Классный час «Хакасский героический эпос — алыптыг нымах»

2
0
Материал опубликован 11 February 2021 в группе

Классный час

«Хакасский героический эпос – алыптыг нымах»

Цель: знакомство учащихся с хакасскими героическими сказания и сказителем-хайджи С.П.Кадышевым


Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о хакасском героическом эпосе.

2. Познакомить со сказителем-хайджи - С.П.Кадышевым.

3. Воспитывать уважение к народному творчеству – героическому сказанию, которое является достоянием хакасского народа.


Оборудование: презентация "Хакасский героический эпос», произведения с хакасскими героическими эпосами «Алтын Арыг», «Албынжи», «Ай Хуучын» и др.

Ход классного часа:

- Сегодня у нас необычный классный час. Вы должны догадаться, о чем сегодня пойдет речь. А поможет вам видеоролик.

(Видеоролик №1 «Этника. Горловое пение»)

- Что вы посмотрели? (сказка, легенда, былина, миф и др)

- Сегодня мы будем знакомиться с героическим сказанием – алыптыг нымах. В Республике Хакасия этот год провозглашен Годом хакасского героического эпоса.

Значение слова «эпос» давайте посмотрим в словаре:

Эпос – совокупность произведений народного творчества – героические сказания, песни и др.

Эпос – род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и мир героев-богатырей.

Алыптыг нымах – героическое сказание – это произведение народа. Это стихотворные строки от 1,5 тысяч до 30 тысяч строк. То есть это целая книга. Были люди, которые рассказывали эти произведения, они назывались сказителями. Героическое сказание сопровождается хаем. Хай – это гортанное пение, сопровождающееся мелодией на хакасском народном инструменте – чатхан или хомыс.

- Давайте посмотрим видео. Хайджи исполняет хакасское героическое сказание.

(Видео №2 «Евгений Улугбашев исполняет хакасский героический эпос)

- Раньше в селах долгими зимними ночами сказитель-хайджи исполнял героическое сказание несколько ночей подряд. Послушать его собиралось много людей.

Одним из таких сказителей-хайджи был Семен Прокопьевич Кадышев. Вам знакома эта фамилия.

(Видео №3 «С.П.Кадышев»)

В нашем городе увековечена память о Семёне Прокопьевиче Кадышеве. Кто знает, как?

- Республиканский центр народного творчество носит его имя. А также есть улица, названная в честь С.П.Кадышева. В Ширинском районе, где родился Семен Прокопьевич, создан в его доме музей. Давайте посмотрим.

(Видеоролик №4 «Музей имени С.П.Кадышева).

Самое известное произведение, записанное со слов С.П.Кадышева это героическое сказание «Албынжи». Предлагаю вам прочитать его выразительно, каждый ученик читает по 1 странице.

(на начало можно поставить графику хакасских художников)

Чтение героического сказания «Албынжи» и обсуждение.



Словарная работа:

Тасхыл – высокая скалистая гора (голец)

Хан-Харасуг – название незамерзающей реки. Река не замерзает потому, что она теплая, как кровь.



1 учащийся:

Зарождаться земля начинала тогда,

Медь начинала твердеть тогда,

Русла в горах пробивали ручьи,

Звезды небес загорались в ночи,

Деревья корнями за землю брались,

Верхушки свои устремляя ввысь.

Но выше всех гор в этом месте был

Могучий красавец Кирим-тасхыл.



От подножья тасхыла, покинув юг,

Мчался на север Хан-Харасуг,

Хан-Харасуг – звонкий ручей,

Приютил ты много хороших людей,

Напоил ты немало степных табунов,

Хан-Харасуг – сын земных пластов,

Разгульная сила в твоих волнах,

Счастливая жизнь на твоих берегах.



Мног народа живет в тех краях,

Много пасется скота на лугах.

Славные песни в улусах поют,

Много в улусах хороших юрт,

Только одна красивее всех –

Песни здесь звонче и радостней смех.



В ней богатырь Албыган живет,

Человек, которого любит народ.

Вопросы:

Как описывается природа в этом отрывке героического эпоса?

Как понимаете слова «Ручей приютил много хороших людей»? Почему люди селились возле рек и озер?

Как живет народ в этих краях?

Как зовут человека, которого любит народ? (богатырь Албыган).

2 учащийся:

Перед юртою высится столб золотой,

У столба привязан конь молодой,

Бело-буланый красавец степной

Конь Албыгана с гривой густой.

С удивлением люди на лошадь гладят –

Могуч и красив гордый Ойат.



А рядом стоит скакун удалой.

Он, кажется, создан для битвы лихой,

Он грудью пошире и крепче в ногах,

Он словно буран, что гуляет в степях…



Хара-Хулатом зовут коня.

Хозяина ждет он, уздою звеня.

Как будто бы хочет сказать: «Хулатай,

Скорее меня, напои, оседлай.

Ты сен Албыгана и сам богатырь,

Зовет нас с тобою степная ширь,

Туманная даль, скалистая высь.

Скорее, мой друг, на меня садись!»



Но молод еще богатырь Хулатай,

Боится покинуть отцовский край

Он вместе с сестрою Алтын-Кеёк

Часто с тоскою глядит на восток,

Туда, где зарницы, играя горят,

Куда беспокойные ветры летят.



Алтын-Кеёк быстро растет,

Шестьдесят косичек по утрам плетет,

Песни веселые звонко поет

Но Хулатай не рад ничему –

Дорога дальняя снится ему,

Молодая кровь в груди горяча –

Руки просят стального меча.

Кажется низким любой хребет –

Тяжести лет на плечах нет.

Вопросы:

О каком столбе идет речь? (Коновязь)

Как описываются кони? (Как друг человека)

Какую роль они играли в жизни богатыря? (Главные помощники)

У Албыгана есть дети? Как они описываются? (дочь Алтын-Кеёк косички плетет, песни поет, сын Хулатай мечтает о дальней дороге, стальном мече)

Как понимает слова «Тяжести лет на плечах нет»? (В жизни не видел трудностей, препятствий).

3 учащийся:

Летят без возврата счастливые дни!

Один за другим улетают они,

Как гуси осенью в небесах,

Дни пролетают у всех на глазах.

Хулатай однажды к отцу пришел

И смелым голосом речь повел:

«Любимый народом отец Албыган,

Тобою мне конь богатырский дан.

Сила, сноровка даны мне тобой.

За это я предан тебе душой.

Хочется мне побывать на воле,

Под светлым небом поездить в поле.

Испробовать мне богатырской бы доли.

Широкую землю объехать мне, что ли?

И в самом деле, не поискать ли другого

Хара-Хулата, как мой, удалого?

Да есть ли на свете такой край,

Где живет, мне подобный, другой Хулатай?»

Отец на сына взглянул сурово

И молвил: «Я слышу хвастливое слово.

Твой век, Хулатай, добротою отмечен.

Тебе не к лицу неразумные речи!

Не об этом, сынок, у тебя забота.

Слава не в каждые входит ворота.

Не в каждую юрту заходит счастье.

Не каждый под крышей сидит в ненастье.

Поживешь на земле – и увидишь, что много

Людей без крова бредут по дорогам.

Поживешь и увидишь, что горе и голод,

Злые болезни, нужда и холод

Людям простым не дают покою.

Подумай об этом – и сердце заноет…

Я стар и хочу, чтобы сын мой любимый

Сторожил от набегов наш край родимый,

Чтоб каждому роду главою стал,

Чтобы мысли и правде просторы дал,

Чтоб славой народ свой навек увенчал…»

Вопросы:

За что Хулатай предан душою отцу?

Как вы понимаете богатырскую долю?

В чем заключается хвастливое слово Хулатая?

Как вы понимаете слова: «Твой век добротою отмечен»?

По словам Албыгана о чем должен заботиться Хулатай? (сторожил от набегов, главою стал и т.д.)

4 учащийся:

Отцовский наказ – для сына святой –

Хулатай послушал с холодной душой.

Хотел он сказать, что согласен с отцом,

А сам уходя, думал о том,

Как бы скорее уйти в поход

Туда, где в тумане синел небосвод.



Стал он готовиться в дальний путь.

Кольчугой закрыл богатырскую грудь.

На голову пёрик для боя надел.

(на солнце вечернем он ярко блестел).

Изогнутый месяцем лук боевой

Шесть раз затянул тетивой стальной.

Решившись, шагнул Хулатай из дверей.

Прощаясь, взглянул на просторы степей.

Доброго слова никому не сказал,

К золотому столбу, торопясь, зашагал.

Хара-Хулата по холке трепал,

Слова ему нежные тихо шептал.



Из юрты сестричка к нему подошла,

Повод отвязанный подала,

Сказала: «Мой милый брат Хулатай,

Где бы ты ни был, - отцовский край

Ни душою, ни сердцем не забывай.



Сила тебе для народа дана.

Пусть не уйдет бесполезна она.

Помни наказ мой, брат Хулатай,

За свободу народа грудью вставай,

Всегда обездоленным помогай,

Радость людскую не нарушай,

Счастье народа оберегай».

Вопросы:

Почему наказ отца считается святым?

Понимание богатырского долга Албыгана и Хулатая совпадают?

Какой наказ дает брату Хулатаю младшая сестра?

5 учащийся:

Наказ этот, данный родною сестрой,

Хулатай прослушал с холодной душой.

В ответ ни слова не проронил,

На Хара-Хулата ловко вскочил

И рысью поехал улусом большим

Дорогой прямой на тасхыл Кирим.



Распалилось сердце в груди от огня.

Он дернул тин, не жалея коня,

Вздыбился конь, как вихрь степной.

Оскаленный рот – как яр над рекой.

Богатырь поводьев коню не дает –

По большому, как степь, стегну его бьет.

Как ветер, пронесся всхрапнувший конь,

Через реки скачет взмыленный конь,

Через степи проносится, как огонь.

Такая у лошади смелая прыть,

Что трудно скачки ее уследить –

Открытых глаз не успеешь закрыть,

Закрытых глаз не успеешь открыть.



Так скрылся из глаз озорной Хулатай…

Отец Албыган родной край

От недругов пришлых оберегал.

Он каждому пешему лошадь седлал,

Раздетому кров и одежду давал.



Прошло-пролетело двенадцать лет –

И снова от сына известий нет.

Не шлет богатырь долгожданный привет,

Ни одной весточки нет и нет.

И вот на исходе двенадцатого года

Заколебалась земля под крутым небосводом.

Раздался топот Хара-Хулата,

Похожий на ярого грома раскаты.

И тут услыхала земля родная

Голос вернувшегося Хулатая.

Вопросы:

Чем занимается Албыган?

Дает ли о себе весть Хулатай?

Сколько лет он отсутствует?

6 учащийся:

Самый смелый и самый могучий,

Ехал он, пыль поднимая тучей,

Ехал он с песней к родному краю,

Ехал, беспечный, забот не зная.

На вершину Кирим-тасхыла поднялся,

От тяжести снежный тасхыл зашатался.

С коня соскочил богатырь Хулатай –

Долго смотрел на отцовский край.

Веселую песню зычно запел,

Возле коня на землю присел

И вдруг, завороженный, окаменел.



Окаменело могучее тело,

На лице улыбка окаменела.

Глаза закрылись. В одно мгновенье

Окаменели руки, спина, колени.

Стал Хулатай, богатырем рожденный,

С человеческим обликом камнем зеленым.



Сестра Хулатая Алтын-Кеёк,

Накинув на голову темный платок,

Запыхавшись, с трудом поднялась на тасхыл,

На колени упала, лишившись сил.

И видит она – на гое высокой

Стоит ее брат скалой одинокой.

На лице улыбка окаменела,

Окаменело могучее тело.

А рядом, в землю уйдя по колено,

Могучий конь девятисаженный

Стоит без движения, окаменелый,

Превращенный проклятием в камень белый.



Плачет, рыдает Алтын-Кеёк,

Ветер, притихнув, на травы лег,

При виде слез он резвиться не мог.

Не удержать этих слез кровяной поток,

Не удержать этих слез ледяной поток,

Там, на вершине Кирим-перевала

Много горя она познала.

Вопросы:

Как возвращался в родные края Хулатай?

Во что он превратился?

6 учащийся:

Албыган с тревогою дочь ожидал.

Смотрел он с тоскою на перевал.

Вбежала дочка к отцу в слезах.

Кто видел ее – безотчетный страх

Тотчас поселялся у них в сердцах.



«Отец мой», - сказала, - отец Албыган,

Сын твой немало объехал стран.

Он землю обширную исколесил,

Да только завет твой не сохранил.

Беднякам обездоленным не помогал,

Радость людскую войной нарушал.



Тогда Хулатая народ незлюбил

И, проклиная его, решил:

«Тот, кто с каменным сердцем рожден,

Пусть в камень навек превратится он!»



С глубоким вздохом сказал Албыган:

«Мне сын в наказание, видно, дан.

Ах, мой непослушный сынок Хулатай,

Зачем ты поехал в далекий край!

Зачем ты бездомным бродил по свету!

Почему не послушал моих советов!»



На тасхыле ветры гудят и гудят.

Сизые тучи низко летят.

Куда ни кинешь орлиный взгляд –

Кругом равнинные земли лежат.

И высится там, на горе высокой,

Богатырь Хулатай скалой одинокой.

Близко живущие камень видят,

Далеко живущие о нем слышат…

Вопросы:

1.Какой завет отца не выполнил Хулатай? (беднякам не помогал, мирную жизнь войной нарушал).

2. Как вы думает, почему Албыган говорит, что сын в наказание дан?

3. Человек с каким сердцем превращается в камень?

Вывод:

- Ребята, с каким произведением вы познакомились? (Албынжи)

- О каких главных героях вы узнали? (Албыган, Хулатай и Алтын Кеёк)

- Что должен делать богатырь? (охранять свою землю и свой народ)

- Послушался ли Хулатай? (Нет, уехал в другие края)

- Как должен был поступить настоящий богатырь? (оберегать свой народ и земли от набегов врагов)

- Почему он превратился в камень? (У него было каменное сердце)

- Произведение называется Албынжи? О нем вы прочитали в произведении? (нет).

- А прочитав героическое сказание самостоятельно, вы узнаете, кто был Албынжи. А прочитать можно будет это произведение по ссылке

https://sv-scena.ru/Buki/Gyeroichyeskiyi-epos-narodov-SSSR.85.html

- Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек? (помогать обездоленным, пешим давать коня, то есть делать добро для людей).

- А вы делаете добрые дела?

- Героические сказания имеют огромное воспитательное значение. На них воспитывались разные поколения хакасского народа, героические сказания передавались из уст в уста и сохранились до наших дней. А кто рассказывал героическое сказание? (сказитель-хайджи). Какого сказителя вы можете назвать? (Семен Прокопьевич Кадышев). Знакомьтесь, читайте эпос – литературные произведения народа, ребята, в них заложена многовековая мудрость многих поколений людей. Узнавайте новое, изучайте традиции народов Хакасии.

Ссылки для классного часа:

Видео №1 Этника. Горловое пение.Хакасия. Художник Алексей Топоев.

https://www.youtube.com/watch?v=mnJDtkiEXCM

Видео №2 Хакасия. Горловое пение. Алтын Чӱс- хакасский героический эпос. Е.Улугбашев. The Khakass heroic epos https://www.youtube.com/watch?v=6IJb-b638s4.

Видео №3 Культура Хакасии. Выпуск 12 от 23 09 2015

https://www.youtube.com/watch?v=tqBjjIVjZWM

Видео №4 Музей имени С.П.кадышева

https://www.youtube.com/watch?v=vSPwG2Za19k

Хакасский героический эпос «Албынжи»

https://sv-scena.ru/Buki/Gyeroichyeskiyi-epos-narodov-SSSR.85.html



Литература:


1. Албынжи: Хакасское героическое сказание. /Сказитель С.П.Кадышев, перевод И.С.Кычакова, художник В.В.Егоров. – Красноярск: Кн.изд-во, 1984. – 112 с., ил.
2. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1988. – 592.: ил. – (Эпос народов СССР).

3. Королькова, Н. Хайджи поставляет нам небо.; Майногашева В. Е. Курбижеков Пётр Васильевич; А. Стоянов.

4. Майногашева В.Е. Хакасские сказители и певцы. Очерки, эссе о некоторых мастерах фольклора. – Абакан : [Б/и], 2020. – 2-ое дополненное издание.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.