Сценарий классного часа «Если добрый ты... » (3 класс)
Цель деятельности педагога: способствовать формированию системы знаний, убеждений, определяющих эстетическое, нравственное отношение к действительности; навыков самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, налаживания отношений с людьми; воспитывающего влияния на других людей.
Ход классного часа:
Введение в тему.
- Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с прослушивания песни. Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит песня "Дорога добра".)
- Правильно, мы поговорим о доброте.
Понятие "доброта".
- Что такое добро? ( Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама...)
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отравились на ракете в космическое пространство и приземлились на планете Добра.
Проспект Добра.
- Пофантазируйте и нарисуйте, что вы увидели на планете под названием Добро.
- На этой планете, наверное, живут добрые люди. А какого человека можно назвать добрым? ( Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. ) Как вы думаете, а как появилось это понятие, откуда?
Учитель выслушивает ответы детей.
Да, издавна люди с благодарностью воспевали все, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. Так в народных сказаниях, легендах, песнях и стало воспеваться все доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква д означала «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книгу мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро». Сегодня я принесла словари русского языка. Послушайте.
B.И. Даль: «Доброта — добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты. Добряк, добрячка, добрыш, добрыня, добруша — добрый человек: прямой и простоватый, не хитростный, не скрытный и доброжелательный».
C.И. Ожегов: «Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Дорога к добру.
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда чья-то помощь принесла вам вред? Расскажите. (Дети приводят примеры из своей жизни.)
Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
Древняя китайская история (рассказ учителя).
Добро без ума.
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества.
Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил: - У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.
- Каких птенцов? - удивился император. - У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? - Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал: - У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвым птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
-Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил: - И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше.
- Вам понравилась легенда? Какие мысли и чувства возникли у вас?
- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
- Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно». Вы согласны с этим мнением?
Творческое задание «Дерево Добрых Дел».
- Добрый человек - это человек, который совершает добрые дела.
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
- Перед вами Дерево Добрых Дел, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (Выслушиваются мнения ребят) (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Какое дерево вы вырастили?
«Пословицы о добре»
– В народе всегда относились к доброте по – особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
У вас на столе лежат карточки, на которых записаны начала пословиц, надо назвать окончания. (Собери пословицу)
Карточки с пословицами:
1.На добрый привет…(добрый ответ)
2. Про доброе дело…(говори смело)
3. Жизнь дана на … (добрые дела)
4. Учись доброму…(дурное на ум не пойдёт)
5. Спасибо – великое…(дело)
6. Добра желаешь - …(добро и делай)
Заключение
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы
должны быть сами добрыми людьми.
Давайте составим с вами правила
доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Правила доброты.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Диспут «Добро и зло - рядом».
- Чтобы творить добро, нужно знать, что есть зло. Какие у вас мысли на этот счет? Перед вами несколько утверждений. Согласны ли вы с ними?
• Зло противоречит добру.
• Зло - все, что губит душу человека.
• Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи.
• Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших и взрослые не заботятся о детях.
- К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами; предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью; тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.
- Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, как жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадание и сопутствует удача. Но может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».
Подведение итогов.
- Ребята, в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение:
Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря, и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь! Поделитесь своей добротой. Даром ни одно доброе дело не пропадёт.