12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Детское творчество»

                 


Областной конкурс на самый лучший классный час

на тему «Леса России»


Классный час-экоспектакль в 10 классе


Тема: «Гимн русскому лесу»


t1601567002aa.jpg


Миасский городской округ

2019 г.


«Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать».

                     Гарин-Михайловский

«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Гете Иоганн Вольфганг


В кабинете развешаны плакаты



1 ведущий: Прекрасная земля – Россия. Какой простор, какая красота!

2 ведущий: Родина! С раннего детства это слово входит в сознание человека. А какая у нас природа! По своей красоте, уникальности она не уступает ни одной стране. Мы живем в замечательном краю. Здесь высокие сосны и вековые дубы, красавицы-березки и дрожащие на ветру осины. Особенно красивы леса весной, когда природа пробуждается от зимнего сна. Пробивается первая молодая трава, на деревьях набухают почки, расцветают подснежники. День за днем пригревает солнце. Лес наполняется новыми звуками и красками (включается аудиозапись с голосами птиц).

1ведущий: Чтобы увидеть Красоту, прикоснуться к ней сердцем, не надо далеко ездить. Нужно просто прогуляться по лесу. Мне кажется, без леса не было бы жизни на земле. Где человек черпает силы, когда их уже просто нет? У природы! У леса!

2 ведущий: Нет ничего милее, бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, прокормит русский лес.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит!

1 ведущий: В лесу лечит даже воздух. Стоит немного пройтись, вдохнуть полной грудью– и все проблемы отходят на задний план, в душе царит гармония, ты чувствуешь себя умиротворенным, спокойным, способным противостоять жизненным трудностям.






Звучит мелодия из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри...»

выходят ведущие (юноша и девушка)


Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Храм природы. … Переступая черту, отделяющую меня от города, входя в лес, я понимаю, насколько это точное сравнение.

Тихо срываются с деревьев листья, кружат надо мной и падают неслышно под ноги. Я иду по этому настилу среди деревьев и молчу. Молчу от непонятного счастья, охватившего меня целиком и полностью окутавшего с ног до головы. Трудно иногда передать словами то чувство, которое я испытываю при встрече с лесом. Словно встречаешь старого доброго друга, которого не видел много лет. Лес также, как и человек, обладает душой, своими эмоциями, чувствами и иногда переживаниями. Лес живой, и кто любит его по-настоящему, кто умеет увидеть большое в самом маленьком, только тому и откроется он в полной мере. Любая мелкая деталь, будь то пожелтевший листик, ягодка или небольшой кустик, является «отражением души» леса.

Лес, испытывая отрицательные эмоции, не обладает отрицательными качествами, человек да. Тоска, гнев, одиночество, безразличие, ненависть… В лесу это сложно заметить или увидеть, но возможно. В крутом изгибе ствола, в пожухших листьях, в неправильно разросшихся ветках, в пожелтевших иголках елей, в ядовитых грибах или даже в стуке дятла по «больному» стволу. Называя лес «храмом природы», мы отождествляем его с неким божеством, способным излечивать морально и физически. Здесь нет косых взглядов, неодобрительных усмешек, черной зависти. Я люблю уходить в лес, когда меня терзают сомнения, когда в жизни начинаются трудности, когда в мире людей не могу найти понимания. В лесу мне становится легче дышать после городского смога, автомобильных выхлопов. Природа лечит и принимает меня такой, какая я есть, ей безразлично, какого цвета мои глаза, какую музыку я слушаю и какие книги читаю…

Природа есть гармония. Гармония есть равное соотношение противоположностей. Ночь и день. Солнце и луна. Добро и зло. Человек обладая отрицательными качествами, обладает и положительными. Лес «отражая» плохие качества, присущие людям, «отражает» и в равной степени хорошие. Доброта, жизнерадостность, благородство, преданность, щедрость, мягкость… Чтобы увидеть это не нужно вглядываться в каждую отдельную деталь, достаточно просто обратить внимание на обилие красок, которыми одарила его природа. От нежно-зеленого до насыщенного черно-зеленого, оказывается, есть и такой. Краски составляют красивую цветовую мозаику, в которой нет одного важного цвета, потому что каждый цвет особенен и по-своему важен. Вспоминаются стихи классика: «Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный».

Лес, подобно человеку, обладает голосом, звуками. А что может быть прекраснее музыки природы? Это самая искренняя мелодия, которая никогда не допустит фальшивой нотки, отзовется в любом сердце, истосковавшемся по пониманию, простоте и чистоте. Голос леса – это колыхание листьев, шуршание трав, журчание родничка и, конечно же, пение птиц на разные лады. Именно в эти минуты, чувствуешь, как выходит из тебя все негативное, и наступает умиротворение, то блаженное состояние, которое и называют счастьем. И все это благодаря чудесному творению природы, лесу! На душе легко и чисто!

Всему приходит конец, и мое «погружение» в природу тоже заканчивается, пора возвращаться домой. Но я получила свою «порцию счастья», которой мне хватит надолго, я зарядилась энергией леса и ухожу из него, уверенная в себе. Я ухожу, а музыка леса продолжает звучать во мне.




Монолог

(Выходит девочка, во время монолога проецируется

на экране видеоролик)


































уходит



3 ведущий: Когда-то в 19 веке тургеневский герой заявил: «Природа не храм, а мастерская, человек в ней работник». Мы буквально поняли эти слова и тут же объявили себя царями природы. Человек - странное существо. Он и милосердный, совестливый, и в то же время равнодушный, жестокий. Он же хранитель природы, он же ее разрушитель. Человек, чувствуя себя хозяином, совсем забыл, что является малой частичкой природы, песчинкой во Вселенной.


4 ведущий:

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпя искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол,
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

                                    Шефнер

  3 ведущий: Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, ведь она нас радует своей красотой, ничего не требуя взамен.





Звучит музыка П. Мориа из передачи «В мире животных».





Выходят 3и 4 ведущие

(юноша и девушка)



Юноша: Помню, однажды бродил я по весеннему лесу, и увидел возле дороги старую развесистую берёзу. На её стволе ярко белели свежие следы от топора. Я осмотрел глубокую рану. Её заливали прозрачные слёзы берёзы и стекали на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить понадобится 40-50 лет. И такое зло сделал человек, желая глотнуть несколько глотков берёзового сока.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы.
И капли сока, точно слёзы
Текли прозрачною струёй.
Ф. Сологуб

 Девушка: Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой, как символу своей Родины, берёзе. Известно, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. 

Не скудеет Россия лесами
В юных рощах гуляют дожди.
Свят закон, что придуман отцами:

Срубишь дерево – три посади!


(уходит, выходят юноша и девушка)







Звучит песня «Русские берёзы»(автор текста - НигматулинТ.

Композитор- Ширяев Е.)



Колька: Тять, а в Индии пашут на слонах?

Егор: Нет, здоров он больно для пахоты – то. Плуг выдернет.

Колька: А чего же они там делают?

Егор: Ну как чего? Тяжелое всякое. На лесоповале, к примеру.

Колька: Вот бы нам сюда слона!

Егор: Да-а. Сена не напасешься. У них с кормами порядок. Лето сплошное – траву хоть двадцать раз коси.

Колька: И валенки не нужны, да тять? Вот красота – то, наверно!

Егор: Ну не скажи. У нас получше будет. У нас – Россия. Самая страна замечательная.

Колька: Самая- самая?

Егор: Самая, сынок. Про нее песни поют по всей земле. И все иностранные люди нам завидуют.

Колька: Значит, мы счастливые?

Егор: Это не сомневайся. Это точно. Сынок, а ты стихи сочинять умеешь?

Колька: (сердито) Про это не спрашивают.

Егор: Я для дела. Понимаешь, сынок, турист все едино сюда проникнет. Ну, конечно, можно надписи туристу сделать: мол, то разрешено, а это запрещено. Только ведь скучно это, надписи – то в лесу, правда? Вот я и удумал: стихи.

Колька: Ладно, попробую. Для дела разве что. А так – баловство это, тять.

(Егор аккуратно, с вдохновением обрабатывает брусок, делая из него фигуру животного, а Колька, примостившись под деревом, сочиняет.)

Колька: (вдохновенно, глядя вверх, откашлявшись) Ну, слушай, тять.

Граждане туристы,

Чтобы было чисто,

Не палите по лесу

Множество костров.

Вы найдите лучше,

Где дровишек куча

И кострище сделано.

Егор: (вместе) лесником!

Егор: Ага, про кострище – это хорошо, а то еще, не дай бог, лес попалят. Это пойдет, сынок, молодец!




Сцены из спектакля.

(по мотивам романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)

(На сцене лесная поляна)

Сцена первая

Появляются Егор и Колька, садятся скамью.




Егор: Липа – дерево важное. Она в прежние – то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.

Колька: А чего у нее сладкое?

Егор: А цвет. Мед с цвету этого особый, золотой медок. Пчела липняки уважает. Самое полезное дерево.

Колька: А береза?

Егор: Береза – она для красоты.

Колька: А елка?

Егор: Это для материала. Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельных природа не любит. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ежиком. А их обидишь – себя накажешь…

Колька: Тятя, а я стих сочинил. Послушай!

Ах, как красив наш лес родимый!

Ты только присмотрись:          

Осинка шепчется с рябинкой,

А сосны рвутся ввысь.
Береза кланяется тополю,
И ели встали в хоровод,
А клен в свои ладоши хлопает,
И все шумит, растет, живет.

Егор: Молодец, Егорка, теперь за русские леса я спокоен. Достойную смену вырастил.



Сцена вторая






Музыкальное сопровождение Э. Ханок «Не шумите березы».


Егор и Колька ходят по лесу, осматривая деревья.



 3 ведущий: Лес без всяких преувеличений можно назвать «зелёным золотом» России. И это действительно так. Лес дает нам ценное сырье, кислород, поглощает углекислый газ и очищает воздух от пыли, вредных примесей и газов.

4 ведущий: Мы называем лес «зеленым другом», «легкими» нашей планеты. Давайте и мы относиться к нему как к другу. Не будем оставлять после себя мусор, жечь костры и вырубать деревья. Давайте будем беречь лес, и тогда он будет продолжать радовать нас в любое время года! Мы все должны очень постараться и сберечь наши замечательные леса в их неповторимой красоте для будущих поколений.




(уходят)

Выходят 3и 4 ведущие.


1ведущий.

Что за чудо – русский лес!

Сказка, быль и дар небес!

Рай, который все так ищут – 

В общем – чудо из чудес!

 2 ведущий.

В этом разноцветном храме

Дружною живут семьей

Дерева, кусты и травы,

Ягоды, грибы, пчел рой!

 3 ведущий. 

Его величество – сосновый бор!

Семейство доброе янтарных сосен!

Свет, запах хвои и простор!

А между кроной - неба просинь!

Какая сила! Вы - как исполины!

Из крохотного семечка всего

Поднялись над зеленою равниной,

Скажите, это ли не волшебство!

 4 ведущий.

Госпожа березовая роща!

Щебетанье звонкое веселых птах!

Как невеста ты чиста и непорочна

И прожилки на твоих листах!

 1ведущий.

Поклон и вам – тенистые дубравы!

Могучие лесные дерева,

Найдем мы здесь и желуди, и травы,

И царство белого гриба!

 2 ведущий.

Любимец жителей лесных – орешник!

Густой кустарник, что родит орех!

Для белок лакомство конечно …

И самому вкусить его - не грех!

 3 ведущий.

Что за чудо – русский лес!

Сказка, быль и дар небес!

Рай, который все так ищут – 

В общем – чудо из чудес!

Серебряков Александр Сергеевич





Выходят 1и 2 ведущие,

на сцене все 4 ведущих



Учитель: 21 марта известно всему миру как Всемирный день лесов. Этот день посвящен значению лесов и лесного хозяйства в жизни общества. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний.

Международный день леса активно отмечается и в России. Лес - национальное богатство России.

Я думаю, что на сегодняшнем классном часе нам удалось убедить всех, как важен для нашей планеты ее зеленый наряд. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше зеленое богатство, а не уничтожать его.




Выходит учитель.

Звучит мелодия из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри...», под музыку все уходят.



Ребята раздают буклеты родителям и гостям


Рефлексия

1 этап (после классного часа)


1. Вспомни сегодняшнюю и предыдущую работу и продолжи фразы, отражающие твои впечатления и чувства в ходе классного часа: 


Я понял______________________________________________

Меня удивило________________________________________________

Я почувствовал_________________________________________________

Меня раздражало_______________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________ 

2. Задание. Какой вывод вы сделали после классного часа? Опишите свои впечатления по пятибальной шкале.


3. Напишите сочинение на тему классного часа «Гимн Русскому лесу.»


2 этап рефлексии 
(через неделю)


Чтение и анализ сочинений (некоторые сочинения прилагаются).












t1601567002ab.jpg ​​​​​​​t1601567002ac.jpg

t1601567002ad.jpg



t1601567002ae.jpg












 


































Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.10.20 в 01:04 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за творческие работы!
Паненкова Ирина Михайловна, 03.10.20 в 18:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за содержательный экоспектакль!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.