Классный час для учащихся 2-го класса на тему: «Дорогою добра»
Пояснительная записка к презентации
Классный час для учащихся 2-го класса на тему:
«Дорогою добра».
Автор: Паздникова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 91» г. Перми
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Конспект занятия
1. Орг. момент. (слайд 1)
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам - «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! -
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Садитесь!
- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
- А начать наше занятие я хочу с загадки: (слайд 2)
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец … (ДОБРОТА).
- Как вы думаете, чему же будет посвящено наше общение? (Доброте и добрым делам)
- Как вы считаете, что каждый из вас должен понять к концу занятия?
- От нашего поведения, наших поступков и наших слов, зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Это значит, что человек сам выбирает свою дорогу.
- Итак, тема классного часа «Дорогою добра» (слайд 3)
2. Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания.
- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос. (слайд 4)
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
- С чем у вас ассоциируется слово «добро»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей) (слайд 5)
- Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама…
- А что же тогда зло? (слайд 6)
- Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.
- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно-русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок: «Доброе слово и кошке приятно», « Доброе слово – что ясный день».
Слышали вы и такие выражения:
«Дать добро» - дать согласие, разрешение на что-либо, т.е. одобрение.
«Получить добро» - получить согласие, разрешение на что-либо.
Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающее поколение уму-разуму. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре? Сейчас узнаем. (слайд с пословицами 7)
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 7 соединяются части пословиц.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Вспомните их, пожалуйста. ( «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Добро пожаловать!», «В добрый час!», «В добрый путь!», «Доброго здоровья») (слайд 8)
- А сколько в русской речи слов о добрых людях.. Назовите ( Добродушный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, доброжелательный (слайд 9)
- Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но не просто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь узнать о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) (слайд 10)
2. Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) (слайд 11)
3. Это девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) (слайд 12)
4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах) (слайд 13)
5. Эта девочка очень любила свою бабушку, которая жила за лесом. Она заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка.) (слайд 13)
6. Чтобы спасти любимого отца, эта героиня отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька.) (слайд 14)
7. Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.) (слайд 14)
8. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка) (слайд 15)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладошки, а если злой – закрываете лицо ладошками.
- Иван – царевич,
- Кощей Бессмертный,
- Золотая Рыбка,
- Дюймовочка,
- Карабас – Барабас,
- Золушка,
- Красная Шапочка,
- Баба Яга,
- Морозко,
- Гуси – лебеди,
- Мальвина
- А на какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?
- Ребята, а как вы думаете, где живёт доброта? (выслушиваются мнения ребят)
Ученик читает стихотворение:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
- Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Послушайте стихотворение. Разыгрывается сценка между мамой и сыном. (слайд 16)
Сын: Я как-то в дом принёс щенка
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка».
Сын: Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова…
Мама: «Ну, что ж – она сказала, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка».
Сын: Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка».
Сын: Однажды я нашёл ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Мама: Сказала мама: «Пусть живут!
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут
И нам найдётся место».
- Что можно сказать о мальчике? Какой он? О других он думает?
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как говорится в пословице:
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (слайд 17)
- сделать уборку в доме;
- навести порядок в школьном дворе;
- накормить бездомную собаку;
- подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
- отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
- помочь детям - сиротам и инвалидам;
- сделать кормушки птицам зимой;
- сделать скворечники весной;
- помочь пожилому человеку нести сумку
Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).
- Верно, когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому и делает это не ради выгоды, не на показ, а по велению сердца.
3. Творческое задание «Доброе дело»
Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
- Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если посадил дерево, построил дом и воспитал ребёнка.
- Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело – посадим дерево. Если в землю посадить семя «доброты», то каким будет дерево? Радостным, цветущим, добрым. (Дерево «Добрых дел» слайд 18)
- Вспомните и назовите, какое доброе дело вы уже совершили, чтобы дерево Доброты «дало плоды» (ребята называют, а на экране зажигаются сердца)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?
- Какие вы сделали выводы для себя?
- Вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 19)
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по Земле.
И я про нее не забуду,
Хотя забываю о Зле.
- Ребята, у вас на столах лежат сердечки, это символ души. Я предлагаю вам поделиться добротой: написать на этих сердечках доброе пожелание и подарить его любому из присутствующих здесь людей.
(Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленький Мук", Энтин, Минков и пишут пожелания) (слайд 20)
- А теперь подарите это сердечко тому человеку, с кем вы бы хотели поделиться добротой.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
Литература:
- Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов.
- «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
- «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
Лещёва Светлана Николаевна
Косякова Марина Николаевна