12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алферова Анна Юрьевна45
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Классный час «Все в наших руках. Законы экологии».

  1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проживем вместе урок. Именно «проживем», так как я надеюсь на ваше активное участие.

2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».

Так уж устроен человек, что он любит мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять… Какими бы ни были эти мечты, они неразрывно связаны с нашим общим домом – ведь все мы живем на маленькой голубой планете с таким родным именем – Земля.

ВИДЕОРОЛИК.

Мы с вами увидели два варианта будущего нашей планеты, а, значит, и нашего будущего. Как вы думаете, от чего или кого зависит наше будущее?

Верно, будущее нашей планеты зависит от людей, то есть от нас с вами, все в наших руках.

3. Интерактивная беседа.

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам. Единственное спасение – в экологической культуре. Тема нашего урока «Законы экологии».


 

Эпиграфом к уроку я выбрала слова.

Берегите эти Земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко.


 

            В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». А что это за наука?

Сообщение об экологии.

            Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

            В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя иначе, как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Природа живет по своим законам.

Но, наверное, они очень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их?

Давайте попробуем сформулировать эти законы.

1 группа.

Прочитайте текст, попробуйте сформулировать закон экологии, основываясь на этом примере.

Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но в лесу были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

-Какой же экологический урок дал старый рыбак молодому?

-О каком законе экологии идет речь? Сформулируйте его.


 


 

Примеры:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.


 

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

первый закон экологии: ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ. (на доску)


 

2 группа.

Прочитайте текст, попробуйте сформулировать второй закон экологии.

В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга. В них имеются механизмы, восстанавливающие равновесие при его нарушении. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

Ничто не исчезает бесследно, из одного вещества возникает другое.

-О каком законе экологии идет речь? Сформулируйте его.


 

ЗАКОН ВТОРОЙ – Всё должно куда-то деваться.

3 группа.

Прочитайте текст, попробуйте сформулировать третий закон экологии.

Человек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов. Человек начал сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы. Стал летать на самолетах, словно птицы. Все знают, что стрекоза способна зависать в воздухе, передвигаться в боковом направлении или резко подаваться назад. Причем все маневры она проделывает на большой скорости. Вертолеты, разработанные с учетом способностей стрекоз, могут совершать более крутые развороты и менее восприимчивы к порывам ветра, которые, к сожалению, еще бывают причиной аварий.

БИОНИКА- наука, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Биология + техника = Бионика.

Не кажется ли нам обидным перенимать у Природы ее инженерно - технические находки? Почему это происходит?

-О каком законе экологии идет речь? Сформулируйте его.


 

Нет, потому что в природе всё устроено разумно. Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее.

Третий закон экологии «Природа знает лучше».


 

Суть этого за­кона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или ве­ществом, как его можно использовать, это не значит, что дан­ное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «до­рос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.

4 группа.

Прочитайте текст, попробуйте сформулировать третий закон экологии.

Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом нам необходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова. При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. Это приводит к глобальному потеплению климата. Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность.

По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотни видов растений и животных. А гибель одного вида живых организмов приводит к гибели пяти видов, которые с ним связаны и скоро человек останется без пищи.

Человек создает прививки от многих болезней, но на место исчезнувшего вируса появляется новый, мощнее и страшнее предыдущего.

Человек придумал лифт в доме, машины, чтобы перевозить свое тело и как можно меньше двигаться, но это приводит к гиподинамии, ожирению, атеросклерозу.

-О каком законе экологии идет речь? Сформулируйте его.


 

«бесплатных обедов нет». За все надо платить.

Четвёртый закон «За всё надо платить» или «Ничто не даётся даром» Глобальная эко­логическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либо взять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!


 

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.


 

Физкультминутка.

Называю слова, если названное слово сочетается со словом экологический и есть такое словосочетание, то вы хлопаете в ладоши.

Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим».

А теперь мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим»

Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как, мячикам,. кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, «соперник» выбрасывает новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.

Примеры словосочетаний: Экологический    

туризм,

контроль,

маршрут,

продукт,

безопасность,

экспертиза,

ситуация,

катастрофа,

проблема,

политика,

наука,

организация,

опасность,

обстановка,

образование,

движение,

загрязнение,

грамотность.

культура.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять законы природы.

Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Сейчас мы проведем виртуальный экологический рейд


 

«Какие законы нарушены?»


 

Пример

Последствия

Закон экологии

1

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен?


 

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм.

 

Нарушены первый (Все связано со всем) и второй (все должно куда-то деваться) экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

2

Что – то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов..

Нарушение первого и второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, они перегниют, будут удобрением

3

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». Это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необычный червяк, выведенный калифорнийскими учеными! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. «Калифорниец»  удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит сам, а еще он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет.

-Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, какой закон нарушили?

Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

Тут выполняется второй закон – «Все должно куда-то деваться» Мусор не превращается в токсические отходы, а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

-А еще и третий закон выполняется – «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

4

Выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары, из болота вытекала речка, по берегам которой был лес. Но дачники решили избавиться от болота и решили его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?


 


 


 

Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

 

Нарушены первый (Все связано со всем) и четвертый закон природы –«Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

-Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки и комары, иначе будет засуха.


 

Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Работа в группах. «Обращение от имени природы»

Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают крупное экологическое равновесие в природе.

А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала нам, своим детям.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к ученым.

Третья группа к охотникам и рыбакам.

Четвертая группа обратится письмо ученикам нашей школы.


 

5. Заключительная беседа «Что можем сделать мы сейчас».

Все эти предложения замечательные, но не все их мы, в силу возраста и возможностей, можем реализовать, но кое-что мы все-таки можем сделать.

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

А что РЕАЛЬНО, сейчас, может ежедневно делать каждый из нас?

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:

-не мусорить,

-не ломать ветки,

-не разорять гнезда птиц,

-не разжигать костры в лесу и т.д.


 

Верно. А давайте посмотрим, что говорит об этом наша планета.

МУЛЬТФИЛЬМ.

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.


 

11. Заключительная беседа. «Убивай зверей внутри себя»

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко.(Учитель читает эпиграф).

-О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей.

-Что нужно беречь природу.

-Что нельзя убивать зверей.

-Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей.

-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня.

-Это все плохое, дикое, черное, что есть в человеке.

-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир , полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.


 

 Подведение итогов (рефлексия).

Подведение итогов (рефлексия)

Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.

- Я еще недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

- До культуры еще далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и соблюдать их легко, самое трудное - быть добрым.

Д/З. Нужно найти и записать в тетради как можно больше сочетаний с прилагательным «экологический».

Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим».

А теперь мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим»

Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как, мячикам,. кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, «соперник» выбрасывает новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.

Примеры словосочетаний:

Экологический     туризм, контроль, маршрут, продукт, товар. Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка. Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.

1.Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

2. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

3. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.

4. Потребность организмов в периодической смене определённой продолжительности дня и ночи.

5. Фактор, где идёт непосредственное воздействие человека на организмы или воздействия им через изменение среды обитания.

6. Граница выносливости, за пределами которой существование организма невозможно.

7. Приспособительное свойство многолетнего растения (в зимнее время), для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание надземных побегов у травянистых жизненных форм и опадение листьев у древесных и кустарниковых форм.

8. Факторы, когда живые организмы, взаимодействуют и влияют друг на друга.

9. Абиотические факторы среды, связанные с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.

10. Фактор, наиболее благоприятный для организма.

11. Факторы, взаимодействующие с организмом, как отдельные элементы среды.

12. Факторы неживой природы: климатические, почвенные, орографические (рельеф).

13. Регулируемая фотопериодизмом реакция организмов на изменение времени года.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.