12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садовникова Лариса Петровна1329
учитель начальных классов
Россия, Чувашская респ., д.Сине-Кинчеры
Материал размещён в группе «В помощь классному руководителю »

Классный час на тему:«Хлеб наш насущный»

На столе в вазе – колоски.

Развесить плакаты:

«С заглавной буквы Хлеб зови!»

«Нет ничего дороже хлеба!»
«Хлеб всему голова»
«Хлеб – это жизнь»
«Берегите хлеб – богатство нашей страны.»
«Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб драгоценность – им не сори!
В столовой хлебом  не сори,
Сколько съешь столько бери!»

Выставка книг о хлебе.

Чаепитие.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

«Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина… Вслушайтесь в слово «страда».
Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, нет но хлебный фронт никогда не кончается.»

Звучит мелодия «Полюшко-поле». На сцену выходит ученик в русском костюме, вносит на полотенце хлеб.

Классный руководитель: Встаньте, люди! Теплый хлеб в человеческих руках, разве не чудо? Поклонись, человек, хлебу!

Учащиеся и гости встают и склонят головы. Учащиеся опускают хлеб на стол, все садятся.

Ведущий: Хлеб – независимый продукт. В нем имеются такие необходимые для организма химические элементы, как кальций, фосфор, железо. Он хорошо насыщает, легко переваривается. Один килограмм хлеба содержит 2000-2500 калорий, от него люди имеют половину необходимых углеводов, треть – белков, 50-60 процентов витаминов группы «В».
Допустим, каждый выбрасывает в день двадцать граммов хлеба (есть, правда, основания полагать эту цифру заниженной, но остановимся на ней). Двадцать граммов – это, в зависимости от вида, сорта хлеба пол – ломтика или  самое большое – ломтик. Вроде бы мелочь, но за год набирается 7 килограммов 800 граммов, или, к  примеру, круглым счетом пятнадцать батонов. Неправда ли, тут уже есть над чем задуматься? Мы так много выбрасываем хлеба, а как много людей голодали хронически и десятками тысяч умирали от голода и эпидемий во время неурожаев, которые возвращались все чаще и чаще.

Справка.

С 1981 года голодовки в царской России стали гигантскими по количеству жертв, а с 1987 года почти непрерывно следующими одна за другой.
Лев Толстой, бывший свидетелем голодного времени, в статье «О голоде» замечал: «Первое впечатление, отвечавшее в положительном смысле на вопрос о том, находится ли население в нынешнем году в особенно тяжелых условиях: употребляемый почти всеми хлеб с лебедой – с 1/3 и некоторых  1/2 лебеды, – хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый  и горький; хлеб этот едят все, – и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные…

И в наши дни огромное количество в мире людей голодает.

Справка.

Проведенное в 1996 году исследование в рамках ООН по проблеме питания на земном шаре дало ужасающие результаты: около 450 миллионов людей, прежде всего женщины и дети, постоянно находятся на грани голодной смерти. Несколько сотен миллионов людей недоедают.

При этом число страдающих от голода и плохого питания продолжает увеличиваться.
В Африке голодает 266 миллионов человек, из них 30 процентов – женщины, 26 процентов  – дети младше 14 лет.
По последним данным ООН, около 2/3 человечества – свыше 2 миллиардов 800 миллионов жителей нашей планеты! – живет на грани голода и недоедания.
Почти три миллиарда людей не хватает хлеба насущного! Задумаемся над этим вопиющим фактом в его свете оценим свое отношение к хлебу.

Хлеб! Какое краткое, но емкое слово!
– Хлеб! Он заключает в себе всю историю человеческую!
– Хлеб! Он символ богатства.
– Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени!

 

«Хлеб – соль», – говорят люди и желают добра.

«Хлеб – соль», – говорят люди и желают счастья.
– «Хлеб – соль», – говорят люди и желают мира.
– Как славят воинов победителей? – «Хлебом-солью».
– Как чествуют именитых граждан, дорогих гостей?

Хлебом-солью.
– На хлебе давались самые святые клятвы.
– Молодоженов на свадьбах обсыпали зернами пшеницы.
– Новорожденных клали в хлебную опару.
– С хлебом человек рождался с хлебом и жил.

 

Ведущий 1. Хлеб. Какая огромная, жизнеутверждающая сила заключена в этом простом, будничном слове. Он основа жизни.

Ведущий 2. Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих. Плод великого труда земледельца, и в зной и в ненастья взрастившего золотой колос с драгоценными зернами.

Ведущий 3. Насущным называют хлеб, т.е. совершенно необходимым для существования. В нем воплотились вековые чаяния народа, мечты о счастье: с  той мечтой жили, страдая от бесхлебья, многие поколения. Счастье, коли он есть. Каждый день. Вдоволь.
Ведущий 1.

Нет ничего дороже Хлеба.
Нет ничего дороже Хлеба.
С заглавной буквы Хлеб зови.

Звучит «9-я симфония Чайковского» 2-3 мин.
Выходит ведущий в русском костюме, вносит на полотенце хлеб и произносит слова:

«С детских лет запомни навсегда:
Хлеб – земля; Хлеб – воздух; Хлеб – вода».

Солнечное в нем живет светило, в нем живет душа родных полей, нежность доброй матери твоей. Жизнь от хлеба и от хлеба сила.
Народная мудрость говорит: «Хлеб – всему голова». Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь. Без всего можно прожить. Без хлеба нельзя. Он гениально изобретение человечества. Он всегда добр, даже в мире, в котором много зла.

В музее немецкого города Цюриха можно увидеть хлеб, выпеченный, как уверяют археологи, еще в каменном веке. Его нашли на дне осушенного озера, где он хранился затянутым илом без доступа воздуха 6 тысяч лет.

Трудно сказать, кто и когда догадался испечь первую в истории человечества пресную лепешку – прародительницу современного хлеба. Решительный шаг был сделан – хлеб начали печь на раскаленных камнях между глиняными дисками.

 

В глубь веков ведет нас история. У какой-то хозяйки однажды в тесто попали дрожжи. Велико было удивление, а вероятнее ужас человека, впервые увидевшего, как тесто забытое в горшке, стало подниматься, пузыриться, «дышать». Брошенное в огонь, такое тесто испеклось и превратилось в пышную, мягкую лепешку. Это было чудесное открытие. Историки считают, что кислое тесто впервые появилось у египтян, которые знали способ приготовления пива, а значит и процесс брожения.

Ведущий 1. Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире.
Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

Ведущий 2.

Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Мир – народам
Хлеб – голодным!
Бегут через годы
Слова по полотнам.
За мир!
Что не только на нашей земле.
За хлеб!
Чтоб не только на нашем столе.

 Ведущий 1. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется легендарная осьмушка гражданской войны или 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. Хлеб испеченный по жестким рецептам блокады – пищевая целлюлоза 10% хлопковый жмых – 10% обойная пыль – 2% вытряски из мучных мешков – 2% Кукурузная мука – 3% ржаная мука – 73% Ленинградский паек и сейчас храниться в музее истории Ленинграда. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. «…В тот день люди, обходя кладбище (Пискаревское.–Ред.),  непременно останавливались около одной могилы… У края могилы, среди цветов, лежал кусок хлеба – пол-ломтя от буханки простого черного хлеба… Этот кусок хлеба дочь положила на могилу матери. Рядом плакали пережившие блокаду женщины, плакали мужчины, прошедшие фронтами минувшей войны. И плакали рожденные после Победы, иные счастливые, не знавшие блокадного пайка…»

Справка.

С 20 октября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался в таком составе: муки ржаной – 63%, льняного жмыха – 4%, отрубей – 4%, овсяной муки – 8%, соевой муки – 4%, солодовой муки – 12%, муки из затхлого зерна – 5%. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов. Начался голод, от которого с ноября 1941-го по октябрь 1942 года погибло 641 803 человека.

Да, поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают ему цену.
Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови.

 

Преподносят хлеб – учащиеся – ведущие. Выходят 2 учащихся с рулоном бумаги и по очереди зачитывают текст клятвы, вместе со всеми повторяя слово «клянемся!»

Принимая самое святое – хлеб, торжественно клянемся:

Бережно относиться к хлебу; Клянемся!

Помнить, что брошенный кусок хлеба мог бы спасти чью – то жизнь во время войны; Клянемся!

не забывать, что люди, спасая хлеб, отдают самое дорогое – жизнь. Клянемся!

Верность этой клятве обещаем провести через всю жизнь! Клянемся!

Опубликовано в группе «В помощь классному руководителю »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.