Сценарий классного часа «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (3 класс)
|
||
Название |
Сценарий классного часа «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» |
|
Форма |
Диспут |
|
Вид |
Нравственный |
|
Цель |
Изучить и проанализировать нравственные поступки детей Великой Отечественной войны. |
|
Задачи: |
1. Познакомить учащихся с героизмом детей-антифашистов, с пионерами-героями Великой Отечественной войны. 2. Воспитывать чувство долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям. 3. Учить детей работать с информацией, способствовать формированию патриотического мировоззрения детей. |
|
Оборудование и организация пространства |
Интерактивная доска, презентация к уроку, портреты юных героев-антифашистов, фонограммы песен и классической музыки. Выставка книг о пионерах-героях. |
|
Содержание работы |
||
Этапы классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Вступительное слово |
Настраивает учащихся, включает музыкальный фон. Под музыку звучит отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Реквием». (слайд 1) - К какой памяти призывает Роберт Рождественский в своем произведении? - Вы правы, к памяти о тех, кто защищал нашу Родину, о тех, кто погиб на фронте. - Четыре года шла жестокая война – это 1418 дней и ночей, 34тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей, 14тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту. |
Стихотворение читает подготовленный ученик. ...Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!.. - К памяти о тех погибших на войне защитников и о тех годах Великой Отечественной войны. |
Основная часть Поисково- исследовательский этап |
- Как вы думаете: «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (слайд 2) - Сегодня 8 февраля во всем мире отмечается день юного героя-антифашиста. 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами совсем юные: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Семен Остапенко, которые очень любили свою Родину. - Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции, которые подчинили свои интересы интересам Родины. - Поэтому 8 февраля во всем мире отмечается день памяти юных героев-антифашистов. (слайд 3)
- Как вы думаете кто такой антифашист? - Чтобы легче вам было разобраться, предлагаю вам познакомиться с лексическим определением этих слов (Приложение 1, слайд 4). - Почему рядом со словами фашизм и антифашизм я поставила слово-патриотизм? - На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. (слайд 5) - Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено немыслимыми испытаниями. Но это было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. (слайд 6) - Чтобы каждый из вас смог поучаствовать в дискуссии, я предлагаю вам посмотреть на лист с фотографиями юных героев. (Приложение №7) - Ознакомившись с информацией, которая предложена вам для работы в группе, определите, на какой из фотографий изображен описанный в тексте герой - антифашист. - Каждый из вас знает помнит правила работы в группе. Приступайте. Работа в группах с текстом про юных героев: 1 группа - Про Валю Зенкину. (приложение 2) 2 группа - Про Леню Голикова. (приложение 3) 3 группа - Про Марата Казея. (приложение 4) 4 группа - Про Зину Портнову. (приложение 5) 5 группа - Про Валентина Котика. (приложение 6) - Удалось ли Вам определить по тексту фото, описанного в нём героя-антифашиста? - Я думаю другим группам интересно вас послушать и определить на своем листе фамилию остальных героев и узнать про их подвиг и героизм. - Слово 1 группе. (слайд 7) - Согласны ли вы с ребятами, что именно на этой фотографии изображена Валя Зенкина? - Что интересного вы запомнили про её героический поступок? - Можно ли сказать, что у Вали большое сердце? - Слово 2 группе. (слайд 8) - Верно ли ребята определили по фотографии Лёню Голикова? - Подпишите фамилию на вашем листе и расскажите, что вы запомнили интересного об этом герое. - Относится ли к Лёне высказывание об огромное сердце? - Слово 3группе. (слайд 9) - Как вы думаете, правы ребята этой группы? - Чем заслужил память в веках Марат Казей? - Стало ли сердце Марата огромным и отважным? - Слово 4 группе. (слайд 10) - Согласны ли вы, что перед нами Зина Портнова? - Что интересного вы запомнили об её героическом поступке? - Можно ли сказать, что у Зины большое сердце? - И у нас осталась последняя не подписанная фотография, и нетрудно догадаться, что перед нами: Валентин Котик. (слайд 11) - Давайте послушаем ребят последней 5 группы. - Подпишите фамилию на ваших листах и расскажите, что вы запомнили интересного об этом герое. - Давайте подведем итог нашей работы: «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (слайд 12) - Молодцы. Конечно, дети и война - это два слова, несовместимы. Но в годы войны, дети быстро взрослели и чувствовали ответственность за судьбу Родины, за свою семью, в которой главные кормильцы – отцы, ушли на фронт. |
- Наверное может, потому что в годы войны дети работали, воевали наравне со взрослыми. Учащиеся отвечают. Учащиеся изучают лексические определения слов. - Потому что, обладая патриотизмом, любовью к Отечеству можно отважно бороться с проявлениями врага. Учащиеся озвучивают правила групповой работы: - Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их. Учащиеся работают в группах Учащиеся рассказывают о результатах работы группы: - Согласны, потому что именно Валя заботилась о раненных. - Воевала в партизанском отряде, помогала раненым в Брестской крепости. - Да, об этом сказано в тексте: воевала смело, наравне со взрослыми. - Верно, потому что именно Лёня подбил машину с фашистским генералом. - Ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. - Безусловно относится, поскольку Лёня ни разу не дрогнул сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. - Правы, потому что именно Марат ушел к партизанам в Станьковский лес. - Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. - Да, потому что, именно она бесстрашно схватила пистолет и застрелила фашиста. - Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. - Конечно, потому что Зина не побоялась, смело броситься вызов фашистам. - Вале доверили быть связным и разведчиком, он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... - Может, когда ребёнок переживает за свою семью, за свою родину. Когда он смело бросается в бой, не жалея себя на равнее со взрослыми. |
Заключительная часть |
- Ребята, вот и подошел к завершению наш классный час, что интересного вы узнали сегодня, расскажите в паре друг другу об этом. - Многие дети, как вы сегодня заметили, сражались наравне со взрослыми, посмертно четыре из них стали Героями Советского Союза. - Что объединяет всех героев – антифашистов? - Пусть истории жизни этих героев послужат для вас примером того, как надо учиться, трудиться и любить нашу Родину. Я предлагаю почтить память героев – антифашистов минутой молчания. Учитель включает музыку. (слайд 13, 14) |
Учащиеся работают в паре, рассказывая друг другу интересные факты. - Этих ребят объединяет смелость и отвага, решительность, любовь к Родине. Минута молчания - Стих читает подготовленный ученик …У могилы святой встань на колени. Здесь лежит человек твоего поколенья.
Он живым завещал город выстроить снова здесь, где он защищал наше дело и слово.
Пусть гранит сохранит прямоту человека, а стекло — чистоту сына трудного века. С. Гудзенко |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Э.Максимова «Дети военной поры»- 2-е изд., доп.- М:Политиздат,1988.-320с.
Алексеев С.П. «Книга для чтения по истории нашей Родины: Пособие для учащихся. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. – 206с.:ил.
http://festival.1september.ru/articles/621609/
http://syzrankprf.ru/news/other/191-den-junogo-gerojaantifashista
Приложение №1
Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой национальности
Антифашист – человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях
Патриотизм – это любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересам его заботам, проблемам и тревогам.
Приложение №2
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки. Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ.
Валя свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Приложение №3
Лёня рос в деревне.Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб в 1943 года, а 2 апреля 1944 года был опубликован указ о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Приложение №4
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны, часто был ранен, но продолжал доставлять командованию ценные сведения.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Приложение №5
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. В деревне была создана подпольная молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Приложение №6
Валентин учился в школе, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в их город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Приложение №7
8 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ЮНОГО ГЕРОЯ АНТИФАШИСТА.
Легоцкая Вера Сергеевна