Классный час по теме «Все мы разные…»
Классный час по теме: «Все мы разные…»
Цели: формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения, воспитание терпеливости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся
Задачи:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении;
Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть в действительности;
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, терпимость к различиям между людьми;
- воспитывать культуру общения и взаимопонимание.
Ход занятия
Организационный момент
Вступительное слово учителя
- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем занятии «Все мы разные…».
Приветствие
- Давайте поприветствуем друг друга как это делают представители разных народов:
- приложить руку к сердцу (Индия);
- сложить руки в молитве и поклониться (Япония);
- пожать руку самому себе (Китай);
- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии (Великобритания);
- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии (Германия);
- крепкие объятия (славянский обычай);
- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык (Тибет);
- и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.
- Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)
- А что же вы пожелаете друг другу на наш классный час?
Выполняется упражнение «Приветствие-пожелание»
(Учащиеся становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят что-либо пожелать, и одновременно говорят пожелания на сегодняшний классный час. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Мяч должен побывать в руках у каждого ученика).
- Давайте попробуем определить цели нашего занятия: чем мы сегодня будем заниматься и для чего?
Узнать, что такое толерантность.
Выяснить, насколько я толерантный человек.
Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям.
Сегодня мы собрались в нашем классе для того, чтобы стать еще добрее и светлее, радостнее и позитивнее, благороднее и радушнее по отношению друг к другу; мы познакомимся с понятием «толерантность» и сделаем вывод о том, насколько толерантны мы уже сегодня.
Информационный блок
Слово учителя.
- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. 16 ноября – День Толерантности. Вы хотите узнать откуда пришло такое название?
2. Работа с наглядностью.
а) Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках (плакат на доске):
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.
б) Давайте попробуем составить «Портрет толерантного человека» (Какие качества присущи толерантному человеку?)
1.Терпение.
2. Доверие.
3.Умение не осуждать других.
4. Умение слушать.
5. Способность к сочувствию.
6. Чувство юмора.
7. Умение владеть собой.
8. Доброжелательность.
- Как вы понимаете каждое из этих качеств?
- Вы можете себя назвать толерантной личностью?
Практическая деятельность
- Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
(Дети отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах, подсчитывают количество баллов и читают вывод).
- Задумайтесь над ним.
Тест
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться (2 балла)
б) попробую обидеть его словом (1 балл)
в) подружусь с ним (3 балла)
2. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться (2 балла)
б) попробую обидеть его (1 балл)
в) постараюсь отвечать лучше (3 балла)
3. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться (2 балла)
б) посмеюсь, какой он неуклюжий (1 балл)
в) подружусь с ним (3 балла)
4. Если мой одноклассник имеет другую национальность, я
а) не буду с ним общаться (2 балла)
б) посмеюсь над ним (1 балл)
в) попрошу рассказать о его вере (3 балла)
5. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть (2 балла)
б) попробую обидеть его (1 балл)
в) попрошу объяснить, что он делает (3 балла)
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
- Давайте посмотрим одну китайскую притчу, которая называется «Ладная семья» (подготовили ее для нас Юля и Луиза)
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил: - И мира тоже.
- Согласны ли вы с тем, что любовь, прощение и терпение являются основой дружной семьи?
- Но каждая семья состоим из отдельных личностей и каждый человек в ответе за то, какими будут отношения в его семье. Давайте поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? (воспитание, характер, возраст)
- А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)
- А чтобы добиться этой цели, нам что нужно? (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)
- Т.е. обладать толерантностью и еще быть добрым, тогда все вместе мы будем счастливы!
- Кстати, насчет добра…
- Давайте посмотрим презентацию сказки «Теремок», подготовленную Настей и Дашей, надо заметить, что вся наша дружная семья принимала в ней участие.
Презентация сказки «Теремок» с элементами видео.
Физминутка
- Да, главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а будете отвечать, какой он: толерантный или нет. Если толерантный, то радостно хлопаете в ладоши, а если нет, топаете ногами.
1. Золотая рыбка
2. Баба-Яга
3. Красная Шапочка
4. Серый волк
5. Три поросенка
- А давайте посмотрим работу Дениса «Три поросенка (на новый лад)», в которой также отражена тема добра и зла.
Три поросенка (на новый лад)+презентация
Жили-были в лесу три хорошеньких поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. И страшный серый волк.
А может всё было наоборот?!
Как-то раз в одном лесу
Жили-были поросята,
Хулиганили ребята.
Вот идут они вдоль леса,
Избавляются от стресса.
Вот Ниф-Ниф цветы сорвал,
А потом их растоптал,
В белок ветками кидался.
Вот Наф-Наф мальчишкам-зайцам
Щелбанов навешал пальцем
И морковку отобрал.
А Нуф-Нуф лисиц-сестричек
Долго дёргал за косички.
Вот уже который год
Мучится лесной народ.
Волк пытался с ними говорить,
Убедить, что нельзя так себя вести:
«Ой, ребятушки, смотрите, доиграетесь с огнём!»
Решили звери их проучить, ушли все в другой лес.
Наступила зима. Скучно, холодно стало поросятам. Слепили они себе снеговиков, чтобы играть с ними и сами не заметили, как превратились в снеговиков.
Решили звери послать птиц, чтоб посмотреть как там поросята?
Увидев, что случилось, решили они вернуться в лес.
Отогрели поросят.
Вот с тех пор в лесу покой,
Не тревожит тут разбой.
Поросята присмирели,
Не хамят, не обижают,
А зверятам помогают.
Вот приблизился финал.
Не ищи за далью даль!
Этот лес ты ведь видал,
Эта сказка-то про школу.
И про нас в ней – вот мораль!
Подведение итогов. Рефлексия.
- Так давайте сделаем вывод о том, что же такое толерантность? Внимание на экран.
«Стихотворный монтаж» (результат нашей работы).
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем дружным наш мир!
- Давайте для обобщения всего вышесказанного вырастим дерево толерантности. (У меня на доске вырезанный из бумаги ствол дерева). У вас на столах листья. На них перечислены различные качества человека. Выберите те, которые помогают человеку в общении.
Доброта, хвастовство, терпение, грубость, зазнайство, сострадание, бестактность, ложь, понимание, уважение, зависть, честность, умение слушать и слышать, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, прощение. (11 листьев крепят на доску)
- Я думаю, что теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком. Благодарю, ребята, вас за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.
В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости, Во время есть и во время пить Во время делать гадости. А можно просто утром встав, Не помышляя о чуде, Рукой попробовать солнце достать И подарить его людям. | Дарите друг другу сердца и улыбки Прощайте обиды, чужие ошибки! Улыбка всесильна и стоит награды! Всего лишь улыбка – и вам будут рады! |
Рагулина Любовь Давыдовна
Юлия Алексеевна Мальцева
Колышкина Елена Владимировна