Классный час для учащихся 2-го класса на тему: «Дорогою добра»

10
2
Материал опубликован 8 July 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 Классный час для учащихся 2-го класса на тему:

«Дорогою добра».

Автор: Паздникова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 91» г. Перми

Цель:

- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

- развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

 

Конспект занятия

1. Орг. момент. (слайд 1)

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам - «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

- Садитесь!

- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

- А начать наше занятие я хочу с загадки: (слайд 2)

       Слово это серьезное,
       Главное, важное.
       То, что значит оно,
       Очень нужно для каждого.
       В нем забота и ласка,
       Тепло и любовь.
       В нем стремленье
       На помощь прийти вновь и вновь.

       Это качество
       В сердце у многих живет
       И о боли других
       Позабыть не дает.
       И оно поважнее,
       Чем лица красота.
       Догадались, что это?
       Сердец … (ДОБРОТА).

- Как вы думаете, чему же будет посвящено наше общение? (Доброте и добрым делам)

- Как вы считаете, что каждый из вас должен понять к концу занятия?

- От нашего поведения, наших поступков и наших слов, зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Это значит, что человек сам выбирает свою дорогу.

- Итак, тема классного часа «Дорогою добра» (слайд 3)

2. Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания.

- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос. (слайд 4)

        В жизни по-разному можно жить –

        Можно в беде, а можно – в радости,

        Вовремя есть, вовремя пить,

        Вовремя делать шалости.

        А можно так:

        На рассвете встать –

        И, помышляя о чуде,

        Рукой обожженною солнце достать

        И подарить его людям.

                                         (С. Островой)

- С чем у вас ассоциируется слово «добро»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей) (слайд 5)

- Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама…

- А что же тогда зло? (слайд 6)

- Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.

- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно-русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок: «Доброе слово и кошке приятно», « Доброе слово – что ясный день».

         Слышали вы и такие выражения:

«Дать добро» - дать согласие, разрешение на что-либо, т.е. одобрение.

«Получить добро» - получить согласие, разрешение на что-либо.

        Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающее поколение уму-разуму. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре? Сейчас узнаем. (слайд с пословицами 7)

Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро – будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем милее

(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 7 соединяются части пословиц.

- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).

- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Вспомните их, пожалуйста. ( «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Добро пожаловать!», «В добрый час!», «В добрый путь!», «Доброго здоровья») (слайд 8)

- А сколько в русской речи слов о добрых людях.. Назовите ( Добродушный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, доброжелательный (слайд 9)

- Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но не просто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь узнать о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) (слайд 10)

2.  Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) (слайд 11)

3.  Это девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) (слайд 12)

4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах) (слайд 13)

5.  Эта девочка очень любила свою бабушку, которая жила за лесом. Она заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка.) (слайд 13)

6.  Чтобы спасти любимого отца, эта героиня отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька.) (слайд 14)

7.  Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.) (слайд 14)

8. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка) (слайд 15)

- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладошки, а если злой – закрываете лицо ладошками.

- Иван – царевич,

- Кощей Бессмертный,

- Золотая Рыбка,

- Дюймовочка,

- Карабас – Барабас,

- Золушка,

- Красная Шапочка,

- Баба Яга,

- Морозко,

- Гуси – лебеди,

- Мальвина

- А на какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?

- Ребята, а как вы думаете, где живёт доброта? (выслушиваются мнения ребят)

      Ученик читает стихотворение:

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты?

- Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?

- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

- Послушайте стихотворение. Разыгрывается сценка между мамой и сыном. (слайд 16)

Сын: Я как-то в дом принёс щенка

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка».

Сын: Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова…

Мама: «Ну, что ж – она сказала, - пусть

Он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка».

Сын: Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились.

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка».

Сын: Однажды я нашёл ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Мама: Сказала мама: «Пусть живут!

В квартире так чудесно,

А если потесниться тут

И нам найдётся место».

  • Что можно сказать о мальчике? Какой он? О других он думает?
  • Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как говорится в пословице:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете  сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (слайд 17)

- сделать уборку в доме;

- навести порядок в школьном дворе;

- накормить бездомную собаку;

- подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

- отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

- помочь детям - сиротам и инвалидам;

- сделать кормушки птицам зимой;

- сделать скворечники весной;

- помочь пожилому человеку нести сумку

Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Ответы детей)

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

- Верно, когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому и делает это не ради выгоды, не на показ, а по велению сердца.

3. Творческое задание «Доброе дело»

       Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

       Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

- Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если посадил дерево, построил дом и воспитал ребёнка.

- Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело – посадим дерево. Если в землю посадить семя «доброты», то каким будет дерево? Радостным, цветущим, добрым. (Дерево «Добрых дел» слайд 18)

 - Вспомните и назовите, какое доброе дело вы уже совершили, чтобы дерево Доброты «дало плоды» (ребята называют, а на экране зажигаются сердца)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

- Какие вы сделали выводы для себя?

- Вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

       Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 19)

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет Доброта по Земле.

И я про нее не забуду,

Хотя забываю о Зле.

- Ребята, у вас на столах лежат сердечки, это символ души. Я предлагаю вам поделиться добротой: написать на этих сердечках доброе пожелание и подарить его любому из присутствующих здесь людей.

(Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленький Мук", Энтин, Минков и пишут пожелания) (слайд 20)

- А теперь подарите это сердечко тому человеку, с кем вы бы хотели поделиться добротой.

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...


 

Литература:

  • Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов.
  • «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
  • «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.


Презентация
PPT / 3.02 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Слово это серьёзное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живёт И о боли других Позабыть не даёт. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец … ДОБРОТА

Классный час Дорогою добра

Вечная борьба добра и зла.

Добро. МИР ЛЮБОВЬ НАДЕЖДА ДОБРОТА ВЕРНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ РАДОСТЬ УЛЫБКА

Зло. ВОЙНА ЗАВИСТЬ ЛОЖЬ ССОРА ОБИДА РЕВНОСТЬ ЭГОИЗМ

Собери пословицы Добрая слава лежит, Злой не верит, Добрые вести Доброе слово лечит, Делай другим добро Живи добрее, злое калечит что есть добрый а худая бежит прибавят чести будешь всем милее будешь сам без беды

добро Доброе утро Добрый вечер Добрый день В добрый час В добрый путь Добро пожаловать Всего доброго доброго здоровья

добро доброжелательный добродушный добросовестный добропорядочный добросердечный

Как праздник, как счастье, как чудо Как праздник, как счастье, как чудо Идет Доброта по Земле. И я про нее не забуду, Хотя забываю о Зле.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Елена Сергеевна, Вы - умница! Чудесный праздник!

22 August 2017