12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Виктория66
Украина, ДНР, Амвросиевка

 

Министерство образования и науки ДНР

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №6

Амвросиевского района

Классный час

«Слава хлебу на столе»

Авторы: Струкова В. Э. учитель начальных классов

Высшая категория

Зайцева А. Ф. . учитель начальных классов

Высшая категория

2016г.

Цели:

Рассказать историю происхождения хлеба;

Раскрыть его значение для нашего народа;

Воспитывать патриотизм, бережливость,

Уважение к чужому труду;

Расширить кругозор обучающихся.

Аннотация.

 Данный классный час предназначен для учеников 3-их классов. Тема о хлебе всегда актуальна и  связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час.
Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном классном часе, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Оборудование.  Класс  украшен  колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими  рисунками,  на  большом  столе  мука,  хлебобулочные  изделия.                        

Учитель. ( 2 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие, которое пройдёт под девизом:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил!

С целью и маршрутом нашего путешествия мы сможем познакомиться, когда отгадаем загадки: (3 слайд)

Отгадать  легко  и  быстро:

Мягкий,  пышный  и  душистый.

Он  и  чёрный,  он  и  белый,

А  бывает  подгорелый. (Хлеб)

 Хлеб! Люди всегда говорят о нём с большим уважением, берут   его в руки трепетно и торжественно.  Сколько о нём   сказано добрых слов, сложено   стихотворений,  сколько спето песен. Хлеб - это и радость, и песня, и жизнь, смех матери, первые шаги ребёнка, человеческое счастье. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе, о бережном отношении к нему. А вот и наш маршрутный колосок и наши помощники. ( 4 слайд)

Берегите хлеб

Какого цвета хлеб

Чем пахнет хлеб

Обычаи и легенды

Народная мудрость

История хлеба

Откуда пришёл хлеб




 

Вырос  в  поле  дом,

Полон  дом  зерном,

Стены  позолочены,

Ставни  заколочены,

Ходит  дом  ходуном

На  столбе  золотом. (Колос) ( 5 слайд)

Выбегают колоски и водят хоровод, поют песню «Золотое зёрнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Мы – золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый – зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе – хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

1остановка-зёрнышко. «История хлеба…» (6 слайд)

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет. В России есть музей хлеба, который находится в Санкт – Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни .

Игра «Подбери синонимы». К слову ХЛЕБ подберите синонимы. (Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

2 остановка-зёрнышко. «Откуда пришёл хлеб» (7 слайд)

Ученик. В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Ученик. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель. «Колоски  в  снопы  вяжутся,  караваем в  печи оборачивается» - так  в  старину  говорили.  Тогда  машин  не было. Серпами  колосья  срезали, руками  снопы  вязали,  цепами  зерно  выколачивали.  Тех, кто  колосья  жал, жнеями звали. Рано жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера  спину  гнули. Нелегок труд хлебороба. Вырастить хлеб – святое дело.

Ученик:

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нет на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Учитель. Сколько  надо  вложить  труда     в  хлеб,  чтоб  он  оказался  на  столе.  

Снег  растает  в  поле  чистом,

Схлынет  талая  вода-

Побежит  за  трактористом

Ранним  утром  борозда.

              

Выйдут  сеялки  потом

Засевать  поля  зерном.

И  черны, как  из  печи,

Провожают  их  грачи.

                         

Чтобы  всходы  были  крепче,

Не  напала  злая  тля,

И  удобрит,  и  подлечит

Лётчик  с  воздуха  поля.

                 

Слышен  летом  до  заката

Гул  комбайнов  у  реки,

И  везут  на  элеватор

Урожай  грузовики.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Убран хлеб - и  тихо стало,

Мелют мельницы зерно.                          

Над  селом  дымки  плывут:

Пироги  в  домах  пекут!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

3 остановка-зёрнышко. «Обычаи и легенды» (8 слайд)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, обычаи.

Ученики:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель. « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

Главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб.

В  старину  пекли  хлеб  в  каждом  доме.  Пока  хозяйка   хлеб  не  выпечет,  

никто  об  обеде  не  думал:  хлеб  ждали.  На  печь  садиться,  пока там хлеб,  грешно  было:  хлеб  испортится

Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!» Готовый хлеб ставили на стол, прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.

Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб – праздничный и называли его – пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

4 остановка-зёрнышко. «Народная мудрость» (9 слайд)

Из  глубины  веков,  из  старинных  легенд,  из  сказов  народных  дошли  до  нас  такие слова:

                  КЛЯНУСЬ  ХЛЕБОМ  СВОИМ.

Не  каждый  человек,  который  давал обещание  или  клятву  другому  человеку, осмеливался  выбирать  именно  эти  слова,  чтобы  убедить  другого  поверить  ему.  Потому  что  поклясться  хлебом,  означало  поклясться  жизнью.

                               

ХЛЕБ-БАТЮШКА,  ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ,  ХЛЕБ - ВСЕМУ  ГОЛОВА.

Случалось,  настигала  человека  большая  беда:  загорался  от  молнии  дом.

Собирал  человек  свои  последние  силы:  «БЫЛ  БЫ  ХЛЕБ,  ХЛЕБОМ  

СПАСЁМСЯ»...  И  ставил  новую избу.  

Но  того,  кто  сам  хлеб  не  растил,  а  любил  за    чужой  счёт  поживиться,  народ  не  любил.  Такому  человеку  за  столом места  не  было.

НА  ЧУЖОЙ  КАРАВАЙ  РОТ  НЕ  РАЗЕВАЙ.

Русский народ сочинил множество пословиц о хлебе.

Работа с пословицами.

Вспомните пословицы, доскажите вторую часть.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно – без хлеба … (голодно)

Частушки о хлебе.

Мы  про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

        В кулачке у колоска

Зернышки – малышки,

В каждом зернышке – мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

        Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

5 остановка-зёрнышко. «Какого цвета хлеб» (10 слайд)

Учитель: Люди  разных  профессий  потрудились  над  урожаем,  это:  хлеборобы-механизаторы,  агрономы,  трактористы,  пекари,  кондитеры.

Ученики:                  

Вот  он,  хлебушко  душистый,

С  хрупкой  корочкой  витой.

Вот  он  тёплый,  золотистый,

Словно    солнцем  налитой.

       

Почему у  пирога

Зарумянились  бока?

Потому  что  в  поле  летом

Было  солнышком  согрето.

                     

Потому  что  днём  весенним,

Летним  днём, осенним  днём

Согреваем эту землю  

Мы любовью и  трудом.                            

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются  со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

--Какого цвета хлеб? ( Белый и черный.)

Почему один хлеб черный, другой – белый? (Из пшеничной и ржаной муки.)

6 остановка-зёрнышко. «Чем пахнет хлеб» (11 слайд)

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Каждый  ломтик  хлебушка

Пахнет  тёплым   небушком.

Свежий хлеб! Он пахнет небом!
Пахнет ранним ветерком,
Зернами, что стали хлебом,
Спелым-спелым колоском!

 

А еще, еще работой! 

Кто-то хлеб тот убирал,
На муку молол, а кто-то пек и продавал.
Без него любые блюда,
Кажется, не так вкусны.
На столе стоит как чудо
Свежий хлеб родной страны
.

Учитель. Богатая черноземом почва Донецкой области предоставляет широкие возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство области имеет в пользовании около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий. Основными видами производимой здесь сельскохозяйственной продукции являются озимая пшеница, подсолнечник, овощи.

Игра-хоровод «Праздник урожая»

В нашу школу  на  машине

Каравай  приехал  ныне,

В  круг  вставай  каравай,

Кого  хочешь ─ выбирай!

Каравай: Пекаря!

Он  не  грел  на  печке  бок─

Каравай  ребятам  пёк.

Пекарь,  с  нами  поиграй,

Кого  хочешь ─ выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не  молол  он  чепуху,

А  смолол  зерно  в  муку!

Мельник,  с  нами  поиграй,

Кого  хочешь ─ выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он  в  тенёчке  не  лежал,

А  хлеба  растил  и жал!

Хлебопашец, в  круг  вставай,

Кого  хочешь─  выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он  приехал  к  нам  с  дарами!

Тягачами,  тракторами!

А  награда ─ урожай!

Всех  на  праздник  приглашай!

Дети: Слава  урожаю  в  закромах!

Слава  караваю  на  столах!

Слава, слава дружным рукам

Слава  труженикам!

7 остановка-зёрнышко. «Береги хлеб!» ( 12 слайд)

Учитель. Тысячи  лет  существует  на  Земле  хлеб,  и  всё  это  время  люди  не  перестают  удивляться  ему  как  великому  чуду,  не  перестают  уважать  его и воздавать  ему  должное. Ещё в Древнем Египте  учителя в  школах  

учили  детей  бережному  отношению  к  хлебу. Если  падал  на  землю  кусок  хлеба,  ребёнок  должен  был  поднять  его  и  поцеловать. Такой  обычай  существует  и  в  наши дни  у  жителей  Средней  Азии,  Закавказья, России,  

Украины,  Белоруссии. Есть  поверье:  если  бросаешь  недоеденный  кусок,  значит,  где-то  твой близкий  голодает…  

Ученики:

Три  паренька  по  переулку,

Играя  будто  бы  в  футбол,

Туда ─ сюда  гоняли  булку

И  забивали  ею  гол.

       

Шёл  мимо  незнакомый  дядя,

Остановился  и  вздохнул,

И  на  ребят  почти  не  глядя,

К  той  булке  руку  протянул.

                       

Он  долго  пыль  с  неё  сдувал.

И  вдруг  спокойно  и  открыто

При  всех  её  поцеловал.

Вы  кто  такой?─  спросили  дети,

Забыв  на  время  про  футбол.

                   

 ─Я ─  пекарь!─ человек  ответил

И  с  булкой  медленно  ушёл.

И  это  слово  пахло  хлебом

И  той  особой  теплотой,

Которой  налиты  под  небом,

Моря  пшеницы  золотой.

Составление правил «Береги хлеб!" (13 слайд)

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

4.Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните  добрым  словом  

всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим  богатством  

вы  владеете  и  как  его  надо  беречь.

Учитель. Вот окончилось наше путешествие. Помните, ребята, в хлебе – душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните:  для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы  можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

Ученики:                                        

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург – народ.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все: Хлеб – всей жизни голова!

 

 

Почёт  и   честь  вам,  хлеборобы!

За  ваш  прекрасный  урожай,

За  то,  что  Родине  вы  дали,

Душистый  хлеба  каравай!

                   

  Слава  миру  на  земле!

  Слава  хлебу  на  столе!  

                   

                              

Литература.  

1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева,  С.А.  Шин

«Сценарии  школьных  праздников,  конкурсы,  викторины,  игры».

  Для  2  классов.

2.М.Ю.Женило

«Сценарии  праздников, конкурсы,  викторины,  игры  для  учащихся  4  классов».

4.В.Дацкевич

«От  зерна до  каравая».

5. «Розкажіть онуку» №27,№ 25 2003р.                                         

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.