Урок истории «Новгородская земля» (6–7 классы)

20
1
Материал опубликован 24 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема: Новгородская земля

Цели урока: сформировать представление об особенностях Новгородской земли на основании различных источников информации; развивать аналитическое мышление и способность осмысливать исторические события; формировать умение работать с картографическим и текстовыми источниками; умение прослеживать причинно-следственные связи и систематизировать знания; развивать интерес и уважение к культурному наследию своей страны.

Задачи урока: дать характеристику географического положения Новгородской земли и ее природных особенностей; выделить отличительные черты Новгородской республики; познакомить учащихся с достижениями культуры новгородцев.

Тип урока: комбинированный

Методические приемы организации урока:

Повторение; тестирование; подготовка сообщений; работа с документальным источником; постановка вопросов и заданий для последующего обсуждения.

Основные понятия и термины: республика, вече, посадник, тысяцкий, владыка, посредническая торговля.

Оборудование урока: 1) учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2007;

2) учебные атласы и контурные карты по истории (у каждого ученика);

3) настенная карта «Феодальная раздробленность Руси в XII – XIII вв.»

4) компьютер, диапроектор, экран.

Ход урока

I. Организация начала урока

- приветствие учащихся учителем;

- сообщение темы предстоящего урока;

- формулировка целей и задач урока.

II. Повторение пройденного материала

- сообщения учащихся;

- вопросы для обсуждения;

- тестовые задания:

1. На съезде князей в Любече было принято решение:

а) строго подчиниться власти киевского князя;

б) передать народному собранию часть власти князей;

в) создать совет князей для решения спорных вопросов;

г) править самостоятельно в землях, доставшихся от отца.

2. Любечский съезд состоялся в

а) 1093 году; б) 1097 году;

в) 1103 году; г) 1113 году

3. Каким был порядок престолонаследия в Древней Руси?

а) старшему в роду;

б) от отца к сыну;

в) по письменному завещанию.

4. Назовите годы правления Владимира Мономаха.

5. Назовите годы правления Мстислава Великого.

6. Владение младших членов княжеского рода в XII – XIV вв. – это

а) вотчины; б) уделы;

в) поместья; г) посады.

7. Выберите лишнее.

Основными причинами раздробленности единого Русского государства были:

- раздел территории между наследниками;

- отсутствие четкого и определенного порядка наследования киевского престола;

- княжеские усобицы;

- рост крупного землевладения;

- натуральный характер хозяйства;

- активное развитие ремесел;

- рост и усиление городов;

- усиление местного аппарата управления;

- усиление власти Киевского князя.

8. В чем была опасность феодальной раздробленности для русских земель?

9. Работа с терминами. Впишите правильно буквы вместо пропусков:

К-л-н-зация, п-г-сты, п-л-дье, м-тр-п-лит, п-тр-о-изм, м-н-ат-ра, л-т-п-сь

10. Укажите верные утверждения:

В середине 10 века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей.

Со второй половины 11 века наибольшую угрозу для Руси представляли набеги печенегов.

Эксплуатация – это присвоение результатов чужого труда.

Раздробление Древнерусского государства привело к исчезновению понятия «Русская земля» как единого целого.

III. План изучения нового материала:

Хозяйственные и культурные особенности Новгородской земли.

Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской республики.

Объяснение новой темы осуществляется с помощью мультимедийной презентации.

Метод проблемного изложения материала

Основные понятия и термины:

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям.

Республика – форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Вече – народное собрание, высший орган управления в Новгороде.

Посадник – глава правительства в Новгороде.

Владыка, архиепископ – глава новгородской церкви.

IV. Закрепление изученного материала

Обобщение и систематизация новых знаний

Вопросы и задания:

Высшим должностным лицом в Новгороде был:

а) князь; б) тысяцкий;

в) архиепископ; г) посадник.

2. Верховной властью в Новгороде обладал(о):

а) вече; б) князь; в) совет бояр; глава новгородской церкви.

3. По какому принципу образован ряд?

Решать вопросы войны и мира; избирать высших должностных лиц; приглашать князя.

Согласны ли вы с утверждением?

- Новгород до 12 века имел много внешних врагов.

- Большинство новгородских земель было малопригодно для земледелия.

- Князь имел обширные владения в Новгородской земле.

- За исключением Новгородской земли все княжества дробились на внутренние уделы, число которых росло.

- Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям, называется наследственной монархией.

V. Домашнее задание: Читать С. 89 – 92, ответить письменно на 5, 6 вопросы на С. 94 учебника, выполнить 2 задание на контурной карте (обозначить города).

VI. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ находится ЗДЕСЬ:


НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
PPT / 1.15 Мб

Предварительный просмотр презентации

Тема: Новгородская земля 1. Хозяйственные и культурные особенности Новгородской земли. 2. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской республики.

Территория и население Новгородские земли простирались на огромные расстояния – от Финского залива до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки

Великий Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен. Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.

Первое упоминание . В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

Новгород с тех пор быстро набирает силу и становится северным форпостом Руси, куда киевские князья посылали своих наместников, как правило, старших сыновей. Новгород с тех пор быстро набирает силу и становится северным форпостом Руси, куда киевские князья посылали своих наместников, как правило, старших сыновей. Форпост – передовой пост

Новгород в системе Руси сохранял особое положение. Присланные князья здесь были временными людьми, и княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси – центрах различных княжеств Новгород в системе Руси сохранял особое положение. Присланные князья здесь были временными людьми, и княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси – центрах различных княжеств

Основные виды промыслов новгородцев Охота на пушного зверя Охота на красную дичь Заготовка древесины Бортничество Собирание ягод Рыболовство

Развитые хозяйственные отрасли Промыслы Торговля Ремесла Город с самого начала вырос в первую очередь как торговый и ремесленный центр

Задание 1 Используя карту, укажите важнейшие торговые пути, которые связывали Новгородскую землю с Русью и европейскими государствами

Основные направления новгородской внешней торговли Новгород Восточное Волжская Булгария Западное Скандинавия, Германия, Франция Южное Крым, Византия

Особенности новгородской торговли Купец Из Германии Купец Из Венгрии Купец из Чернигова Купец из Швеции Новгородский купец Вопрос: В чем состояли особенностиновгородской торговли?

Анализ художественных и документальных источников Текст 1

Вывод: Важное значение Новгорода как посреднического торгового центра Руси

Вопрос: Что вы помните о Ганзе? Ганза - старо-готское слово, под которым в Средние века имелись ввиду торговые товарищества немецких купцов заграницей, возникавшие для взаимной помощи и защиты; с этою же целью заключались отдельные договоры немецких приморских городов друг с другом.

Города, торговавшие с Ганзой Великий Новгород, Псков, Смоленск, Тверь, Ладога, Приозерск, Выборг, Вологда, Великий, Устюг, Белозерск, Ярославль, Витебск, Полоцк и др.

Предметы экспорта и импорта для новгородцев Пушнина Мед Воск Рыба Ремесленные изделия (плотники, кузнецы, оружейники, ткачи, гончары, кожевники, ювелирные мастера) Металл Вино Сукно Предметы роскоши

Внешний облик города Один из крупнейших и красивейших городов Европы Для своего времени был городом высокой культуры быта: деревянные мостовые, порядок и чистота улиц

Великий Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, которая проявлялась в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах Берестяная грамота

Вечевой строй Новгородской республики Вече Князь Посадник Тысяцкий Владыка Совет господ

Особенности политического устройства После событий 1136 года к власти пришла аристократия, город стал аристократической республикой. Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле, в отличие от русских княжеств, избежать дробления и сохранить свое единство

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Материал урока подобран логически, продуман каждый этап. Спасибо!

15 December 2018