Конспект классного часа «Мы в ответе за тех, кого приручили» (1 класс)
Конспект занятия на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».(Урок-игра)
Актуальность
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека». М.Пришвин
Бездомные животные попадаются на пути каждый день. Оголодавшие, часто хромые и больные, робко жмутся бездомные собаки и кошки друг к другу, заглядывают в глаза прохожим: может, кто-то сжалится, бросит кусочек чего-нибудь съедобного. Особенно тяжко приходится им зимой, и сколько их гибнет в морозы — никто никогда не считал. Да и не только от морозов. Они гибнут под колесами машин, их отстреливают, травят, они умирают от болезней.
Цели:
• формировать у учащихся доброту, милосердие;
• выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах;
• формировать понятия общечеловеческих ценностей: соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой и чужой труд;
• воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу.
Задачи:
• расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
• выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
• вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы;
• воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.
Предварительная работа:
• Беседы: «За что мы их любим», «Животные в нашей квартире», «Откуда берутся бездомные животные», «Домашние животные: польза и вред здоровью», «Опасность общения с бездомными животными», «Мы нужны друг другу».
• Игры: д/и: «Угадай питомца», «Птицы, рыбы звери», «Четвёртый лишний», «Узнай по объявлению», «Кого чем угостим?», «Каждому своё место», «Что будет, если…».
П/и: «Бездомный заяц», «Кот и мыши», «Ловля рыб», «Пробеги как…»
С-р/и: «Ветеринарная клиника», сюжет: «Наша собака заболела»,
• Продуктивная деятельность: лепка: «Выставка собак» ; рисование: «Кот и мыши», «Собака моей друг»; конструирование из бумаги: «Аквариумные рыбки»; аппликация с элементами рисования: «Весёлый попугай», аппликация из ниток: «Пушистый кролик».
Методы и приёмы:стихотворение Елены Благининой «Котёнок».
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- аудио – магнитофон;
- диск с фонограммами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Доброта! Какое слово! С детства нам оно знакомо. Если добрым хочешь стать, Всем обязан помогать. Добрые везде нужны, Дела поступки их важны.
Песня. «Если добрый ты...»
2. Создание проблемной ситуации. Введение в тему занятия.
- Однажды учительница начальных классов спросила у своих учеников: «Ребята, как вы думаете, кто больше всего нуждается в вашей защите?» Дети дали самые разнообразные ответы. Предположите, что сказали ученики?
- Вы все правы. Но дети, подумав, решили, что самый правильный ответ дал только один мальчик. Как вы думаете, какой ответ он дал? (Подсказка: самый беззащитный тот, кого именно вы сможете защитить, кто не сможет без вас обойтись).
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего занятия. (Ответы детей).
- Тема нашего занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- И мы сегодня попробуем научиться любви и состраданию к тем, кто не может обойтись без нас, кого мы приручили.
Для того чтобы заботиться о тех, кого мы приручили, нужно хорошо их знать. Зачем? (Версии детей).
- Вывод: Животные не обладают речью, и мы должны научиться их понимать для того, чтобы хорошо заботиться о них и не принести им вред.
- А на какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние).
- Давайте разделим всех животных накартинке на эти две группы. (Дети делят животных на диких и домашних).
- Давайте проверим, правильно ли вы разделили животных на группы.
- А хорошо ли вы знаете тех животных, которых приручили люди? Сейчас мы это проверим. Отгадайте загадки.
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявы (Поросёнок)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.(Кролик)
Рыжий молокозавод день жует и ночь жует, ведь траву не так легко переделать в молоко! ( корова.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
Хвост колечком.(Собака)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Этот зверь живёт лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — … (Кот)
Везёт она воз.
Ест сено да овёс. (Лошадь)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
Воспитатель: Собака – это первое животное, которое приручил человек. А произошло это в каменном веке, когда люди жили в пещерах. Древние люди еще не занимались земледелием и скотоводством, а добывали себе пищу и одежду охотой на дикого зверя. Собаки помогали людям в охоте, охраняли жилища.
Предком наших домашних собак считают волка. Существует множество парод волков. В процессе жизни с человеком они приобрели новые черты характера: привязанность к человеку, преданность хозяину, послушание, способность к дрессировке.
Кошка, как и остальные домашние животные, много сотен лет существуют рядом с человеком. Считалось, что все современные домашние кошки происходят от одного Древнего предка степной кошки.
Воспитатель: Дети, нам пришли телеграммы, но от кого не написано .Нужно угадать, кто отправил.
3.ТЕЛЕГРАММЫ
« Я - друг дяди Фёдора и Матроскина». (Шарик)
«Я горда тем, что лаяла на слона» (Моська)
«Я дружу с Мальвиной и Буратино» (Артемон)
«Я участвовала в вытягивании репки» (Жучка)
«Я путешествовала вместе с Элли в Изумрудный город» (Тотошка)
«Я – герой сказки Н. Носова, побывавший в гостях у Барбоса» (Бобик)
«Я – герой рассказа Н. Носова, прокатившейся «зайцем» в чемодане с дырочками» (Дружок)
«Я – друг семи богатырей, пытающийся спасти царевну от проделок мачехи» (Соколко)
«Я – пёс из кинофильма «Приключения Электроника» (Рэсси)
- Молодцы! Сказки вы знаете.
4.Физминутка.Все встали,дети.
Домашние животные
Мы пришли на скотный двор, Дети ходят обычным шагом.
Для животных здесь простор.
Рядом луг с густой травой
И прекрасный водопой.
Превратимся мы в коней , Ходят с высоко поднятыми коленями
Грациозных,стройных.
И гуляем по лугам ,
Светлым и привольным.
-Цок-цок-цок.
А теперь табун галопом Бегают с высоко поднятыми коленями
Быстро скачет по лужку.
-Иго-го,-кричим мы громко
Молодому пастушку.
Мух корова отгоняет, Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»
Бьёт хвостом туда-сюда.
Больно оводы кусают.
Мошек столько,что беда.
На пригорках и в канавках. Делают наклоны вниз
Овцы мирно щиплют травку,
Наклоняются к земле,
Звонко блеют они : «Бе-е-е».
Скачут козлики по лугу, Прыгают
Рожками бодаются.
«Ме-е-е»,-кричат друг другу,
Весело играются.
5.Игра «Угадай мелодию»
- Давайте поиграем в игру «Угадай мелодию»
Звучат минусы песен:
«Кис кис мяу»,
«Три белых коня»
«Песенка кота Леопольда»
«Песенка Вини Пуха»
«Люси»
«Песенка Львенка и Черепахи»
«В траве сидел кузнечик»
«Утушка луговая»
«Добрый жук»
«Два веселых гуся»
«Пропала собака».
- А какие из прозвучавших песен народные, а какие композиторские?
6.Литературные произведения о животных.
- О животных написано много литературных произведений. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Елены Благининой «Котёнок».
Воспитатель:
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
- Ребята, как можно назвать данный поступок девочки? (Сострадание, доброта, милосердие).
- А как вы понимаете слово – милосердие? (Милосердие – любовь к людям, животным, к растениям, ко всему, что нас окружает).
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы осуждаем тех бессердечных людей, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.
Бездомные животные. Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное - это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам. Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.
Ты не бросай в собаку камень,
Пусть это лишь бездомный пес,
Но он и так до боли ранен,
Хоть и не знает горьких слез.
Какой хозяин вероломный
Его продал за медный грош?
Чтобы и этот пес бездомный
Узнал предательство и ложь.
Нет, он от боли не заплачет,
Но день за днем, за разом раз,
Он грусть свою собачью прячет
В разрезе умных добрых глаз.
Сидит собака под забором,
Страдая от сердечных мук,
Но не страдает от позора Его,
когда-то, бывший друг.
Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.
Собака-поводыръ. Это самая добродушная и преданная, понятливая и послушная собака-поводырь. Она помогает людям со слабым слухом и зрением, предупреждает их об опасности и сопровождает инвалидов в коляске.
Собаки-пожарные. Лев Николаевич Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.
Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы; они находят наркотики.
Собаки-водолазы - это спасатели утопающих. Они прекрасно ныряют, прыгают в воду с любой высоты, способны бережно достать на берег попавшего в беду. На помощь собаки приходят баз специальной команды, им достаточно услышать крик утопающего.
Собака-донор. Такая собака может стать донором для другой собаки, если той необходимо переливание крови.
Собака-доктор. Многие врачи предлагают «нервным» людям иметь пса - это лучшее лекарство. «Кто имеет пса, тот здоров душой».
Собаки-космонавты. Белка и Стрелка были первыми космонавтами, которые совершили полет в космос.
После долгого пребывания с человеком и хорошей дрессировки собаки понимают свою кличку и важнейшие команды. Они отлично чувствуют тон и настроение говорящего. Они понимают, хвалите вы их или ругаете, настроены дружественно по отношению к ним или зло.
Итак, собаки приносят человеку огромную пользу. Человек обязан им за это платить.
- А как? Как вы заботитесь о своих питомцах-собаках? Итак, что вы можете сказать в защиту животных?
Наши мнения совпали и я предлагаю провести акцию в защиту животных среди жителей нашего села. И раздать эти листовки знакомым, у которых есть домашние питомцы, и расклеить эти обращения на досках объявлений около ваших домов. Может быть, на свете станет больше добрых людей.
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека». М.Пришвин
- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Мы с вами отправимся в путь «Дорогой добра».
Добрые слова – корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
7.Итог занятия .
Воспитатель: Спасибо за внимание! Хочется, что бы вы заводя домашнего питомца, помнили о том, что вы несёте ответственность перед ним, перед соседями, которым он, возможно, будет доставлять неудобства. Перед своими детьми, которые верят вам. Но прежде всего перед самими собой!