Классный час «Моя семья — моё богатство» (5 класс)
Моисеева Н.А.
Классный час в 5 классе
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО»
Цель: воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям, формирование позитивного образа семьи.
Виды деятельности: фронтальный опрос, беседа, обсуждение, практика.
Основные задачи:
личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми;
метапредметные: формировать умение защищать свою точку зрения, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, творческую активность, речь, выполнять проблемные задания;
предметные: знать и характеризовать ценности и традиции семьи, приводить в качестве примера и объяснять нравственные качества членов семьи.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Содержание классного часа
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, сегодня мы поведем разговор о семье и взаимоотношениях в ней.
II. Актуализация знаний.
– Думаю, что вы уже знаете, что такое семья, для чего она нужна человеку. Почему семья так дорога человеку, что это за богатство? (Совместные игры, совместные ужины, разговоры, обсуждение, помощь, поддержка, забота, внимание…)
Речь пойдет сегодня о ценностях семьи и ее традициях.
III. Изучение новой темы.
– Что мы уже знаем о семье?
– Что такое семья? (Семья – это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой поддержкой.)
- Итак, людей в семье связывает родство и общее проживание, т. е. дом. У каждой семьи он неповторимый, а какой он у вас, попробуем представить.
Игра «Художник».
Учитель приглашает ученика к доске, тот выбирает себе напарника для работы. С закрытыми глазами ученик под руководством товарища на доске рисует дом: крыша, стены, окно, дверь и т. д.
Ребята обсуждают рисунок, приходят к пониманию, что в общем деле надо доверять друг другу, помогать…
Дома настоящие намного крепче, потому что важна слаженность и поддержка всех членов семьи.
Игра «Карандаш».
Члены семьи обычно чувствуют настроение друг друга даже без слов. Они должны уступать друг другу. Давайте посмотрим, как это получится у вас. Выбираем пару, которая берет карандаш и, придерживая его указательными пальцами правой руки, молча двигается по классу в течение двух минут. Посмотрим, сколько раз упадет у вас карандаш.
Чтобы карандаш не падал, нужны согласие и слаженность, как в любой семье.
IV. Фронтальная работа.
– Ребята, так какие важные качества необходимо проявлять в семье? (Доверие, помощь, согласие, забота, доброта, любовь и т. д.)
В каждой семье есть то, что особенно бережно храниться и передается из поколения в поколение. Такие семейные ценности отличают одну семью от другой, служат примером гордости и уважения к старшим поколениям.
– Что же хранится в вашей шкатулке или шкафу, какие ценности? (Альбом с фотографиями.)
Беседуя со своими родными, листая семейный альбом, можно построить родословное дерево. Подобные занятия оставляют в памяти приятные воспоминания.
В каждой семье приняты нормы, обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Это семейные традиции.
– Какие традиции существуют в семьях? (Праздновать праздники вместе (Новый год, Рождество, Пасху), собираться на воскресные ужины, раз в неделю проводить семейный совет, вести переписку с родственниками, совместно проводить досуг…)
V. Практическая работа.
– Передача семейных ценностей, соблюдение традиций – путь к единению семьи. Семья становится дружной. Но это происходит не само по себе.
Послушайте притчу «Как появилась дружная семья».
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.
– Каких? (Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба.)
Составление законов счастливой семьи.
– Наверно, семья счастлива тогда, когда в ней соблюдают традиции, законы дружной семьи.
– Предлагаю подумать, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый из вас.
Раздаточный материал.
Давайте выведем несколько законов, а начинать фразу будем со слова «я». Даю вам подсказку – опорные слова.
Забота и помощь (1) Я забочусь о своих родных и близких и помогаю им.
Уважение и внимание (2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь.
Любовь и понимание (3) Я люблю своих родных и понимаю их.
Доверие и советы (4) Я доверяю родным, честно обсуждаю проблемы и советуюсь с ними.
Радость и доброта (5) Я стараюсь приносить родным радость и быть добрым ко всем.
Грубость и огорчение (6) Я не грублю родным и не огорчаю их, всегда прошу прощения.
– Сложные законы? Нет. Но если выполнять их, в семье будут радость, счастье, понимание. Эти самые семейные ценности и есть главное богатство.
VI. Рефлексия.
– Разные семейные ценности можно найти в мудрых словах пословиц, помогите закончить пословицу:
Где любовь да совет, там и горя… (нет).
Лучший клад, когда в семье… (лад).
В гостях хорошо, а дома… (лучше).
В своём доме и стены… (помогают).
В семье разлад, так и дому… (не рад).
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
Итог. 15 мая отмечают Международный день семьи. И я бы хотела закончить нашу встречу гимном семьи, написанного по случаю празднования и в России Дня семьи любви и верности.
Звучит гимн семьи.