12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
И181
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
3

Классный час по теме: «Детство и юность Никанора Кузнецова»

Классный час по теме:

«Детство и юность Никанора Кузнецова»

Задачи:

Формирование у школьников, на примере биографических данных, понимания того, что человек сам создает свой характер в результате преодоления возникающих у него на пути трудностей.

Акцентирование внимания на том, что черты характера любого человека, сформировавшиеся в детстве и юности, наиболее ярко проявляются в критических ситуациях.

Актуализация знаний учащихся о Н.И. Кузнецове, стимулирование интереса к самостоятельному поиску информации и применение ими полученных знаний на практике.

Ход проведения:

1. Вступительное слово учителя.

Я считаю, что мало помнить о близких людях, которые приближали советский народ к победе, важно знать о героях-земляках, об их чертах характера, плодотворной деятельности, фактам героизма и самопожертвования « ради жизни на Земле».

( Ушло более 2 млн. уральцев, из которых около 600 тысяч не вернулись домой Истории большинства из них практически неизвестны.)

2. Вопросы к учащимся.

- Назовите героев-уральцев, которые смогли себя проявить в годы Великой Отечественной войны.

Ответы: Сержант Воробьев Степан Васильевич, участник обороны Брестской крепости; Филлип Афанасьевич Ершаков, командующий 22 Армии Уральского военного округа; Александр Петрович Силантьев, летчик – истребитель, Герой Советского Союза; Григорий Андреевич Речкалов, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Таким героем – уральцем является разведчик Николай Иванович Кузнецов (В 1931г. сменил имя Никанор на Николай).

Подумайте и постарайтесь ответить: каких людей называют разведчиками?

3.Беседа.

Разведчик – это гражданский или военный человек, который во время войны или в мирное время добывает ценные сведения о планах другой страны. Порой эти сведения добываются ценой большого риска и даже ценой жизни разведчика.

Я считаю, что изучение поступков героев военного времени, пример их бесстрашия, самопожертвования, безграничной преданной любви к своей Родине в данное время актуальны, особенно в свете происходящих событий на Украине. В трудную минуту для страны любой человек должен встать на ее защиту.

Кто может рассказать о Николае Ивановиче Кузнецове? Может, вы не обладаете всей информацией о жизни уральского разведчика, расскажете какой – то небольшой кусочек из его детства? Юности? Деятельности в тылу врага?

4. Рассказ учителя. Детство и юность Никанора Кузнецова с демонстрацией презентации.

Николай Иванович Кузнецов родился 14 (27) июля 1911 года в деревне Зырянка Пермской губернии (ныне Талицкий район Свердловской области) в семье, как он сам рассказал в 1928 году, зажиточных крестьян Ивана Павловича и Анны Петровны Кузнецовых. Третий ребенок в семье (и первый сын) при рождении был назван Никанором (сокращенно Ника). Старшие сестрыАгафья и Лидия, уже в шесть лет научили его читать и писать.

Никанор стал книголюбом. Надо сказать, что книг в семье было немного, но относились к ним с особой уважительностью, даже почтительностью.

Книги берегли, раскрывали с некоторой торжественностью и читали долгими зимними вечерами не спеша, так, что каждая перевернутая страница откладывалась в памяти мальчика глубоко и надолго. Иван Павлович любил все связывать с ратной историей русского народа, начиная от сказаний о былинных богатырях. И не случайно, по воспоминаниям родных, первым стихотворением, которое запомнил наизусть Ника Кузнецов, уже тогда поразивший их необыкновенной памятью, было « Смерть Сусанина» - героическая песнь патриота и революционера Кондратия Рылеева.

Из личного дела Н.И. Кузнецова известно, что уже в 1919 году, т.е. в возрасте семи-восьми лет он научился играть в шашки и шахматы, самостоятельно решал шахматные задачи.

В 1918 году Никанор пошел в школу в родной Зырянке. В школе он обнаружил способности к учебе и привлек внимание учителей своей опрятностью и необычным прилежанием. Учился он с большим интересом, никогда не пропускал занятий.

Осенью 1924 года отец отвез его в единственную в районе школу-семилетку в городе Талица. Фотографий этого периода жизни Никанора Кузнецова не сохранилось, зато остались воспоминания его учителей.

Вот, что написала о нем бывшая заведующая школой города Талица Анна Зиновьевна Снегирева: «Ника говорил, что в чтении книг придерживается строгой системы. Рассказал, что со второго класса ведет запись прочитанных книг. А с пятого – и характеристику героев. Говорил, что намечает план действий, что должен сделать в какой-то отрезок времени. Например, прочитать такие-то книги. Намеченное обязательно выполнит, пускай на это потребуется несколько месяцев или год».

Учитель математики В.М. Углов так отзывался о Никаноре: «Мне казалось, что он из семьи кадровых военных. Об этом говорила его выправка. Постоянная собранность – типичная черта Ники Кузнецова. Вот таким он и остался в моей памяти».

В личном деле Н.И. Кузнецова написано, что он «имел прекрасные успехи в математике, его чертежные работы шли на выставки».

Однако любимым предметом в школе для Никанора был немецкий язык, который он быстро усваивал благодаря своей прекрасной памяти и этим резко выделялся среди других учеников школы.

Не довольствуясь занятиями в классе, Кузнецов отдавал все свободное время загадочной для многих его товарищей дружбе с преподавателем по труду. Секрет объяснялся просто: учитель этот был из бывших военнопленных немцев, осевший на уральской земле, с ним Ника упражнялся в разговорной речи, набираясь, в частности, живых фраз и выражений.

Весьма примечательная, не столь уж часто встречающая у учеников черта характера: взявшись за что – либо, не довольствоваться тем, что дано тебе как бы само собой, активно изыскивать возможности для совершенствования и самому.

Николай был удивительно настойчивым, целеустремленным человеком. Однажды Нина Николаевна Автократова, учитель немецкого языка, сказала о значении языков: « Владимир Ильич Ленин писал, выступал на конгрессах Коминтерна на немецком, французском и английском языках. Читал по – польски и по – итальянски, понимал чешский и шведский. Знание многих языков позволило ему донести революционные мысли до разных народов на их родном языке и глубоко понимать жизнь этих народов. А учил языки он самостоятельно. Вот достойный пример, как надо учить иностранные языки».[ 2. С. 66]. И Кузнецов был с ней согласен, поэтому свое свободное время тратил на чтение, перевод и разговорный немецкий язык.

_ Сегодня некоторые дети покажут нам Они готовились, репетировали после уроков. Я думаю, что они достойно выступят, а мы поддержим их аплодисментами и будем внимательно смотреть и слушать.

В 1926 году Никанор Кузнецов успешно окончил школу-семилетку в Талице и поступил учиться на агрономическое отделение Тюменского сельскохозяйственного техникума. Но в связи со скоропостижной смертью отца от чахотки он вынужден был вернуться домой в родную Зырянку. Мальчик по – прежнему много и увлеченно читает. Круг литературных интересов уже вполне определился – он любит Горького, любит произведения, герои которых способны из патриотических чувств на подвиг и самопожертвование.

В 1927 году он поступил на первый курс Талицкого лесного техникума. В 1928 году пишет в Дирекцию письмо следующего содержания: «Прошу стипендиальную комиссию дать мне стипендию. Временными трудностями я доведен до такого состояния, что сейчас не имею ни одной копейки для существования. Так в дальнейшем продолжаться не может. От плохого питания и усиленного занятия чувствую ненормальности в легких. В дальнейшем без стипендии я буду вынужден продать всю одежду, купленную на заработок…». Стипендия ему была предоставлена.

В техникуме Никанор Кузнецов продолжал изучать немецкий язык. Обнаружив незаурядные лингвистические способности, овладел эсперанто, польским, коми, украинским языками. Он занимается стрелковым, лыжным спортом, баскетболом, участвует в художественной самодеятельности техникума. Веселый, общительный, он был душой коллектива. Студенты избрали его в профсоюзный комитет техникума.

Однако осенью 1929 года Никанор Кузнецов был исключен из комсомольской организации и с последнего курса техникума с формулировкой за «сокрытие своего кулацкого происхождения». Это было связано с тем, что при поступлении в техникум он якобы скрыл то, что его отец «при белых участвовал в выявлении большевистской части на селе», был кулаком. Протокол заседания комсомольской ячейки Талицкого лесного техникума хранится ныне в Центре документации общественных организаций Свердловской области.

Письмо Н. Кузнецова в Комиссию ВЛКСМ результата не принесло. Правда, руководство техникума пошло ему навстречу, выдав документ о завершении обучения.

С весны 1930 года начинается трудовая деятельность Никанора Кузнецова, связанная с такими городами, как Кудымкар, Свердловск, Москва. В 1931 году Никанор меняет имя на Николай и женится на Елене Чугаевой. Тогда же, видимо, он привлек к себе внимание сотрудников органов госбезопасности, с которыми начинает сотрудничать.

Летом 1932 года Николай Кузнецов поступает на заочное отделение Уральского индустриального института в Свердловске (ныне Уральский федеральный университет имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина).

В те годы на Уралмаше, как и на других предприятиях страны. Работало много иностранных инженеров, особенно немцев. Николай Иванович легко нашел с ними контакт и стал практиковаться в разговорном немецком языке с разными диалектами и наречиями в зависимости от местонахождения в Германии. Недаром сам гаулейтер Восточной Пруссии Эрих Кох после получасовой беседы с Николаем Кузнецовым не только не заподозрил, но без тени сомнения признал в нем … своего земляка – пруссака.

Инженер Н.И.Баранов вспоминает, что поинтересовался у Кузнецова, для чего ему нужно так глубоко изучать немецкий язык, на что Николай Иванович ответил: « Для современного культурного человека недостаточно знать только свою родную речь, только нравы и обычаи своего народа. Знать два языка - прожить две жизни».

Дальнейшая биография Н.И. Кузнецова не может быть точно прослежена из-за того, что его личное дело до сих пор находится под грифом «Секретно», официально – до 2025 г.

5. Рефлексия. Вопросы к учащимся:

- Когда и где родился Никанор? Сколько было сестер и братьев? Назовите. Какие увлечения были у мальчика? Какими чертами характера он выделялся среди других ребят?

- Где учился Никанор после школы? Назовите его увлечения. Почему Кузнецова исключили из учебного заведения? Где учится и работает Николай, находясь в Свердловске?



Опубликовано


Комментарии (2)

Варенцова Вера Анатольевна, 14.03.23 в 10:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный, патриотический, исторический материал, Ирина!
И, 27.03.23 в 16:04 0Ответить Пожаловаться
Вера Анатольевна, спасибо за положительный отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.