайд. |
Список литературы
1. http://womanadvice.ru/vsemirnyy-den-zemli
2. https://infourok.ru/klassniy-chas-sohranim-planetu-926822.html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Earth_Song
4. http://mixclub.org/zar_clip/120-maykl-dzhekson-earth-song-istoriya-pesni.html
5. http://www.liveinternet.ru/users/mj_inna/post172937268/
6. http://masterok.livejournal.com/1517440.html
7. https://riafan.ru/298456-vlasti-tanzanii-priznali-ubiystva-desyatkov-tyisyach-slonov
8. http://ecology.md/page/kolichestvo-slonov-v-tanzanii-rezko-so
9. http://supercoolpics.com/uzhasayushhaya-pravda-o-tom-kto-i-zachem-ubivaet-slonov/
10. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/vliianiie-voin-na-ekologhiiu
11. https://studopedia.ru/11_42370_negativnoe-vliyanie-pozharov-na-okruzhayushchuyu-sredu.html
12. https://polsergmich.blogspot.ru/2013/04/17.html
13. https://my.mail.ru/mail/roza-giro/video/1041/3777.html?from=videoplayer