12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино

Стригачева Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тюшинская СШ»

Кардымовского района Смоленской области

Классный час в 6 классе

«Мы в ответе за тех,

кого приручили...»

Цели:

·        осознать роль собак в современной жизни человека

·        познакомиться с историей появления и приручения собак, выведения разнообразных пород

·        воспитывать ответственность за домашних питомцев

·        формировать интерес к чтению художественной литературы о собаках

 

План классного часа

1.       Введение в тему.

2.       Викторина

3.       Мини-лекция «Из истории собак»

4.       Образ собаки в литературе и искусстве

5.       Подведение итогов классного часа.

Ход классного часа

- Ребята, сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом вам животном. Надеюсь, что вы откроете для себя ещё много нового и поймёте, как мало вы о нём ещё знаете.

- Вначале скажите, какое животное, на ваш взгляд, чаще всего встречается в художественной литературе?

-  Специалисты подсчитали: этим животным оказалась собака.

- Запишите слова, словосочетания, ассоциирующиеся у вас со словом «собака».

- Почему собака – такое популярное животное?

- А знаете ли вы художественные произведения, песни, фильмы о собаках? Сейчас проверим.

Викторина

1.       Произведение А.П.Чехова о собаке-дворняжке тёмно-рыжей масти. («Каштанка»)

2.       Собака со  странным, несобачьим именем из рассказа И.С.Тургенева (Муму)

3.       Вспомните песни о собаках. («Пропала собака по кличке Дружок», «Человек собаке друг», «Люси», «Собака бывает кусачей...» и др.)

4.       У С.Михалкова есть стихотворение «Мой щенок». Оно начинается словами: «Я сегодня сбилась с ног: у меня пропал щенок...». А как оно заканчивается? («Я не бегаю к врачу. Я сама его лечу»)

5.       Вспомните рассказы Л.Н.Толстого о собаках («Лев и собачка», «Пожарные собаки»)

6.       Повесть А.И.Куприна, в названии которой фигурирует порода собак с кудрявой шерстью. («Белый пудель»)

7.       В названии повести Г.Троепольского присутствует и кличка собаки, и её окраска («Белый Бим, чёрное ухо»)

8.       Как звали пуделя из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино»? (Артемон)

9.       Произведения о слепых собаках. (Е.Носов «Трудный хлеб», Ю.Казаков «Арктур – Гончий пёс»)

10.   Повесть А.Конан-Дойла о приключениях Шерлока Холмса, названная в честь таинственной и страшной собаки. («Собака Баскервилей»)

11.   Вспомните фильмы о собаках. («Хатико», «Ко мне, Мухтар!», «Комиссар Рекс», «Бетховен» и др.)

12.   Собака из повести Н.Гарина-Михайловского «Детсво Тёмы». Это самая популярная кличка собак в народе. (Жучка)

13.   Мифический трёхглавый пёс, охраняющий вход в подземное царство. (Цербер)

14.   Басня И.Крылова о хвастливой собаке. («Слон и Моська»)

- Как вы думаете, что означает слово «собака» и давно ли оно появилось в языке?

- Какие синонимы можно подобрать к слову «собака»?

- Учёные не могут точно определить происхождение этого слова. Предполагают, что пришло оно в наш язык из языка скифов. В общеславянском языке существовало своё слово «пёс», предположительно имевшее значение «сторож». О собаке мы можем сказать фамильярно-ласкательно «псина», грубо – «шавка».

- Как же появились эти животные? Оказывается, у всех хищников был один предок, но в процессе эволюции появились разнообразные виды. Дальние родственники собак – песцы, еноты, гиены, куницы и даже... медведи. А ближние? Это шакалы, лисицы, койоты, волки, динго (дикие собаки).

 

Собственно, вид домашних собак появился всего 12-14 тыс. лет назад. Вы, наверное, знаете сказку Р.Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»: в ней рассказывается о быстром и миролюбивом приручении домашних животных.  На самом деле приручение было долгим процессом.

Первоначально древние люди и собаки обитали на одной территории и охотились на одну и ту же добычу, в том числе – и друг на друга. Но близкое сосуществование было выгодно обоим: собаки доедали остатки гниющей пищи, сигнализировали об опасности, им было безопаснее рядом с человеческим племенем. Иногда они, сами не ведая, оказывали помощь во время охоты, загона зверя. В голодные времена люди питались собаками. Из всех псовых только собаки оказались способны на приручение, и то очень немногие оказались способны перешагнуть черту отчуждения и полностью довериться человеку.

Процессы приручения шли в разных районах земли, поэтому их использовали для разных целей: охраны стад, охоты, транспортировки грузов, в религиозных культах, а позднее – на войне, в цирковых выступлениях. В средние века появились комнатные собаки -0 с ними играли богатые женщины и дети, также их использовали вместо грелки: клали на живот во время болей. Со временем расширялась сфера использования собак, а значит, появлялись всё новые породы.

На сегодняшний день существует несколько сотен пород собак. А какие из них известны вам?

 

- Как служат собаки человеку сегодня? Какие у них есть профессии?

- А знаете ли вы, что собаке вы обязаны и своими каникулами, правда, в образном смысле? Звезда Сириус в созвездии Большого Пса называлась Canicula (собачья). Её появление к 26 июля получило название «каникулярные дни». В это наиболее жаркое время прекращались занятия учеников. В дальнейшем любые длительные перерывы на отдых стали называть каникулами.

- Какой бы породы ни была собака, она всегда была привязана к человеку. Послушаем песню С.Копыловой «Про собаку».


С.Копылова "Про собаку"
MP3 / 5.95 Мб

- О чём она? Собака в народе стала символом верности и преданности, какие не всегда найдёшь среди людей. К сожалению, слово «собака» стало ругательным.  Предполагают, что такое ругательство появилось на Востоке, где собака считалась нечистым животным. Известны также фразеологизмы, Как правило, с отрицательной эмоциональной окраской: «собачья жизнь», «вешать собак», «вот где собака зарыта». Сейчас возникла проблема бродячих собак, нападающих на людей. Известно также много случаев нападения домашних собак на членов семьи. Но корень этих проблем – неправильное поведение человека по отношению к собаке. Вот как писал М.М.Пришвин о своей любимице:

«Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

- Лада, - сказал я, - надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

-Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.

Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь».

 

- Этот небольшой рассказ называется «Глоток молока». О каком молоке говорит писатель?

- «Доброе слово и кошке приятно» - гласит пословица. Но если этого заслуживает кошка, то неужели не заслужила ласки собака, верой и правдой служащая человеку? Во время войны собаки взрывали танки врагов и погибали сами. Собаки-санитары разыскивали под пулями раненых. Они могут обнаружить взрывчатку и наркотики, спасти людей под снежными лавинами и грудой кирпичей. Они были первыми живыми космонавтами. Везде, где не может пройти техника, провезут груз ездовые собаки. Очень востребованными являются собаки-поводыри для слепых людей. Наконец, собаки развлекают нас в цирке и на экране. Собака – верный спутник пожилого человека, готовый скрасить одинокую старость. Вот что писал И.С.Тургенев в конце жизни:

 

« Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, но я ее понимаю. Две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой»

 

- Наш классный час подходит к концу. Заставил ли он по-новому взглянуть на хорошо знакомое животное? Что особенно понравилось и запомнилось?

 

- А тем ребятам, которые всерьёз заинтересовались этой темой, я порекомендую научно-популярную и художественную литературу о собаках.

Очень хорошую подборка: можно распечатать и оформить стенд) - см.ссылку ниже

http://bibliokray.ru/images/ekologiya/virt_vystavki/sobakyy.pdf
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Легоцкая Вера Сергеевна, 30.07.19 в 15:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна, Ваш урок убедит детей в тесной взаимосвязи всего живого!
Стригачева Татьяна Николаевна, 31.07.19 в 10:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Уже 2 раза проводила классный час по данному сценарию, и многим детям нравится. А вот с викториной обычно дела плохи - мало знают, мало читают.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 31.07.19 в 08:40 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, очень интересный материал для классного часа!
Стригачева Татьяна Николаевна, 31.07.19 в 10:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Юрьевна! Хотя в свете последних событий - вчера по новостям говорили о 12 породах собак, которых нельзя держать - начинаю задумываться о том, насколько противоречивая ситуация сложилась между человеком и собакой. Собака может оказаться не только другом, но и врагом. Так получается, наверное, потому, что породистая собака должна быть на своём месте, служить там, где она необходима. А вместо этого она иногда становится предметом роскоши, которым можно похвастаться.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 31.07.19 в 10:58 0Ответить Пожаловаться
Согласна с Вами, Татьяна Николаевна! На Вашей иллюстрации все собаки выглядят добрыми, благородными или забавными, кроме одной. Если не ошибаюсь, в верхнем ряду - черный питбуль. Вот она мне кажется очень опасной, и именно она должна служить, а не тешить чьё-то самолюбие.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.