Урок «Мы в ответе за тех, кого приручили: идея сострадания и ответственного отношения к окружающему миру» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока «Мы в ответе за тех, кого приручили»: идея сострадания и ответственного отношения к окружающему миру» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).
Урок разработала: Елькина Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 6» г. Перми
Цели урока: создание условий для формирования ответственного отношения к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый.
Оборудование: портрет Л.Андреева, выставка книг о животных, плакаты с изображением бездомных животных, компьютер, проектор, высказывание А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», компьютер, плазменная панель.
Ход урока
Слайд 1,2
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько еще вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
1.Организация класса.
2. Вступительное слово учителя
–Сегодня мы будем работать с рассказом Леонида Андреева «Кусака». Давайте попробуем кратко сформулировать, о чем же это замечательное произведение. А помогут нам в этом слова известного писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Именно эти слова сегодня являются темой нашего урока. Итак, объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания, и как эти слова относятся к рассказу «Кусака»?
Ответы учащихся
- Ребята, на доске записан эпиграф. Давайте прочитаем его. Эти замечательные строки принадлежат перу Эдуарда Асадова.
1. О чем эти строки?
2. Какова их основная мысль?
3. Ответьте на вопрос: «Человек всегда ли собаке друг?»
4. Согласны ли вы с утверждением, что собака – друг человека?»
Ответы учащихся
Скажите мне, а сталкивались ли вы с похожим сюжетом в произведениях других авторов? Каких?
СЛАЙД 3
(И.С.Тургенев «Муму», А.П.Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Бульба» А.И. Куприн «Белый пудель», Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо», В.П.Астафьев «Жизнь Трезора», Ю.Казаков «Арктур – гончий пёс» и другие). Слайд 3
- Все произведения посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой?
(Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)
-Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, а именно, об ответственности человека перед живым существом.
3. Прежде, чем приступить к подробному анализу рассказа Л. Андреева, мы с вами послушаем стихотворение Натальи Разбитновой «Одноглазая собака». Когда вы будете слушать это стихотворение, подумайте, что объединяет это лирическое произведение и рассказ «Кусака». Слайд 4 (Приложение 1)
Учитель читает стихотворение Н. Разбитновой «Одноглазая собака».
ОДНОГЛАЗАЯ СОБАКА
А я не спала этой ночью,
Я долго лежала и слушала,
Как северный ветер с восточным
Хрипят и стенают простужено.
Как кто-то под окнами пляшет,
Карнизы пинает до грохота,
Метелями-крыльями машет
И снегом швыряется с хохотом.
А это зима привалила,
Пришла, королева холодная.
И вот уже воет тоскливо
На улице псина голодная.
Сливается лай одинокий
В протяжную песню напрасную:
Какой-то хозяин жестокий
Собаку прогнал одноглазую,
Хромую и неуклюжую,
А может быть, сильно линявшую,
И в полночь морозную, вьюжную
В уютной квартире мешавшую.
И вот она бродит во мраке,
А ветер рычит и кусается.
Ей, старой, лохматой собаке
Со злою зимою не справиться.
Убьет ее зверь белоснежный,
В холодном сугробе зароет.
Поэтому так безутешно
Собака бездомная воет.
- Так что же общего между стихотворением Н. Разбитновой и рассказом Л. Андреева?
Ответы учащихся (тема безответственного отношения человека к животным).
- А что вам напоминает последняя строчка в стихотворении «Одноглазая собака»?
Ответы учащихся (напоминает финал рассказа Андреева).
- Какие строки стихотворения наиболее ярко передают состояние собаки, ее чувства?
- Вы сказали о том, что собака чувствует. Давайте подумаем, а может ли собака чувствовать? (Собака - живое существо, которое может переживать)
4.Работа с текстом:
- Ну что ж, теперь давайте поближе познакомимся с рассказом Л. Андреева «Кусака». Для этого мы обратимся к тексту. СЛАЙД 5
Какие чувства вызвал у вас рассказ «Кусака»?
Какие моменты вас особенно затронули?
Где вам было радостно? Грустно?
- Когда мы анализировали стихотворение «Одноглазая собака», мы сказали о том, что собака тоже способна чувствовать. Скажите, а какие чувства переживала Кусака на протяжении рассказа? (боль, обида, радость, снова обида).
- Чувства Кусаки поменялись с появлением в ее жизни «добрых людей». Давайте проанализируем, как изменилась жизнь Кусаки до встречи с дачниками и после. Для этого мы поработаем в группах. А как вы думаете, что мы будем сравнивать? (образ жизни, пейзаж и внешность).
Приложение 2 (для слабых детей – Приложение 3)
- Ребята, обратите внимание, что в ваших рабочих картах две пустые колонки. Какие два этапа в жизни Кусаки мы будем сравнивать? (До приезда дачников и после). Эти колонки разного цвета. Подумайте, в какую колонку мы поместим жизнь Кусаки до приезда «добрых людей»? (В серую). А жизнь Кусаки после? (В желтую).
1 ряд – образ жизни
2 ряд - пейзаж
3 ряд – внешность
Представление результатов (один человек от группы) Слайд 6
Выборочное чтение: как жила Кусака до встречи с «добрыми людьми»?
- Как зовут главную героиню рассказа? (нет имени)
- Как первый раз было обмануто ее доверие?
- Как это повлияло на ее дальнейшую жизнь, на ее характер? Покажите это, используя текст (перестала доверять людям).
- А как вы думаете, для чего в конце 1 главы дается пейзаж? Меняется ли пейзаж в рассказе с приездом дачников. О чем нам это говорит? (сопоставлена природа и чувства собаки).
Ответы учащихся (жизнь собаки до приезда дачников и после).
1) долгая морозная зима. |
1) наступила весна. 2) тихая дача огласилась громким говором 3) солнце, тепло 4) ясное небо 5) весенний воздух 6) цветущие яблони и вишни |
-Выводы: с приездом дачников меняется пейзаж, и меняется внутреннее состояние Кусаки.
- Также с приездом дачников меняется еще одна важная деталь: что появляется у собаки? (имя)
Подробный пересказ: как собака получила своё имя, дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми.
- Действительно, Кусака не зря получила именно такое имя. Но почему же она стала такой недоверчивой, злой и кусачей?
- Мы видим, что поведение Кусаки – это результат отношения к ней окружающего мира.
Вопросы:
Почему собака боялась людей?
Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
Почему полюбила Лёлю?
Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?
Размышление над текстом.
- Итак, дачники уезжают, и Кусака вновь остается совершенно одна. Слайд 7
Почему Кусаку не взяли в город?
Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
Понравилась ли вам Лёля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?
А как вы думаете, кто сделал Кусаке больнее, человек, который приласкал ее и ударил сапогом или Леля и ее родные?
Что делала Кусака после отъезда людей? (Кусака долго металась…) Слайд 8
Ответы учащихся
- Ну, вот мы с вами и прочитали замечательный рассказ Л. Андреева «Кусака».
6.Итог урока.
- Какие главные нравственные уроки рассказа вы извлекли для себя? Как же надо относиться к животным?
7.Рефлексия. Слайд 9
- Какое из высказываний, по вашему мнению, по смыслу больше всего подходит к содержанию рассказа:
Собаке собачья жизнь. Поговорка
У собак лишь один недостаток – они верят людям. Элиан Дж. Финберт
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. А. Шопенгауэр
- А как вы думаете, актуально ли это произведение?
Ответы учащихся
- Грустно и обидно, что в нашей жизни действительно происходят такие же истории. Слайд 10
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда-нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили: "Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
(Борис Владимирович Заходер)
Используемая литература
Соколов А.И. История русской литературы 19 начала 20 века
Биобиблиографический словарь «Русские писатели», часть 1 под редакцией П.А.Николаева, М., Просвещение, 1990.
Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. //Под ред. Г.И. Беленького.- 4-е издание, переработанное.- М.: Мнемозина. 2009.
Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в двух частях.Ч1, Ч2/ Под редакцией Г.И.Беленького -13-е изд.,стер. –М.: Мнемозина, 2011.
Источники
http://leonidandreev.ru/biography/bogdanov.htm
http://maximgorkiy.narod.ru/pov/l_andreev.htm
Приложение 1
ОДНОГЛАЗАЯ СОБАКА А я не спала этой ночью, Я долго лежала и слушала, Как северный ветер с восточным Хрипят и стенают простужено. Как кто-то под окнами пляшет, Карнизы пинает до грохота, Метелями-крыльями машет И снегом швыряется с хохотом. А это зима привалила, Пришла, королева холодная. И вот уже воет тоскливо На улице псина голодная. Сливается лай одинокий В протяжную песню напрасную: Какой-то хозяин жестокий Собаку прогнал одноглазую, Хромую и неуклюжую, А может быть, сильно линявшую, И в полночь морозную, вьюжную В уютной квартире мешавшую. И вот она бродит во мраке, А ветер рычит и кусается. Ей, старой, лохматой собаке Со злою зимою не справиться. Убьет ее зверь белоснежный, В холодном сугробе зароет. Поэтому так безутешно Собака бездомная воет. Н. Разбитнова |
ОДНОГЛАЗАЯ СОБАКА А я не спала этой ночью, Я долго лежала и слушала, Как северный ветер с восточным Хрипят и стенают простужено. Как кто-то под окнами пляшет, Карнизы пинает до грохота, Метелями-крыльями машет И снегом швыряется с хохотом. А это зима привалила, Пришла, королева холодная. И вот уже воет тоскливо На улице псина голодная. Сливается лай одинокий В протяжную песню напрасную: Какой-то хозяин жестокий Собаку прогнал одноглазую, Хромую и неуклюжую, А может быть, сильно линявшую, И в полночь морозную, вьюжную В уютной квартире мешавшую. И вот она бродит во мраке, А ветер рычит и кусается. Ей, старой, лохматой собаке Со злою зимою не справиться. Убьет ее зверь белоснежный, В холодном сугробе зароет. Поэтому так безутешно Собака бездомная воет. Н. Разбитнова |
Приложение 2
Образ жизни Кусаки |
||
Пейзаж в рассказе |
||
Внешность Кусаки |
Приложение 3
Образ жизни Кусаки
Она никому не принадлежала; с каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала; у нее не было собственного имени; никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась; она принадлежала людям и могла им служить; она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте; и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.
Анализ пейзажа
Черные окна пустой дачи; долгая морозная зима; наступила весна; заплакало небо; тихая дача огласилась громким говором; солнце, тепло; желтыми огнями загорелась осень; частые дожди, холод, слякоть; ясное небо; весенний воздух; мрак осенней длинной ночи; цветущие яблони и вишни; неприветливое небо.
Внешность Кусаки
Длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться; шерсть покрыта засохшею грязью; шерсть висела сухими космами; и это новое имя "Кусака" так и осталось за ней; всею своею собачьей душою расцвела Кусака; худая, голодная; отяжелела она: редко бегала с дачи.
Презентация к уроку литературы по рассказу "Кусака"
PPTX / 6.38 Мб
Слайд-фильм (Приложение 4)
MP4 / 35.82 Мб