Классный час на тему «Дорогою добра» 
Цель: привить учащимся желание делать только добрые дела. 
Задачи:
Развивать гуманистические чувства учащихся. 
Научить учащихся давать правильную оценку собственных поступков и поступков 
окружающих. 
Воспитывать доброту, внимательность и чуткость к окружающим.
Класс: 10
Предполагаемый результат: научить учащихся давать правильную оценку собственных поступков и поступков окружающих. 
Ход урока: 
1. Вступительная беседа.
Учитель: 
- Как вы понимаете слово «добрый»? 
- Что значит - совершить доброе дело или добрый поступок? 
- Что такое доброта? 
- Какой человек может быть добрым? 
Пусть эпиграфом к нашему уроку станут слова поэта А.Чепурова: 
-Давайте поклоняться доброте! 
Давайте с думой жить о доброте: 
Вся в голубой и звёздной красоте, 
Земля добра. Она дарит нас хлебом, 
Живой водой и деревом в цвету. 
Под этим вечно неспокойным небом 
Давайте воевать за доброту! 
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. 
2. Учитель:
-Послушайте древнюю китайскую сказку: 
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в птиц из рогаток, и объявил: 
- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. 
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. 
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: 
- Зачем столько птиц? 
Император ответил: 
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец. 
- Каких птенцов? – спросил император. 
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? 
- Об этом я не думал,- признался император. 
Тогда мудрец сказал: 
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! 
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. 
На это мудрец заметил: 
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше. 
3. Анализ сказки, обсуждение. 
- Как вы понимаете последнюю строчку сказки? 
- Какими должны быть добрые дела? 
- Вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершённые из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть? 
- Почему мы так поступаем? 
4. Толкование пословиц. 
Учитель:
- Существует множество пословиц и поговорок о добре. Как вы их понимаете? 
Доброго чтут, а злого не жалуют. 
Злой не верит, что есть добрый. 
Доброе слово лечит, а злое калечит. 
Добрая слава лежит, а худая бежит. 
5. Игра « Кто больше знает?». Работа в группах. 
- Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, и фамилии с корнем – добр. Давайте проведём соревнование по группам. Назовите как можно больше фамилий или имён с корнем добр. 
(Ученики называют).
6. Учитель:
- Пусть девизом нашего классного часа будет высказывание: 
"Доброе дело питает и разум, и тело". 
7. Высказывания великих людей о доброте:
- Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец – несчастен. 
И.С.Тургенев писал : «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево». Почему он приводит такое сравнение? 
- Многие поэты, писатели, мудрецы высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? ( Читают ученики). Вот некоторые из них: 
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других . ( Л. Н. Толстой) 
Знания должны увеличиваться с добротой . ( Фазиль Искандер) 
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям . ( Жан-Жак Руссо) 
8. Учитель:
-Послушайте  рассказ «Морские звёзды»:
Как-то раз на рассвете один старик шёл по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морские звёзды и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звёзды умрут, если их оставить под лучами солнца. « Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звёзд миллионы, - возразил старик. – Что толку в твоих усилиях?». 
Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил её в море и произнёс: «Толк есть – для этой звезды и тех, кого я уже бросил». 
9. Обсуждение рассказа. 
Учитель:
- Кто прав: юноша или мудрец? 
- Как бы вы поступили в данной ситуации? 
- В каких ситуациях надо спешить делать доброе дело? Приведите примеры. 
10. Игра «Составь пословицу». 
Учитель:
- Соедините слова чтобы получилась пословица. 
Доска: 
Добро помни, а 
пожнёшь. 
Что посеешь, то и 
зло забывай. 
За добро 
добра не делает никому. 
Худо тому, кто 
добром платим. 
- Объясните смысл этих пословиц. 
11. Составление словарика добрых слов. 
Добро 
Душа 
Сердце 
Желание 
Сосед 
Порядок 
Совесть 
Нрав 
Добродушный 
Добросердечный 
Доброжелательный 
Добрососедство 
Добропорядочный 
Добросовестный 
Добронравный 
 
Рефлексия. Подведение итогов урока. 
- О чём вы узнали сегодня на классном часе? 
- Какой вывод вы для себя сделали? 
Стихи – вывод урока. 
Когда по склонам вечной суеты 
Бежать от неудач устанешь люто, 
Направь шаги Тропою Доброты 
И радость помоги найти кому-то. 
Как бы жизнь не летела – 
Дней своих не жалей, 
Делай доброе дело 
Ради счастья людей. 
Чтобы сердце горело, 
А не тлело во мгле, 
(Все вместе) 
Делай доброе дело – тем живём на земле.
                                
                                
Марченкова Инна Вячеславовна
Боровских Светлана Владимировна