12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яковлева Елена Федоровна58

Тема: «Мы в ответе, за тех, кого приручили»

Цель: привить любовь к животным, раскрывая их особенности, повадки;

расширить кругозор по теме, пополнить и обогатить знания учащихся о животном мире;

развивать навыки монологической речи;

воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга, эстетическое чувство, нравственные качества, воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших; воспитание умения критически относиться к своим поступкам, анализировать их.

Оборудование: презентация


Ход мероприятия

ЭПИГРАФ

Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.

К.Зелинский



Сценка из сказки А. Экзюпери «Маленький принц»

Действующие лица:

Автор

Лис

Маленький принц (М.П.)


Автор: Вот тут и появился Лис.

Лис: Здравствуй.

Маленький принц: (вежливо) Здравствуй. Кто ты. Какой ты красивый.

Лис: Я – Лис.

М.П: Поиграй со мной. Мне так грустно…

Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

М.П. А как это – приручить?

Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. Ты для меня пока маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

Пожалуйста…приручи меня!

М.П. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!


Автор: Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

Лис: (вздыхая) Я буду плакать о тебе.

М.П. Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…Прощай.

Лис: Прощай. Вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.


М.П. (повторяя задумчиво): Самого главного глазами не увидишь.


Лис: Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил…


Наш классный час называется «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Это слова из философской сказки А. Экзюпери «Маленький принц».

Ребята, а как вы думаете, что значит «приручить»? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).

Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова).


- Что значит «в ответе»? (Ответы детей)

-Кто отвечает за вас?

Правильно, родители. – Что они делают?

Мультфильм , отрывок «Кот, который гуляет сам по себе»(приручение собаки, кошки).

Учитель. А есть, ли кто-то за кого отвечаете вы? (домашние питомцы)

Есть ли у вас животные, которых вы приручили? Расскажите о них. Какие они. За что вы их любите?


1.Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде –

Надежные, примерные.

Они и выручат в беде

И в дружбе очень верные.


Учитель.«Любовь к животным – это любовь совсем особенная, у нее есть свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих особых условий». А главное условие – доброта. Что такое доброта?

- Скажите, а почему человек приручает животных?

одиночество (старость)

охрана

друг

игрушка (живая)

эксперименты (во имя человечества)

служба человеку (помощь больным, перевозка людей, спасение при пожаре, пастухи, ищейки, пограничные)


Загадка

Даже по железной крыше

Ходит тихо – тише мыши,

На охоту ночью выйдет

И как днем вокруг все видит,

Часто спит, а после сна -

Умывается она. - кошка –


Конкурс «Отгадай песню». Команды прослушивают отрывки известных детских песен и поочерёдно называют песни, например, «Человек собаке друг», «Кошка беспородная..», «Черный кот»




КОШКА (ИСТОРИЯ КОШКИ, ПАМЯТНИКИ)- презентация

С давних времен в доме человека жили собака и кошка. Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор остаются существа во многом таинственном. История кошки необычайна: она прошла путь от «богини до ведьмы». Родоначальница всех домашних кошек – нубийская дикая кошка, которую египтяне вывезли 5 тысяч лет назад и Нубии.

В разные времена в разных странах относились к ней по разному. Древние египтяне высоко ценили замечательные способности кошки-уничтожить грызунов. Поэтому она была причислена к священным животным.

В древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. При пожаре египтянин обязан сначала вынести кошку и лишь после этого приступить к тушению огня. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из «Священных стражей» хлебных амбаров.

Существует придание, как из кошек египтяне проиграли сражение персам. Царь персов Камбиз, прежде чем напасть на один из египетских городов, собрал огромное количество кошек. Животных выпустили впереди наступающего войска, где каждый воин вместо щита держал в руке священное животное. Египтяне сдались без боя: они не могли рисковать жизнью кошек.

Некоторые древние приметы и обычаи живы и сегодня. В Англии до сих пор существует поверье: пока черная кошка в доме, - рыбаку не грозит опасность в море. Англичане считают, что если черная кошка перебежала дорогу – это добрая примета; если она забежала в дом или комнату хозяина ждет радость.

Для Японии кошки завоевали всеобщее признание: мыши обожают шелковистого червя, а кошки мышей. В стране восходящего солнца кошку издавна считают покровительницей одного токийского храма, где она изображена с поднятой правой лапой: это – «Манеки-Кеко», кошка – покровительница счастья и удачи.

У нас кошка всегда была олицетворением уюта и благополучия. Животное любили и почтительно называли «хозяйкой дома». При переезде хозяйка должна первой переступить порог нового жилища, иначе не будет в нем уюта и счастья. Народное поверье утверждает, что трехцветная кошка приносит в дом счастье.

Кошка стала литературным персонажем. (достаточно вспомнить «Кота в сапогах», Кота Котофеевича или кота Бегемота из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Она же внесла не меньший вклад в науку.

Датский ученный Финзе обратил внимание на необычное поведение больного кота, примостившегося на крыше дома. Он сидел на той ее части, которая освещалась солнечными лучами. Как только тень приближалась к нему, он тот час же переходил на новое место, освещенного солнцем.

Такие моневры повторил несколько раз подряд. Доверившись инстинкту кота, ученный начал эксперименты. Они показали, что благотворное лечебное действие оказывают лучи фиолетовой части спектра. Тогда-то и было предложено использовать ультрафиолетовые лучи в лечебных целях. Эта идея была успешно осуществлена. За это Финзен Нильс Рюберг был удостоен Нобелевской премии.

У французского исследователя Бернара Куртуа, когда он завтракал в своем рабочем кабинете, на плече обычно восседал любимый кот. Однажды коту это надоело, он спрыгнул на стол и разбил склянку с реактивами. Это был неизвестный в те времена свободный йод. Так благодаря коту было сделано довольно крупное научное открытие.

Викторина

1.Эти шалунишки играют в кошки-мышки.

(Один из героев американского мультисериала Джерри)

2.Он кот-звезда экрана.

Практичен, мудр и деловит.

Сельскохозяйственными планами

На всю россию знаменит (Матроскин)

3.Его любимая фраза: «Ребята, давайте, жить дружно!» (Леопольд)

4.Герой мультфильма «Маугли» (Шерхан)


ФИЗМИНУТКА


Пословицы

И собака помнит, кто ее кормит.

На душе кошки скребут. 
Живут, как кошка с собакой. 
Собака привыкает к человеку, а кошка — к дому.


П р и м е т ы : 
Кошка клубком – на мороз. 
Кошка умывается лапкой – нужно ждать гостей.

Если пес катается перед порогом, скоро в дом приедут гости издалека.

Когда питомец стоит и качается, предстоит неожиданная поездка.


В нашем доме- верь, не верь, 
Появился страшный зверь. 
Он царапается в дверь, 
Хочешь - верь или не верь. 
Надо вызвать подкрепленье, 
А иначе всё варенье 
И конфеты, и печенье, 
Нашей бабушки творенье, 
Съест, облизываясь он, 
Нанося семье урон. 
Что бы зверю не досталось 
И конфетки не осталось. 
Надо нам скорее сесть 
И конфетки быстро съесть. 


Заскрипев, открылась дверь, 
На пороге страшный зверь. 
Он не кушает варенье, 
Ни конфеты, ни печенье. 
Он мурлыкает в усы. 
Дайте лучше колбасы. 
Или лучше молока. 
Я пришёл издалека. 
Что же это за зверёнок - КОТЕНОК

Е.Благинина «Котенок»
Я нашла в саду котёнка.
От мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой


СЦЕНКА «ДОБРЫЕ ДЕВОЧКИ» 
На школьном дворе появился котёнок, 
Он к людям бежал из последних силёнок: 
«Добрые люди, меня пожалейте, 
Дайте покушать, помойте, согрейте!» 
Но люди лишь шли, опуская глаза: 
«Зачем нам котёнок? Ведь он не коза!» 
Тут девочки быстро к нему подбежали, 
И утрешний завтрак котёнку отдали, 
Одна накормила, другая согрела, 
Новейшую куртку не пожалела. 
Сказали котёнку: 
«Ты тут посиди, 
Но только, пожалуйста, не уходи! 
Как только уроки закончатся в школе, 
Тебя мы, малыш, заберём, не позволим 
Погибнуть тебе, ведь надеешься ты, 
Что хватит на свете на всех доброты! 


Сценка «Про котенка»

 Девочка   Я нашла в саду котенка…

                 Он мяукал тонко-тонко,

                 Он мяукал и дрожал.

                 Может быть, его побили,

                 Или в дом пустить забыли,

                 Или сам он убежал? Мама!

Мама   Лучше не проси,

             Где взяла, туда неси!

Девочка   Летом я бы не просила,

                Но сейчас темно и сыро! Мама!

Мама   У меня забот без котенка-

             Полон рот!

             Где живут лесные звери?

Девочка   В норке…в логове…в пещере…

                 Иль в каком-нибудь дупле,

                 Вместе с матерью в тепле!

                 А у этого зверька

                 Ни кормушки, ни кутка…

Мама   Прекрати волынку эту!

Дед    Что за шум, а драки нету?

           Почему в слезах девчонка?

Девочка   Я нашла в саду котенка,

                 Только мама…

Дед     Стой, стой, стой,

            Где найденыш этот? Ой!

            До чего же страшный зверь!

            Вот что сделаем теперь:

            Ты пойди к себе, умойся

            И немножко успокойся.

           Да найденному плеснуть

           Молочка не позабудь…

Дед к маме     Разве ты забыла?

                        Как у нас в семействе было:

                        Две собаки, два кота,

                        Куры, гуси. Красота!

                        Не могу поверить чтобы…

Мама       У котов в шерсти микробы!

               И собаки и коты все заразны!

Дед     Это ты говоришь слова такие?

           Без любви к животным злые

           Вырастают дети…Дочь!

           Ты отбрось сомненья прочь,

           Разреши коту остаться…

           Ну куда ему деваться?

          Оставляем значит?

Мама    Да!

Дед    Внученька, иди сюда!

           Все уладилось прекрасно!

Девочка      Он хорошенький ужасно:

                    Мама! Дедушка!

Дед    Ну вот, как по маслу все идет.

          Если б каждому ребенку

          По щенку или котенку,

          Не осталось бы зверька

          Без кормушки и кутка!


- Какая девочка в этой сценке?

Как поступили взрослые с котёнком?


СЕЙЧАС , ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ. ПРОВЕРИМ, КАК ВЫ ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ И ЗНАЕТЕ ИХ ГЕРОЕВ.


МУЛЬТФИЛЬМЫ (герои)


1.Название мультфильма, где герои , маленькие пятнистые щенки. («101 долматинец»)

2.Он достался в наследство самому младшему сыну, любил ходить в сапогах. («Кот в сапогах»)

3. Маленький черненький, постоянно попадает в неприятные истории, все его обижают. («Чучело – мяучело»)

4. У него странная кличка для котенка .(«Котенок по имени Гав»)

5. У него любимое выражение : Ребята, давайте жить дружно!» (« Кот Леопольд»)

6.Очень интересное животное, которое одновременно ловит мышей и гоняет кошек. («Котопес»)

7. Котенок попал в дом, где хозяином был дедушка и приключения его в этом доме. ( «Кот Гром и заколдованный дом»)



СОБАКА

Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Две медали на груди, лучше в дом не заходи! - собака –


Стих А.Л.Барто «Уехали»

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.


Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.


Он на чужих ворчать привык.

Совсем как взрослый пес

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал, когда начнут игру?

Когда зажгут костер?


Привык он к яркому костру,

К тому, что рано по утру

Труба зовет на сбор

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.


Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый день лежал пластом,

Он даже есть не мог.


Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с пол пути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти –


Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.


ИСТОРИЯ СОБАКИ, ПАМЯТНИКИ (презентация)

Собака – первое животное, одомашненное человеком. Человек приручил собаку примерно 12 тысяч лет назад. Произошло это во многих местах земного шара. Существуют различные гипотезы приручения собаки человеком. Одна из них – это совместное жилье и совместная охота. Собака пришла к человеку не как пленник или попрошайка. К человеку пришел равноправный партнер по охоте и защите общего жилья. В наше время насчитывается свыше трехсот пород собак. Собака сегодня – это наша тень, наше второе безмолвное «Я». Где мы, там и она. На земле не осталось такого места, где не побывала бы собака – вместе с человеком. Собака следует за ним повсюду.  «Братья наши меньшие» - бесценные помощники. Они способны делать многое, а в некоторых случаях просто не имеют себе равных. 

-Какую работу выполняли и выполняют собаки?

Собака-поводырь. Это самая добродушная и преданная, понятливая и послушная собака-поводырь. Она помогает людям со слабым слухом и зрением, предупреждает их об опасности и сопровождает инвалидов в коляске. 

Собаки-пожарные. Лев Николаевич Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей. 

Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы; они находят наркотики. 

Собаки-водолазы – это спасатели утопающих. Они прекрасно ныряют, прыгают в воду с любой высоты, способны бережно достать на берег попавшего в беду. На помощь собаки приходят баз специальной команды, им достаточно услышать крик утопающего. 

Собака-доктор. Многие врачи предлагают «нервным» людям иметь пса – это лучшее лекарство. «Кто имеет пса, тот здоров душой». 

Собаки-космонавты. Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки летали в космос. Это Лайка, Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка

Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают, кормят их, смотрят, чтобы никто не обидел.

Известны всем собачьи свойства: 
И ум, и чуткость и геройство, 
Любовь и верность, и коварство, 
И отвратительное барство. 
И с полуслова послушанье, 
И это всё - от воспитанья! 


Не зря собака тех кусает, 
Кто камень зря в неё бросает. 
Но если кто с собакой дружит, 
Тому собака верно служит! 
Но верный пёс - хороший друг 
Зависит от хороших рук

Чтение стихотворения «Бежал щенок по лужам».

Бежал щенок по лужам,

По лужам, по лужам

И думал: «Почему же

Я никому не нужен,

Не нужен никому?

Вот я бегу по лужам,

Потом настанет стужа,

Мне будет ещё хуже,

Что делать - не пойму».

А в этот самый вечер

Бежал ему навстречу

Печальный человечек

В сапожках голубых.

Он всё бежал по лужам,

Он всё бежал по лужам

И думал: «Почему же,

Скажите, почему же

Мне кто-то очень нужен,

Кто это может быть?

И встретились у речки

Щенок и человечек.

Шёл дождик в этот вечер,

Но было им тепло:

«Пусть хлещет дождь,

Пусть в окна бьётся вьюга,

Но мы нашли друг друга,

Нашли с тобой друг друга,

Нам очень повезло».


С каким вопросом бежал щенок?

-Как закончилась его встреча с человеком ?


Если все хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.


Завел человек собаку или кошку. А она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он животное на улицу, предал друга. Предательство- один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом!

И я уверена, что на такое предательство вы не решитесь.


А если вам встретилась чужая собака на улице? Как поступить?


Если не можешь помочь, то не тронь, не навреди!

Исполняется песня классом «Не дразните собак»

Не дразните собак

сл. М.Пляцковского, муз. Птичкин

Не дразните собак, не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят, А царапать и кусать вас никто не будет.

Если осень шуметь около берлоги, То придется вам потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет. Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

ИТОГ

А для ребят мы составили «Памятку для будущего хозяина»

Я буду жить всего лишь лет 10. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай об этом, прежде, чем ты возьмешь меня.

Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.

Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя есть еще работа, развлечения, друзья – у меня есть только ты.

Разговаривай со мной, хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова, но зато я понимаю твой голос, обращенный ко мне.


Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех.
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...

Ребята, сейчас возьмите свои игрушки в руки и представьте, что перед вами ваш домашний питомец, и глядя ему в глаза ,шепотом скажите: «Я никогда тебя не предам»

На этом наш классный час завершается. Всем спасибо за внимание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.