Классный час из серии «Профилактика девиантного поведения» Причины и последствия физического насилия
Автор: Мельникова Ирина Сергеевна,
Психолог, преподаватель психологии
ГБПОУ «ЧГКИПиТ»
Классный час из серии «Профилактика девиантного поведения»
Причины и последствия физического насилия.
Конспект занятия для углубленного разговора-размышления со старшеклассниками и студентами о причинах и последствиях насилия.
Цель: уточнение и смена убеждений о допустимости причинения или принятия физического насилия.
Расскажу вам несколько историй:
17 летняя Маша приехала в гости к своему другу. Общение, шутки, чай, пиво и какие-то таблетки. Маша отказывается, а друг, назовем его Богдан, выпивает сразу несколько штук. Через час Машино лицо, голова, нос, ребра были разбиты и сломаны. Потом Богдан вырубается. Маше удается буквально выползти из квартиры…Маша провела в больнице 2, 5 месяца, перенесла 3 операции. Богдан в тюрьме. В наркотическом опьянении раздражение от Машиного замечания превратилось в неуправляемый аффект.
А вообще, он ее любил…
После ссоры с известным спортсменом Расулом Мирзаевым 19-летний Иван Агафанов, 19-летний выпускник юридического колледжа скончался в больнице 15 августа 2011 г. Иван попытался познакомиться с девушкой Расула, завязалась словесная перепалка. Спортсмен ударил Ваню. Он упал и затылком ударился о решетку ливневой канализации.
Теперь Расулу очень жаль, он такого вообще не хотел…
Вечером уставшая на работе мама Ольга зовет 9-ти летнюю дочь Лизу делать вместе домашнее задание. Лиза снова не записала домашнее задание. Ольга мгновенно выходит из себя, бьет Лизу по спине и сдергивает со стула. Девочка падает, ломает руку и ударяется о головой об угол открытого ящика. Сотрясение мозга, перелом руки, гематома на спине.
Мама просто воспитывала свою дочь…
Страшные, трагические истории о бытовом насилии можно рассказывать бесконечно. И слово «бытовое» звучит дико рядом со словом насилие. Как будто насилие может быть обыденным или малозначительным.
Обсуждение. Что вы почувствовали, что было внутри вас, когда я зачитывала вам эти истории? Сильные чувства страха и печали охватывают нас слушающих об этом, а что говорить о тех людях, которым пришлось это пережить?
Итак, насилие - это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группа людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других (Г.В.Ф. Гегель) [3].
Физическое насилие - преднамеренное нанесение личности побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдает ее психическое и физическое здоровье.
Упражнение «Я и Они»
Напишите список причин, почему, как вы думаете люди могут совершать физическое насилие над другими личностями?
Переверните этот лист. И на другом листе напишите, а какие ситуации могут сподвигнуть вас это сделать?
А теперь сравните списки. Что вы видите? Есть ли причины, которые совпадают. К кому вы отнеслись с большим пониманием к себе или к другим?
Отметьте те, которые вы считаете обоснованными.
Обсудите в парах.
Можно ли на самом деле обосновать физическое насилие? Давайте разберем.
Разделим причины происходящего на группы:
Личность убеждена, что это нормальный, допустимый способ настаивать на своем.
Такие установки закрепляются в процессе воспитания, могут быть привнесены семьей и культурой. Важно расширять свое представление о мире, видеть множественность вариантов и осознавать ответственность за выбранный способ взаимодействия.
Человек не замечает механизма, ввергающего его в бурю эмоций.
Как вы думаете, какая эмоция стоит за насилием? Обсуждение.
Конечно, гнев.
Гнев – это энергетически насыщенная естественная эмоциональная реакция, функцией которой является изменение существующей реальности. То есть, когда мне что-то не нравится, именно эта эмоция приводит к действиям (например: холодно, я недовольна этим, закрываю окно; голодна, я недовольна чувством голода, иду есть).
Гнев развивается постепенно, все громче и громче сигналя личности о некомфортной ситуации и неудовлетворенных потребностях. И если личность на стадии недовольства не слышит, не распознает этого и не решает задачу, эмоция нарастает и может дойти до состояния неконтролируемого аффекта. Человек сам выбирает способ выражения этой эмоции. Можно пойти и сделать, уйти из некомфортной ситуации, увести свою девушку, отдохнуть и потом взяться за дело и много- много чего еще, а можно кричать и бить других людей в беспамятстве
Последствия физического насилия (описываем совместно с обучающимися):
1.Вред здоровью потерпевшего;
2. Психотравмы, посттравматическое стрессовое расстройство и другие нарушения психики. Стыд, вина и печаль для обеих сторон.
3. Нарушение, разрыв отношений;
4. Финансовые потери с обеих сторон;
5. Юридические последствия для агрессора.
Встает резонный вопрос: «Овчинка стоит ли выделки?». Реально, оно того стоит?
Вывод: насилие личность проявляет от недостаточного и искаженного понимания того, как он может менять некомфортную ситуацию конструктивными способами.
Какой вывод каждый из вас сделал из этого разговора (заключительный шеринг)?
Выбор осознанного поведения или стихийного самовыражение - за каждым.
«Человек всегда автор своей жизни, даже если думает, что это не так».
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.
2. Мочалина А.В. Материалы учебного курса «Психоаналитическое консультирование в транзактном анализе»;
3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/779;
4. https://psy.wikireading.ru