12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уколова Людмила Викторовна72
Россия, Оренбургская обл., с. Новая Тепловка

Внеурочное занятие

Тема:    « Дружбой дорожить умейте»

Цели:

Познавательные:

Углублять представление детей о нравственных качествах человека, как об неотъемлемом условии межличностных отношений в человеческом обществе

2. Развивающие:   учащиеся смогут научиться

высказывать своё мнение;

аргументировать свою точку зрения

  • анализировать свои черты характера;

    прогнозировать последствия поступков;

    участвовать в коллективной деятельности;

    акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

3. Воспитательные:   учащиеся смогут убедиться в

необходимости укрепления межличностных отношений в группе;

существовании  влияния друзей друг на друга в коллективе;

том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

дети получат возможность
  • глубже осознать, что такое надёжные друзья; научиться разрешать проблемные ситуации. расширять знания о дружбе, нравственных качествах личности воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

Предполагаемый результат: формирование у детей нравственного понятия "дружба ", как важнейшего условия формирования классного коллектива.

Форма: проблемно-ценностное общение

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал, таблички с определениями, песня "Когда мои друзья со мной", музыка для написания эссе.

/data/files/n1538830656.rar (Презентация "Дружбой дорожить умейте")

Ход занятия

п\п

Этапы учебного занятия

Деятельность

учителя и учащихся

слайда

УУД,

формирующиеся

на данном этапе

 

Организационный момент.

Звучит песня «КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ», учащиеся заходят в класс Слайд 1

У.Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мне очень приятно видеть вас сегодня здесь.

Как вы думаете, что нам необходимо для того, чтобы наше занятие прошло успешно?

Ребята, я желаю вам сегодня всем успехов.

 

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Актуализация знаний

(подведение под понятие).

 

Слайд 2 Ребята я хотела бы начать наше занятие с басни И.А. Крылова "Лебедь, щука и рак ", которая подскажет нам тему нашего занятия. (Выразительное чтение наизусть учеником Ибрагимов Э.)

- Почему герои басни не могут тронуться с места?

(Они не договорились, как нужно действовать. Нужно работать дружно, сообща, чтобы был результат)

 

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

Личностные: формирование интереса к теме занятия,

 

Формулирование темы и цели

занятия.

- О чем пойдёт речь на часе общения? (О дружбе)

- Я назвала наш час общения "Дружбой дорожить умейте".

Слайд 3

- Ребята, как вы считаете, а вы хорошие друзья?

- Можно ли так сразу дать ответ? А кто-то задумался. Почему? (Мы должны знать, а что такое дружба)

- Какие же задачи вы поставите перед собой на занятии?

(Узнать, что такое дружба; какой друг может называться настоящим; какие качества нужны, чтобы стать хорошим другом) Слайд 4

 

Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Определение понятия "дружба"

- А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей записываю на доске)(помощь, доверие, взаимовыручка, общие интересы, взаимопонимание, честность, уважение, поддержка...)

Предлагаю заглянуть в словари- что такое дружба?

(У ребят разные толковые словари, 1 уч-ся ищет определение по интерактивному словарю) Слайд 5

- Какие ключевые слова вы бы выделили в данных определениях, давайте их допишем к нашему определению.

(близкие отношения, взаимность, доверие, привязанность, общность интересов)

- А теперь давайте прочитаем дружно хором, какое определение дружбы у нас получилось.

 

Личностные: формирование интереса к

учебному материалу,

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

 

Выполнение теста "Твой друг"

Подчеркни те качества, какие должны быть у твоего друга. Работа в парах. Слайд 6

добрый, вежливый, честный, щедрый,

сильный, внимательный, заботливый,

преданный, умеющий хранить секреты,

отзывчивый, трусливый, жадный,

хорошо учится, любезный, терпеливый,

льстивый, богатый, доверчивый, веселый,

ленивый, строгий, общительный,

бескорыстный, трудолюбивый

После проверки теста добавляю выбранные слова к определению на листочках магнитами "Какими качествами должен обладать настоящий друг".

- Но так ли бывает на самом деле?

- Чего не хватает вашему другу?

- А что думают о нас наши друзья, а мы соответствуем всем этим качествам?

- Так, чтобы быть хорошими друзьями, это зависит только от вашего друга? (Нет, чтобы стать настоящими друзьями, каждый должен приобрести эти качества)

 

Личностные: формирование интереса к

учебному материалу

 

Работа с текстом О. Уайльда "Преданный друг"

- Это очень важный вывод, и этому есть немало подтверждений в художественной литературе.

- Давайте прочитаем рассказ О. Уайльда "Преданный друг" и подумаем, о чем этот рассказ. Слайд 7

Чтение цепочкой.

О чем это произведение?

Как вы относитесь к названию данного рассказа?

Почему Ганс выполнил просьбу мельника?

Какие поступки вы бы назвали бескорыстными?

Давайте обратимся к нашему определению, какими качествами обладали герои.

Можно ли назвать эти отношения дружбой?

Какую дружбу вы можете назвать искренней?

Какие чувства в вас вызвал этот рассказ?

- Ребята, Маленький Ганс и Мельник пришли сегодня к нам. Какие бы вопросы вы хотели им задать.

(- Почему, ты выполнил просьбу?

- Почему ты не дал фонарь?

- Почему ты не пришёл зимой к своему другу?)...

 

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные: работа с текстом

 

Решение проблемных ситуаций. Работа в группах

- Чтобы быть друзьями, надо учиться выстраивать отношения. Взаимоотношения бывают конфликтные и конструктивные. Давайте рассмотрим жизненные ситуации и попробуем определить тип отношений, которые возникли между героями ситуаций.

Ситуация №1

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения.

1.Что случилось с Мишей?

2.Почему он повел себя так?

3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?

5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

6. Какой тип взаимоотношений сложился у мальчиков?

Ситуация №2

В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! и вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был благодарен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне нужна была бы его помощь, то он тоже, не задумываясь, помог бы мне.

Вопросы для обсуждения.

1.А как бы вы поступили на моем месте?

2.Считаете ли вы Олега настоящим другом? Почему?

3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?

5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

6. Какой тип взаимоотношений сложился у мальчиков?

Слайд 8

-Какой способ взаимоотношений подходит для дружбы?

 

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Познавательные: выбор действия

Регулятивные: коллективное планирование и прогнозирование

 

Подведение итогов. Рефлексия

Наше занятие хочется закончить притчей Слайд 9

Притча «Почему рельсы всегда рядом?»

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.

 

Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

- Почему же рельсы всегда рядом? Слайд 10

- Что для вас дружба? Напишите на листочках ваши размышления. (Ответы учащиеся пишут под музыку)

- Кто хочет прочитать?

Учащиеся зачитывают свои ответы по желанию.

- Давайте вернёмся к началу нашего часа общения. Я задам вам те же вопросы

- Что же такое дружба?

- Какие качества нужны, чтобы стать хорошим другом?

- Можете ли вы теперь сходу сказать, а вы хорошие друзья, вы обладаете всеми этими качествами, или сначала подумаете?

Мы выяснили, что такое дружба. Какие качества нужны, чтобы стать хорошим другом. Слайд 11

- А что нужно делать, чтобы наш класс был дружным? Давайте составим "Законы дружбы" для нашего класса.

Консультант записывает предложения детей разными фломастерами.

Зачитываю памятку. Голосуем. Вешаем в классный уголок.

 

Личностные: самоопределение

Познавательные: синтезирование

Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно и письменно

Регулятивные: рефлексия

Приложение

Преданный друг

Жил однажды маленький честный юноша, которого звали Гансом. У него было доброе сердце и добродушное лицо. Будучи сиротой, он жил совершенно один.

Каждый день с утра до вечера он неустанно работал в своем саду.

Нигде кругом не было сада лучше, чем у нашего Ганса.

Много имел друзей маленький Ганс, но лучшим из всех он считал мельника Гуго. Правда, маленького Ганса нередко смущало то обстоятельство, что мельник, когда бы только ни проходил мимо его сада, всегда нагибался через изгородь и рвал цветы или фрукты. Если Ганс заставал его врасплох, то мельник без всякого смущения говорил:

А, здорово друг! ты, конечно, не обижаешься? Ведь истинные друзья, как мы с тобой, должны все делить пополам.

Ганс улыбался и, разделяя мысли своего преданного друга, утвердительно кивал головою.

Работая в своем саду, Ганс был доволен своей судьбой, и вполне счастлив. Временные неудачи не смущали его. Самым трудным временем для Ганса была зима. Зиму Ганс проводил в полном одиночестве. Иногда он раздумывал о том, почему же его не навестит "преданный ему друг" мельник. Но эту мысль он тотчас же отбрасывал, когда вспоминал большое и сложное хозяйство мельника. Нередко ему не хватало припасов, чтобы перезимовать и он испытывал голод.

Удивительное дело,— говаривали иногда соседи,— мельник еще ничем ни разу не отплатил Гансу за его цветы и фрукты; а ведь у него на мельнице сотни мешков муки лежат в запасе; а сколько у него молочных коров, а какое громадное стадо кудряво-шерстных овец.— Но Ганс не размышлял об этом. Он все забывал, когда мельник заговаривал красноречиво о верной дружбе искренних друзей.

Как-то ранней весной Ганс собирался уже в постель. Приятно потянувшись, он потушил свечу и сел на кровать. Его глаза слипались от дремоты. К этому располагала и ненастная погода, бушевавшая на улице. Весенний ветер выл и шумел. Было темно. Вдруг раздался стук в дверь... Ганс подумал, что это от ветра. Но удары повторялись чаще.

Это какой-нибудь несчастный путник,— сообразил Ганс и пошел отпирать дверь.

На пороге стоял мельник с фонарем.

Милый Ганс,— взволнованно произнес он,— у меня случилось большое горе. Мой сынишка нечаянно упал с лестницы и расшибся. Я иду за доктором. Но ты знаешь, как я медленно хожу. Я вспомнил о тебе, моем друге, и пришел просить тебя сходить за доктором. Он живет далеко, и ты гораздо скорей сбегаешь за ним, чем я. А это очень важно. Я прошу тебя ради нашей дружбы. Ты знаешь меня, и я пригожусь тебе.

О, конечно, я так ценю то, что вы в этом несчастье обращаетесь именно ко мне - к вашему другу… Я Сию же минуту отправлюсь за доктором. Дайте лишь ваш фонарь. Я боюсь в потемках свалиться в канаву.

Ах, как жаль, что я не могу исполнить твоей просьбы, потому что фонарь новый и его можно разбить или потерять, а это - большой ущерб. Может быть, ты обойдешься без него?..

Ну, ладно, я и без него справлюсь,— сказал Ганс.

С этими словами он быстро оделся, надел теплую шапку, повязал платком горло и отправился. Ночь была ужасная. Дул страшный порывистый ветер и было темно. Ганс три часа боролся с бурей и кое-как достиг дома доктора.

На его стук вышел сам доктор и, расспросив о причине посещения, велел оседлать лошадь и подать фонарь. Через несколько минут доктор верхом направился к дому мельника, а Ганс последовал за ним.

Буря разыгралась во всю. Ударил дождь. Следуя за лошадью, Ганс как-то поскольз­нулся в темноте и упал. Пока он поднимался, доктор уехал вперед. Через полчаса Ганс сбился окончательно с дороги. Блуждая, он попал в топкое болото и завяз в нем. Как он ни бился, но не мог выбраться из него. Силы оставили его и он утонул...

Через несколько дней пастухи нашли его тело и принесли домой. На похороны Ганса пришли все его соседи. Они страшно сожалели о нем. Но больше всех плакался мельник. Заняв первое место в похоронной процессии, он говорил:

Я был его истинным и лучшим другом. Для меня это большая потеря.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.