Классный час на тему: "Семь волшебных нот"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УБИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Семь волшебных нот»
Провела: преподаватель по классу фортепиано Пасичник М.М.
Тема: «Семь волшебных нот».
Дата проведения:
Цель: закрепить в игровой форме теоретические знания учащихся, активизация инициативы и творческих способностей детей через игровые моменты; расширение общего кругозора; приобщение к музыкальному искусству.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического вкуса;
- Развитие логического мышления и творческих способностей;
- Формирование навыков и знаний через игровую деятельность, формирование чувства коллективизма и здорового соперничество.
Ведущий: Добрый вечер!
Тема классного часа «Семь волшебных нот».
В течение нашего классного часа вы будете отвечать на мои вопросы и отгадывать загадки. Будьте внимательны!
Чтобы пьесы исполнять
Ноты нужно твердо знать
Выучи названья нот
И где каждая живет.
Ребята, как вы думаете, а кто изобрел ноты? Не знаете? Сейчас я вам расскажу.
Более 900 лет тому назад в итальянском городе Ареццо жил монах Гвидо. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного хора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного гимна, который был очень популярен в то время. Особенность этого гимна была в том, что каждая строка начиналась тоном (звуком) выше. Если кто-то из хористов начинал фальшивить, сам пел нужный звук. При этом четко произносил первый слог начального слога фразы: - Ут! – гремел голос Гвидо под сводами церкви. Мальчики, широко раскрыв рты, дружно подхватывали «Ут». За слогом «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля». Это первые слоги начала каждой строки гимна. Но вот что удивительно: эти слоги так и остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского языка означает «знак». Правда, слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот еще одну – «си» и получился мажорный лад. Этот лад - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А теперь назовите ноты по порядку. Правильно! Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии. Сначала было три линейки - красная, желтая, черная. Знаки – ноты были квадратные. Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К 17 веку появилась простая и доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане - на пяти линейках (видеофрагмент «Нотная грамота для самых маленьких»).
Есть у радуги семь красок
А у музыки семь нот
Только кто же без подсказок
Эти ноты разберет?
Будто капельки похожи
Различить мы их не можем
Вот что: ноты все украсим,
Словно радугу раскрасим.
И запомним сразу мы,
Где тут фа, а где тут ми.
Как запомнить название и порядок нот?
Например, чтобы запомнить порядок цветов радуги, мы проговариваем считалку. Каждый охотник желает знать где сидит фазан, и у нас получается, следующий порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
А чтобы запомнить порядок нот, можно выучить детскую считалку:
До ре ми фа
Соль ля си
Едет кошка на такси!
А котята прицепились
И бесплатно прокатились!
А еще есть стихотворение.
Слушайте внимательно и подсказывайте!
Звукоряд от «До» до «До»
Впереди всех нота «До»
А за нею на горе
Машет ручкой нота «Ре»
Третья нота из семи,
Безусловно, нота «Ми».
Нарисована графа
А под нею нота «Фа»
В огороде есть фасоль –
Здесь же в нотах
Только «соль»
Быстро пальцем шевеля
Поиграла ноту «ля»
У ребят у всех спроси,
Как закончить звукоряд? «Си»
Гамма вся, от «До» до «До».
Ноты мы повторили.
Музыкальная викторина.
Как называют пять линеек, на которых расположены ноты? (Нотный стан).
Какое произведение мамы исполняют своим детям перед сном? (Колыбельная). Звучит аудиофрагмент на примере «Колыбельная» из м/ф «Умка»
Какие ноты растут на грядках? (Фа-соль, по-ми-до-р).
Без какой ноты не может обойтись повар? (Без ноты «Соль»).
Как называется музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют? (Балет).
Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник).
Сколько струн у балалайки? (Три).
8. Какими ключами нельзя открыть входную дверь? (Скрипичным и басовым ключом).
2. Конкурс «Сказочные исполнители».
На каких инструментах играли известные сказочные музыканты-исполнители?
- Крокодил Гена. (На гармошке).
- Папа Карло. (На шарманке).
- Садко. (На гуслях).
- Кот Матроскин. (На гитаре).
3. «Музыкальная дуэль».
В «музыкальной дуэле» принимают участие равное количество игроков (смельчаков) от каждой команды. Их задача - назвать слова, в которых присутствует название хотя бы одной ноты. Побеждает тот, кто больше назовёт таких слов. Слова ребята называют по очереди. Тот, кто не смог назвать слово, выбывает из игры.
(Примерные ответы: подорожник, дорога, домра, подосиновик, доктор, дом); ремень, рельсы, серебро, ремень, ремесло, религия; мимоза, минута, мир, миф, помидор, мидия; факс, фагот, фары, фанфары, фанера, фанат; лягушка, поляна, слякоть, колядки, клякса, коляска; сито, сироп, сила, синева, косилка, сирень).
Ведущий: Хочется сказать всем учащимся большое спасибо за активную работу, вы большие молодцы! И закончить наш классный час «Семь волшебных нот» хочется следующими словами:
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой.
Снова звуков половодье
Захлестнуло нас вокруг
До свиданья, до свиданья,
До свиданья милый друг!
с. Убинское, 2024