12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исаева Галина Ивановна674
Россия, Ростовская обл., Азов

Классный час по профориентации «Как правильно выбирать профессию?»


Название: Как правильно выбирать профессию?

Форма: беседа-обзор о составляющих выбора профессии (формула «Хочу-могу-надо»)

Аудитория: ученики 9-х классов

Продолжительность: 40 мин

Цели:

- помочь выпускникам в выборе профессии

Задачи:

- познакомить с формулой выбора профессии «Хочу-могу-надо»

- научить пользоваться «Восьмиугольник» Е.А. Климова при составлении профессиональных планов

- дать основные понятия, используемые при выборе профессии

Сценарный план:

Типы профессий

Формула «Хочу-могу-надо» (профессиональная пригодность)

Факторы выбора профессии

Профориентационное упражнение «Желания и возможности»


Ход занятия

Для того чтобы выбрать профессию, прежде всего, необходимо определиться, в какой сфере находится эта профессия. В зависимости от предмета труда выделяют пять типов профессий.

Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

Предметом труда этого типа профессий является живая природа: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Профессии: зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа, геолог, ветеринар и т.д.

Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (механизмы, машины, материалы, виды энергии). Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы – пластмассы, ткани, пищевое сырьё, полуфабрикаты.

В профессиях этого типа помогают ориентироваться физика, химия, математика, черчение.

Профессии: инженер, конструктор, техник, слесарь, радиомеханик, пилот, электрик, архитектор и др.

Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

В этой области помогают ориетироваться такие предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Профессии: учитель, воспитатель, спортивный тренер, медицинский работник, сфера обслуживания, экскурсовод, юрист, специалист кадровой службы и др.

Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК» («ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»)

Люди этих профессий занимаются обработкой информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Профессии: программист, математик, экономист, бухгалтер, редактор, корректор, делопроизводитель и др.

Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.

Примеры профессий: актер, писатель, дизайнер, художник-оформитель, композитор, модельер, архитектор, скульптор, флорист, реставратор, гравер, ювелир, журналист, хореограф и др.


Для того чтобы понять, какую профессию выбрать, необходимо сначала оценить свою профессиональную пригодность. Что это такое?

Профессиональная пригодность – это наше здоровье, психофизиологические особенности нашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.

Профессиональная пригодность оценивается по следующей формуле (рисуется на доске):

t1683275618aa.gif

Итак, разберём всё по порядку.

ХОЧУ – это наши интересы, склонности, желания, мечты.

МОГУ – это наше психофизиологические возможности, здоровье, способности, уровень знаний.

НАДО – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Как вы видите, составляющие пересекаются между собой. При этом выбирать профессию, основываясь только на двух факторах, недостаточно:

- «ХОЧУ и МОГУ» в данном случае будет выступать в качестве хобби. Вы сможете удовлетворить своё «Я», но другим пользы от этого не будет.

- «ХОЧУ и НАДО» рискует остаться просто мечтой, поскольку, не имея ресурса к выполнению, мы так и не сможем достичь цели, поставленной в рамках этой пары.

- «МОГУ и НАДО» - это, конечно, замечательно. Но если дело не вызывает интереса, то каким бы востребованным оно не было, радости принесёт мало, придётся заставлять себя.

Идеальная профессия – эта та, которая будет находиться в зоне пересечения всех трёх зон. Таким образом, она должна быть:

а) интересна и привлекательна для вас;

б) соответствовать вашим способностям;

в) пользоваться спросом на рынке труда.

Конечно, со временем могут меняться все эти три составляющих, потому что жизнь не стоит на месте. Но, всё же, учитывая их к вопросу профессионального самоопределения можно подойти более серьёзно и обдуманно.


Семь этапов принятия решения о выборе профессии

1. Начните с составления списка подходящих профессий. Перечисленные профессии должны нравиться вам, должны быть вам интересны.

2. Составьте список своих требований к выбираемой профессии:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определите значимость каждого требования. Возможно, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями.

7. Определите основные практические шаги к успеху.

Важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение (профориентационная игра «Желания и возможности»). Разделите лист бумаги на три части. В первой колонке напишите «Хочу быть», во второй – «Могу стать», в третьей – «Надо делать». А теперь, хорошенько подумав, заполните колонки: кем бы вы хотели быть? Не важно, смогли бы или нет. Кем бы вы смогли быть, учитывая ваши способности? Кем вы смогли бы работать, потому что надо (зарабатывать и т.д.)?.

После этого проанализируйте свои ответы и подумайте, совпадает ли у вас желаемое с действительным?


Используемая литература:

Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 205 с. – (Психологический практикум)

Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д. : !Феникс», 2005. – 288 с. – (Библиотека выпускника)

Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.