Материал на проверке

Классный час на тему "Уголовный кодекс РФ: преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 18:11

Классный час на тему "Уголовный кодекс РФ: преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Цели и задачи:

- Познакомить учащихся с основами уголовного кодекса РФ.

- Объяснить, какие виды преступлений существуют и какие наказания могут быть применены.

- Рассмотреть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Ход урока

1. Введение (5 минут)

- Краткое введение в тему. Объяснить, что такое уголовный кодекс и зачем он нужен.

- Пояснить важность знаний о своих правах и ответственности.

Уголовный кодекс – это свод законов, который определяет, какие действия считаются преступлениями и какие наказания за них предусмотрены. Он нужен, чтобы защищать права граждан и поддерживать порядок в обществе. Знание своих прав и обязанностей помогает человеку не только избежать неприятностей, но и действовать законно и правильно.

2. Основные понятия (10 минут)

- Определение преступления. Разделение преступлений на проступки и тяжкие преступления.

- Уголовная ответственность: кто может нести ответственность, в каком возрасте начинается ответственность по закону.

Преступление – это незаконное действие, за которое предусмотрено наказание. Преступления делятся на проступки (менее тяжкие) и тяжкие преступления.

Уголовная ответственность наступает с определенного возраста. В России она начинается с 16 лет, но за особые преступления – с 14 лет.


3. Виды преступлений (15 минут)

- Обсуждение различных видов преступлений (например, кража, грабеж, убийство, административные правонарушения).

- Обратить внимание на статистику преступлений среди несовершеннолетних.


Виды преступлений

Существует множество видов преступлений. Например:

- Кража – тайное хищение имущества. Пример: кража велосипеда.

- Грабеж – открытое хищение имущества. Пример: ограбление магазина.

- Убийство – умышленное уничтожение жизни другого человека. Пример: убийство по мотивам зависти.

- Административные правонарушения – нарушения, за которые предусмотрены более лёгкие наказания, например, нарушение правил дорожного движения.


В ДНР за 2024 год статистика преступлений среди несовершеннолетних демонстрирует рост выше 15%, что вызвано рядом социальных факторов.

Социальные факторы, влияющие на совершение преступлений среди несовершеннолетних, могут быть разнообразными и взаимосвязанными. Вот некоторые из них:


1. Семейное окружение: Дети, выросшие в неблагополучных семьях, где есть проблемы с алкоголем, наркотиками или насилием, чаще совершают правонарушения.


2. Социально-экономический статус: Молодые люди из бедных семей могут быть более склонны к совершению преступлений в поисках денег или материальных благ.


3. Отсутствие родительского контроля: Несовершеннолетние, которые не получают должного внимания и контроля со стороны родителей или опекунов, могут принадлежать к негативным группам и быть вовлечены в преступную деятельность.


4. Влияние сверстников: Давление со стороны друзей и сверстников нередко толкает несовершеннолетних на совершение преступлений, чтобы вписаться в группу или доказать свою значимость.


5. Доступ к наркотикам и алкоголю: Легкий доступ к наркотическим веществам и алкогольным напиткам может повысить риск правонарушений среди молодежи.


6. Социальная изоляция: Несовершеннолетние, испытывающие проблемы с социализацией и имеющие мало друзей, могут искать приемлемость в группе преступников.


7. Образование: Низкий уровень образования или отсутствие интереса к учебной деятельности может привести к неосознанным действиям и преступлениям.


8. Пропаганда насилия: Влияние средств массовой информации, которые могут романтизировать насилие и преступность, также может сыграть роль.


9. Психологические проблемы: Некоторые несовершеннолетние могут совершать преступления под воздействием психологических расстройств, таких как депрессия или агрессия.


10. Кружки общения и интересов: Принадлежность к группам с негативной идеологией может способствовать разработке антисоциального поведения.


Эти факторы часто пересекаются и влияют друг на друга, создавая сложные условия, способствующие правонарушениям среди молодежи. Понимание этих факторов необходимо для разработки эффективных программ профилактики преступлений среди несовершеннолетних.

4. Наказания (15 минут)

- Округление по видам наказаний: штраф, арест, лишение свободы, исправительные работы и др.

- Рассмотреть, какие наказания применяются к несовершеннолетним, и как они отличаются от наказаний взрослых.


Виды наказаний

Наказания могут варьироваться:

- Штраф – денежное взыскание.

- Арест – временное ограничение свободы.

- Лишение свободы – отбывание наказания в исправительной колонии.

- Исправительные работы – выполнение работы на благо общества.


Для несовершеннолетних применяются более мягкие меры, такие как предупреждение и исправительные работы. Пример: совершивший проступок подросток может быть направлен в центр исправления. В отличие от взрослых, несовершеннолетние могут получать более легкие наказания за одно и то же преступление.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних (10 минут)

- Рассмотреть статьи УК РФ, касающиеся несовершеннолетних (например, ст. 20 УК РФ - "Возраст уголовной ответственности").

- Объяснить, что уголовная ответственность для несовершеннолетних начинается с 16 лет, но за некоторые преступления (например, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью) ответственность наступает с 14 лет.

Статьи УК РФ касающиеся несовершеннолетних

Например, статья 20 УК РФ:

"1. Уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. 2. Лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за преступления, указанные в Особенной части настоящего Кодекса."


Таким образом, уголовная ответственность для несовершеннолетних начинается с 16 лет, но за серьезные преступления – с 14 лет.

6. Обсуждение и вопросы (10 минут)

- Открытая дискуссия. Какие наказания учащиеся считают справедливыми? Почему?

- Ответы на вопросы, возникающие у учеников.

Игра «Проверь себя»

1. Кража (небольшая сумма) - уголовная ответственность (возможно, исправительные работы).

2. Грабеж - уголовная ответственность (лишение свободы возможно, но с учетом возраста – меньший срок).

3. Убийство (в случае суждения о непреднамеренном) - уголовная ответственность (от 14 лет).

4. Порча имущества - административная ответственность (штраф, возможно, возмещение убытков).

5. Избиение одноклассника - уголовная ответственность (по статье о причинении легкого вреда здоровью).

6. Нарушение правил дорожного движения - административная ответственность (штраф, предупреждение).

7. Употребление наркотиков - уголовная и административная ответственность (в зависимости от ситуации).

8. Хищение чужого имущества (например, из торговых точек) - уголовная ответственность.

9. Бродяжничество - административная ответственность (предупреждение или направление в специальные учреждения).

10. Участие в групповых убийствах или правонарушениях - уголовная ответственность (возможно, более строгая).

11. Хулиганство - административная или уголовная ответственность (зависит от степени и обстоятельств).

12. Нарушение общественного порядка (например, драка на улице) - административная ответственность.

13. Самовольное оставление места учебы - административная ответственность (возможно, предупреждение или дисциплинарные меры от образовательной организации).

14. Кампания по распространению ложной информации - уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

15. Участие в сектах или экстремистских группах - уголовная ответственность (в случае нарушений закона).

16. Совершение уголовных действий по поручению взрослого - возможно, уголовная ответственность, но в зависимости от обстоятельств.

7. Заключение (5 минут)

- Подвести итоги. Напомнить о том, что знание закона помогает избежать проблем и защитить свои права.

- Рекомендации по дальнейшему изучению темы и важность осознания последствий своих поступков.

Рекомендации по дальнейшему изучению темы

- Читайте Уголовный кодекс РФ самостоятельно.

- Изучайте статьи и материалы, касающиеся прав человека.

- Участвуйте в правовых кружках или клубах.

- Смотрите документальные фильмы о преступлениях и правосудии.

- Обсуждайте с взрослыми различные ситуации, касающиеся уголовной ответственности.

- Изучайте статистику преступлений, чтобы понимать их причины.

- Проводите встречи с юристами или представителями правоохранительных органов.

- Участвуйте в дебатах на темы права.

- Читайте книги о праве и уголовном кодексе.

- Слушайте подкасты о современных правовых вопросах.

Эти рекомендации помогут вам более глубоко понять тему и осознать важность своих поступков. Знание законов — это защита себя и своего будущего.

Дополнительные материалы:

- Распечатанные копии ключевых статей из УК РФ.

- Примеры реалистичных ситуаций, требующих обсуждения.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.