Классный час по профориентации «Как правильно выбирать профессию?»
Классный час по профориентации «Как правильно выбирать профессию?»
Название: Как правильно выбирать профессию?
Форма: беседа-обзор о составляющих выбора профессии (формула «Хочу-могу-надо»)
Аудитория: ученики 9-х классов
Продолжительность: 40 мин
Цели:
- помочь выпускникам в выборе профессии
Задачи:
- познакомить с формулой выбора профессии «Хочу-могу-надо»
- научить пользоваться «Восьмиугольник» Е.А. Климова при составлении профессиональных планов
- дать основные понятия, используемые при выборе профессии
Сценарный план:
Типы профессий
Формула «Хочу-могу-надо» (профессиональная пригодность)
Факторы выбора профессии
Профориентационное упражнение «Желания и возможности»
Ход занятия
Для того чтобы выбрать профессию, прежде всего, необходимо определиться, в какой сфере находится эта профессия. В зависимости от предмета труда выделяют пять типов профессий.
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»
Предметом труда этого типа профессий является живая природа: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Профессии: зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа, геолог, ветеринар и т.д.
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (механизмы, машины, материалы, виды энергии). Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы – пластмассы, ткани, пищевое сырьё, полуфабрикаты.
В профессиях этого типа помогают ориентироваться физика, химия, математика, черчение.
Профессии: инженер, конструктор, техник, слесарь, радиомеханик, пилот, электрик, архитектор и др.
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.
В этой области помогают ориетироваться такие предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.
Профессии: учитель, воспитатель, спортивный тренер, медицинский работник, сфера обслуживания, экскурсовод, юрист, специалист кадровой службы и др.
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК» («ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»)
Люди этих профессий занимаются обработкой информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Профессии: программист, математик, экономист, бухгалтер, редактор, корректор, делопроизводитель и др.
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.
Примеры профессий: актер, писатель, дизайнер, художник-оформитель, композитор, модельер, архитектор, скульптор, флорист, реставратор, гравер, ювелир, журналист, хореограф и др.
Для того чтобы понять, какую профессию выбрать, необходимо сначала оценить свою профессиональную пригодность. Что это такое?
Профессиональная пригодность – это наше здоровье, психофизиологические особенности нашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.
Профессиональная пригодность оценивается по следующей формуле (рисуется на доске):
Итак, разберём всё по порядку.
ХОЧУ – это наши интересы, склонности, желания, мечты.
МОГУ – это наше психофизиологические возможности, здоровье, способности, уровень знаний.
НАДО – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Как вы видите, составляющие пересекаются между собой. При этом выбирать профессию, основываясь только на двух факторах, недостаточно:
- «ХОЧУ и МОГУ» в данном случае будет выступать в качестве хобби. Вы сможете удовлетворить своё «Я», но другим пользы от этого не будет.
- «ХОЧУ и НАДО» рискует остаться просто мечтой, поскольку, не имея ресурса к выполнению, мы так и не сможем достичь цели, поставленной в рамках этой пары.
- «МОГУ и НАДО» - это, конечно, замечательно. Но если дело не вызывает интереса, то каким бы востребованным оно не было, радости принесёт мало, придётся заставлять себя.
Идеальная профессия – эта та, которая будет находиться в зоне пересечения всех трёх зон. Таким образом, она должна быть:
а) интересна и привлекательна для вас;
б) соответствовать вашим способностям;
в) пользоваться спросом на рынке труда.
Конечно, со временем могут меняться все эти три составляющих, потому что жизнь не стоит на месте. Но, всё же, учитывая их к вопросу профессионального самоопределения можно подойти более серьёзно и обдуманно.
Семь этапов принятия решения о выборе профессии
1. Начните с составления списка подходящих профессий. Перечисленные профессии должны нравиться вам, должны быть вам интересны.
2. Составьте список своих требований к выбираемой профессии:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определите значимость каждого требования. Возможно, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями.
7. Определите основные практические шаги к успеху.
Важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение (профориентационная игра «Желания и возможности»). Разделите лист бумаги на три части. В первой колонке напишите «Хочу быть», во второй – «Могу стать», в третьей – «Надо делать». А теперь, хорошенько подумав, заполните колонки: кем бы вы хотели быть? Не важно, смогли бы или нет. Кем бы вы смогли быть, учитывая ваши способности? Кем вы смогли бы работать, потому что надо (зарабатывать и т.д.)?.
После этого проанализируйте свои ответы и подумайте, совпадает ли у вас желаемое с действительным?
Используемая литература:
Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 205 с. – (Психологический практикум)
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д. : !Феникс», 2005. – 288 с. – (Библиотека выпускника)
Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)