Сценарий классного часа «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (3 класс)

5
1
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

 

 

 

Название

Сценарий классного часа «Может ли стать огромным маленькое детское сердце

Форма

Диспут

Вид

Нравственный

Цель

Изучить и проанализировать нравственные поступки детей Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с героизмом детей-антифашистов, с пионерами-героями Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать чувство долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям.

3. Учить детей работать с информацией, способствовать формированию патриотического мировоззрения детей.

Оборудование и организация пространства

Интерактивная доска, презентация к уроку, портреты юных героев-антифашистов, фонограммы песен и классической музыки.

Выставка книг о пионерах-героях.

Содержание работы

Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вступительное слово

Настраивает учащихся, включает музыкальный фон. Под музыку звучит отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Реквием». (слайд 1)

- К какой памяти призывает Роберт Рождественский в своем произведении?

- Вы правы, к памяти о тех, кто защищал нашу Родину, о тех, кто погиб на фронте.

- Четыре года шла жестокая война – это 1418 дней и ночей, 34тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей, 14тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

...Помните! Через века, через года, -

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, -

помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

пожалуйста, помните!..

- К памяти о тех погибших на войне защитников и о тех годах Великой Отечественной войны.

Основная часть

Поисково- исследовательский этап

- Как вы думаете: «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (слайд 2)

- Сегодня 8 февраля во всем мире отмечается день юного героя-антифашиста. 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами совсем юные: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Семен Остапенко, которые очень любили свою Родину.

- Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции, которые подчинили свои интересы интересам Родины.

- Поэтому 8 февраля во всем мире отмечается день памяти юных героев-антифашистов. (слайд 3)

 

- Как вы думаете кто такой антифашист?

- Чтобы легче вам было разобраться, предлагаю вам познакомиться с лексическим определением этих слов (Приложение 1, слайд 4).

- Почему рядом со словами фашизм и антифашизм я поставила слово-патриотизм?

- На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. (слайд 5)

- Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено немыслимыми испытаниями. Но это было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. (слайд 6)

- Чтобы каждый из вас смог поучаствовать в дискуссии, я предлагаю вам посмотреть на лист с фотографиями юных героев. (Приложение №7)

- Ознакомившись с информацией, которая предложена вам для работы в группе, определите, на какой из фотографий изображен описанный в тексте герой - антифашист.

- Каждый из вас знает помнит правила работы в группе. Приступайте.

Работа в группах с текстом про юных героев:

1 группа - Про Валю Зенкину. (приложение 2)

2 группа - Про Леню Голикова. (приложение 3)

3 группа - Про Марата Казея. (приложение 4)

4 группа - Про Зину Портнову. (приложение 5)

5 группа - Про Валентина Котика. (приложение 6)

- Удалось ли Вам определить по тексту фото, описанного в нём героя-антифашиста?

- Я думаю другим группам интересно вас послушать и определить на своем листе фамилию остальных героев и узнать про их подвиг и героизм.

- Слово 1 группе. (слайд 7)

- Согласны ли вы с ребятами, что именно на этой фотографии изображена Валя Зенкина?

- Что интересного вы запомнили про её героический поступок?

- Можно ли сказать, что у Вали большое сердце?

- Слово 2 группе. (слайд 8)

- Верно ли ребята определили по фотографии Лёню Голикова?

- Подпишите фамилию на вашем листе и расскажите, что вы запомнили интересного об этом герое.

- Относится ли к Лёне высказывание об огромное сердце?

- Слово 3группе. (слайд 9)

- Как вы думаете, правы ребята этой группы?

- Чем заслужил память в веках Марат Казей?

- Стало ли сердце Марата огромным и отважным?

- Слово 4 группе. (слайд 10)

- Согласны ли вы, что перед нами Зина Портнова?

- Что интересного вы запомнили об её героическом поступке?

- Можно ли сказать, что у Зины большое сердце?

- И у нас осталась последняя не подписанная фотография, и нетрудно догадаться, что перед нами:

Валентин Котик. (слайд 11)

- Давайте послушаем ребят последней 5 группы.

- Подпишите фамилию на ваших листах и расскажите, что вы запомнили интересного об этом герое.

- Давайте подведем итог нашей работы: «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (слайд 12)

- Молодцы. Конечно, дети и война - это два слова, несовместимы. Но в годы войны, дети быстро взрослели и чувствовали ответственность за судьбу Родины, за свою семью, в которой главные кормильцы – отцы, ушли на фронт.

- Наверное может, потому что в годы войны дети работали, воевали наравне со взрослыми.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся изучают лексические определения слов.

- Потому что, обладая патриотизмом, любовью к Отечеству можно отважно бороться с проявлениями врага.

Учащиеся озвучивают правила групповой работы:

- Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
- Успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
- Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
- Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.

Учащиеся работают в группах

Учащиеся рассказывают о результатах работы группы:

- Согласны, потому что именно Валя заботилась о раненных.

- Воевала в партизанском отряде, помогала раненым в Брестской крепости.

- Да, об этом сказано в тексте: воевала смело, наравне со взрослыми.

- Верно, потому что именно Лёня подбил машину с фашистским генералом.

- Ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.

- Безусловно относится, поскольку Лёня ни разу не дрогнул сражавшийся плечом к плечу со взрослыми.

- Правы, потому что именно Марат ушел к партизанам в Станьковский лес.

- Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

- Да, потому что, именно она бесстрашно схватила пистолет и застрелила фашиста.

- Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

- Конечно, потому что Зина не побоялась, смело броситься вызов фашистам.

- Вале доверили быть связным и разведчиком, он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

- Может, когда ребёнок переживает за свою семью, за свою родину. Когда он смело бросается в бой, не жалея себя на равнее со взрослыми.

Заключительная часть

- Ребята, вот и подошел к завершению наш классный час, что интересного вы узнали сегодня, расскажите в паре друг другу об этом.

- Многие дети, как вы сегодня заметили, сражались наравне со взрослыми, посмертно четыре из них стали Героями Советского Союза.

- Что объединяет всех героев – антифашистов?

- Пусть истории жизни этих героев послужат для вас примером того, как надо учиться, трудиться и любить нашу Родину. Я предлагаю почтить память героев – антифашистов минутой молчания.

Учитель включает музыку. (слайд 13, 14)

Учащиеся работают в паре, рассказывая друг другу интересные факты.

- Этих ребят объединяет смелость и отвага, решительность, любовь к Родине.

Минута молчания

- Стих читает подготовленный ученик

…У могилы святой

встань на колени.

Здесь лежит человек

твоего поколенья.


 

 Он живым завещал

город выстроить снова

здесь, где он защищал

наше дело и слово.


 

 Пусть гранит сохранит

прямоту человека,

а стекло — чистоту

сына трудного века.

          С. Гудзенко

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Э.Максимова «Дети военной поры»- 2-е изд., доп.- М:Политиздат,1988.-320с.

Алексеев С.П. «Книга для чтения по истории нашей Родины: Пособие для учащихся. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. – 206с.:ил.

http://ru.wikipedia.org

http://festival.1september.ru/articles/621609/

http://pioner.aif.ru/

http://syzrankprf.ru/news/other/191-den-junogo-gerojaantifashista

Приложение №1

Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой национальности

Антифашист – человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях

Патриотизм – это любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересам его заботам, проблемам и тревогам.

Приложение №2

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.

А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки. Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ.

Валя свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.


 

Приложение №3

Лёня рос в деревне.Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб в 1943 года, а 2 апреля 1944 года был опубликован указ о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Приложение №4

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны, часто был ранен, но продолжал доставлять командованию ценные сведения.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.


 

Приложение №5

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. В деревне была создана подпольная молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.


 

Приложение №6

Валентин учился в школе, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в их город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.


 

Приложение №7

8 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ЮНОГО ГЕРОЯ АНТИФАШИСТА.


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Николаевна, классный час очень интересный, актуальный. Спасибо.

14 July 2017