12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Милаев Александр Михайлович374
учитель истории,обществознании и экономики
Россия, Чувашская респ., Сине-Кинчеры
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Тема: Новгородская земля

Цели урока: сформировать представление об особенностях Новгородской земли на основании различных источников информации; развивать аналитическое мышление и способность осмысливать исторические события; формировать умение работать с картографическим и текстовыми источниками; умение прослеживать причинно-следственные связи и систематизировать знания; развивать интерес и уважение к культурному наследию своей страны.

Задачи урока: дать характеристику географического положения Новгородской земли и ее природных особенностей; выделить отличительные черты Новгородской республики; познакомить учащихся с достижениями культуры новгородцев.

Тип урока: комбинированный

Методические приемы организации урока:

Повторение; тестирование; подготовка сообщений; работа с документальным источником; постановка вопросов и заданий для последующего обсуждения.

Основные понятия и термины: республика, вече, посадник, тысяцкий, владыка, посредническая торговля.

Оборудование урока: 1) учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2007;

2) учебные атласы и контурные карты по истории (у каждого ученика);

3) настенная карта «Феодальная раздробленность Руси в XII – XIII вв.»

4) компьютер, диапроектор, экран.

Ход урока

I. Организация начала урока

- приветствие учащихся учителем;

- сообщение темы предстоящего урока;

- формулировка целей и задач урока.

II. Повторение пройденного материала

- сообщения учащихся;

- вопросы для обсуждения;

- тестовые задания:

1. На съезде князей в Любече было принято решение:

а) строго подчиниться власти киевского князя;

б) передать народному собранию часть власти князей;

в) создать совет князей для решения спорных вопросов;

г) править самостоятельно в землях, доставшихся от отца.

2. Любечский съезд состоялся в

а) 1093 году; б) 1097 году;

в) 1103 году; г) 1113 году

3. Каким был порядок престолонаследия в Древней Руси?

а) старшему в роду;

б) от отца к сыну;

в) по письменному завещанию.

4. Назовите годы правления Владимира Мономаха.

5. Назовите годы правления Мстислава Великого.

6. Владение младших членов княжеского рода в XII – XIV вв. – это

а) вотчины; б) уделы;

в) поместья; г) посады.

7. Выберите лишнее.

Основными причинами раздробленности единого Русского государства были:

- раздел территории между наследниками;

- отсутствие четкого и определенного порядка наследования киевского престола;

- княжеские усобицы;

- рост крупного землевладения;

- натуральный характер хозяйства;

- активное развитие ремесел;

- рост и усиление городов;

- усиление местного аппарата управления;

- усиление власти Киевского князя.

8. В чем была опасность феодальной раздробленности для русских земель?

9. Работа с терминами. Впишите правильно буквы вместо пропусков:

К-л-н-зация, п-г-сты, п-л-дье, м-тр-п-лит, п-тр-о-изм, м-н-ат-ра, л-т-п-сь

10. Укажите верные утверждения:

В середине 10 века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей.

Со второй половины 11 века наибольшую угрозу для Руси представляли набеги печенегов.

Эксплуатация – это присвоение результатов чужого труда.

Раздробление Древнерусского государства привело к исчезновению понятия «Русская земля» как единого целого.

III. План изучения нового материала:

Хозяйственные и культурные особенности Новгородской земли.

Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской республики.

Объяснение новой темы осуществляется с помощью мультимедийной презентации.

Метод проблемного изложения материала

Основные понятия и термины:

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям.

Республика – форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Вече – народное собрание, высший орган управления в Новгороде.

Посадник – глава правительства в Новгороде.

Владыка, архиепископ – глава новгородской церкви.

IV. Закрепление изученного материала

Обобщение и систематизация новых знаний

Вопросы и задания:

Высшим должностным лицом в Новгороде был:

а) князь; б) тысяцкий;

в) архиепископ; г) посадник.

2. Верховной властью в Новгороде обладал(о):

а) вече; б) князь; в) совет бояр; глава новгородской церкви.

3. По какому принципу образован ряд?

Решать вопросы войны и мира; избирать высших должностных лиц; приглашать князя.

Согласны ли вы с утверждением?

- Новгород до 12 века имел много внешних врагов.

- Большинство новгородских земель было малопригодно для земледелия.

- Князь имел обширные владения в Новгородской земле.

- За исключением Новгородской земли все княжества дробились на внутренние уделы, число которых росло.

- Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям, называется наследственной монархией.

V. Домашнее задание: Читать С. 89 – 92, ответить письменно на 5, 6 вопросы на С. 94 учебника, выполнить 2 задание на контурной карте (обозначить города).

VI. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ находится ЗДЕСЬ:


НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
PPT / 1.15 Мб

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »

Комментарии (1)

Елена Вениаминовна Чурина, 15.12.18 в 07:27 0 Ответить Пожаловаться
Материал урока подобран логически, продуман каждый этап. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.