Классный час «Почему нужно заниматься самообразованием?»

3
0
Материал опубликован 23 January 2019 в группе

Почему нужно заниматься самообразованием?

Цели:

-воспитание у учащихся ответственного и добросовестного отношения к самообразованию и формирование активной гражданской позиции и умения вести дискуссию;

- повышение статуса образования и способствование формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности.

Задачи:

-стимулировать обучающихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком; 

-развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости.

                                                  Сценарий классного часа

Ученье - свет, а неученье - тьма...

Из минувших веков до нас дошла масса крылатых выражений и поговорок об учении, которые мы привыкли считать непреложными истинами. Мы, взрослые, считаем, что сегодня образование важнее, чем когда-либо. Именно хорошее образование становится необходимым условием достойного выживания в современном информационном, стремительно развивающемся, глобальном мире.

А что думаете по этому поводу вы, современные школьники, девятиклассники?

Приглашаю вас принять участие в дискуссии «Почему нужно заниматься самообразованием?»

Мы попытаемся создать портрет образованного человека и попробуем приблизиться к этому образу. Как видите, работа предстоит серьезная.

Классный час пройдет в форме игры-дискуссии.

Правила дискуссии:

Каждый человек является участником дискуссии. Мы слушаем и слышим друг друга.

Каждый имеет возможность высказаться. Учитываются все мнения и предложения.

Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.

— Вы согласны с этими правилами? Хотите что-либо изменить? Добавить?

Для начала давайте попробуем дать определение понятию – «самообразование».

Учащиеся работают в группах. По истечению времени каждая группа озвучивает свое мнение.

Давайте посмотрим, что предлагает нам Большая Российская Энциклопедия: «Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и самообразование» (Д.Н. Ушаков).

«Комментарий в тему»

Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.

Альберт Эйнштейн

- Какова роль самообразования в жизни современного человека?

Попытаемся разобраться. Я буду предлагать вашему вниманию утверждения, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или дать ответ: «Не знаю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаньте, пожалуйста, около таблички со словом ДА. Если не согласны – встаньте рядом с табличкой НЕТ. Если вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, то ваш ответ – НЕ ЗНАЮ.

1 утверждение- «Самобразование нужно для общего развития»

Участники дискуссии делают выбор. Учитель благодарит всех за сделанный выбор, просит желающих высказаться, аргументировать свою позицию. В конце высказывания говорит о том, что, если кто-то в ходе дискуссии изменил свое мнение, он может перейти и встать на другую сторону.

«Комментарий в тему»

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. –

А. Дистервег

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. 

М. Булгаков

Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. 

Зиммель Георг



 

2 утверждение – «Самобразование дает больше шансов найти интересную, высокооплачиваемую работу».

3 утверждение – «Самобразование повышает шансы человека на успешную карьеру»

4. Какое образование россияне считают самым престижным и важным с точки зрения успешной карьеры?

Экономическое, финансовое, банковское, маркетинг, менеджмент -68,2 %

Компьютерные технологии, информационная безопасность - 58,9 %

Юридическое - 50,5 %

Лингвистическое (иностранные языки), филологическое - 33,5 %

Сфера обслуживания: туризм, гостиничный бизнес, пищевая промышленность - 32,7 %

Здравоохранение, медицина - 26,1 %

Строительство, архитектура - 25,4 %

Точные науки: физика, математика - 20,2 %

Машиностроение, технические специальности - 19,3 %

Психология, социология - 19,1 %

Журналистика - 18,3 %

Творческие профессии: актер, музыкант, художник - 17,6 %

Разведка и добыча полезных ископаемых - 17 %

Транспорт, связь - 15,7 %

Педагогическое - 12,2 %

Естественные науки: биология, химия - 11,9 %

Гуманитарное: история, философия - 11 %

Военное - 9,7 %

Затрудняюсь ответить - 6,2 %

Другое - 1,9 %


 

5 утверждение – «Самобразование влияет на круг друзей»

6 утверждение – «Самобразование влияет на продолжительность жизни и здоровье человека»

«Комментарий в тему»

До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ жизни и экология. Однако ученые пришли к выводу, что умные живут дольше и меньше болеют.

Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Американские учёные провели ряд исследований, показывающих, что образование напрямую связано с физической формой и состоянием здоровья человека. Особенно заметно это в области сердечно-сосудистых заболеваний.

На базе университета Манчестера под руководством профессора Тарани Чандола было обследовано 4311 человек, немногим старше 50 лет. Результаты показали, что даже люди, начинающие своё образование в зрелом возрасте, на 3% реже подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Недостаточно образованные люди в силу дороговизны качественного медицинского обслуживания зачастую не имеют возможности получать его в необходимом им объеме. А образ жизни и вредные привычки ухудшают и без того не идеальное здоровье.

Однако нельзя утверждать, что образ жизни является единственным фактором. Интересные результаты получены в университетском колледже Лондона. Под руководством профессора Эндрю Степто были проведены анализы крови у четырёх сотен британцев различного социального и экономического статуса в возрасте от 53 до 75 лет, которые показали, что у менее образованных людей короче теломеры (части ДНК на концах хромосом), а, следовательно, быстрее протекает процесс старения. Учёные объясняют это тем, что раннее старение мозга связано с меньшей нагрузкой малообразованных людей.

7 утверждение – «Самобразование влияет на создание семьи и на семейные отношения»

8 утверждение – «Самобразование способствует лучшей социальной адаптации»

9 утверждение – «Самобразование нужно человеку, чтобы он был полезен своему обществу».


 

Учитель

Мы закончили обсуждать с вами последнее утверждение, и подошли к логическому завершению. Мы непростой проделали путь. Для этого вам понадобилось умение слышать и понимать друг друга, вы проявили креативность и применили приобретенные ранее знания.

Последний этап нашей работы.

У вас на столах лежат фигурки человека. Возьмите по одной фигурке. И напишите на ней, как вы считает, нужно ли самобразование человеку? Отвечаем - Да или нет.

Те, из вас, кто ответил Да, напишите, что же самобразование дает человеку?

Те, из вас, кто ответил «Нет», напишите, почему сегодня в принципе можно прожить и без самобразования?

Далее, фигурки прикрепляем на доску.

А сейчас я хотела бы рассказать вам притчу.

Способы открыть сундук (Современная притча)

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

— Ты прав. Знания — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

Уважаемые участники дискуссии, в заключении я хотела бы обратиться к вам словами поэта: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания и самообразования.

Спасибо за работу

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.