Классный час на тему «Поговорим о дружбе и друзьях»
Тема «Поговорим о дружбе и друзьях».
Цель: раскрыть сущность нравственных отношений.
Задачи:
Учить детей видеть личность в себе и окружающих людях, ценить
дружеские отношения, друзей.
Развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать поступки, принимать решения.
На основе примеров литературы, устного творчества, кино, поэзии и жизненного опыта учащихся воспитывать бережное отношение к окружающим людям, друзьям, одноклассникам.
Оргмомент.
1. Н.М. – Здравствуйте, ребята.
Т.С. – Здравствуйте, уважаемые взрослые.
Ребята, мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о замечательном явлении в жизни человека. А сейчас посмотрите на слайд и послушайте песню. И вы обязательно догадаетесь, чему посвящён наш классный час. (прослушивание песни просмотр слайдов).
2. Знакомство с темой классного часа.
Сообщение темы классного часа.
Т.С. – Итак, о чём же мы будем говорить сегодня? Давайте прочитаем тему классного часа. Слайд – «Поговорим о дружбе и друзьях»
Итак, тема кл. часа: «Поговорим о дружбе и друзьях».
(чтение темы учащимися)
-А что такое дружба? (ответы учащихся)
В словаре современного русского языка даётся такое определение дружбы.
Слайд: Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности,
духовной близости, общности интересов.
3. Вступительное слово педагога.
Действительно, дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг, лучше чем кто – либо другой поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту, поддержит, окажет помощь. Подтверждают это и слова из стихотворения, которое вам прочитает Хохлов Володя.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Н.М. Ребята, говорить о дружбе и друзьях – значит говорить о всех нас. Мы
все хотим иметь настоящего друга и чтобы нас считали настоящими
верными друзьями.
Прожить на свете без друзей нельзя!
Дружба – это солнце, которое согревает нас.
Без тепла и света этого замечательного явления – дружба – жить на этой планете было бы куда беднее и скуднее.
А вот как предлагает дружить поэт Мазнин в своём стихотворении,
которое прочитает Ковалёв Евгений.
Давайте дружить.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с морем
Поля с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
II.Основная часть.
Беседа.
Т.С. Академик Д.С.Лихачёв в обращении к молодёжи писал:
«Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками.
Будь хорошим, честным, прямым и добрым товарищем.
Это запоминается на всю жизнь
Друзья создаются в юности. Помните это!»
- Ребята, вы учитесь в одном классе, а значит должны научиться дружить
именно в этом классном коллективе.
- А, вы, умеете дружить?
(ответы учащихся).
Н.М. – Дружить, беречь дружбу – это нужно уметь.
Это целая наука, которой нужно овладеть. И сегодня мы этому поучимся. Мы познакомимся с некоторыми правилами настоящей дружбы.
III. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Н.М. А теперь, ребята, давайте попробуем взглянуть на себя со стороны глазами дружбы.
1ситуация.
На школьной перемене.
Слава К. – Эй, Витька, у меня паста закончилась, дай мне ручку на урок.
Дима К. – Да, пошёл ты, свою надо иметь.
Прав ли Витя? Почему? ( ответы).
Н.М. Этим мальчикам нужно научиться общаться.
Слайд: Общение – это форма взаимодействия людей.
Что человеку необходимо для общения?
Прежде всего слово. Слово – это дорожка от сердца к сердцу».
О том, как осторожно нужно обращаться со словом высказывались мудрецы,
писали поэты.
- Когда ты хочешь, молвить слово,
Мой друг подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полёт.
Запомните первое правило настоящей дружбы. Слайд I правило: Будьте вежливы и общительны
Говорите только добрые слова.
2ситуация:
Т.С. К Коле пришёл друг Никита.
- Включай телевизор, наши играют!
- Не могу. На завтра ещё не подготовил историю.
- Кончай со своими уроками, пропустим I период.
- Извини меня, Никита, но не могу.
- Эх, ты, а ещё друг называется.
Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Коля?
Правильно. Дружба держится не на уступчивости, а именно на понимании. Надо всегда понимать другого. Тогда и вас будут понимать.
Запомните следующее правило:
Слайд – II правило: Умейте понимать друг друга.
Сценка.
Н.М.– На перемене Саша подбежал к Костику:
– Костя! Ты мой друг. Выручай. Я не выучил биологию. Скажи
учительнице, что и ты не выучил.
- Костя спешил и не успел сказать своё мнение, потому что прозвенел
звонок. Учительница вошла в класс и начала урок.
– С какой целью человек разводит кур?
Отвечать пойдёт Костя. (ответ Кости)
- Молодец!
– похвалила учительница.
А Саша прошептал: «Как тебе не стыдно!» и отвернулся.
Делим учащихся на 2 группы.
Н.М. I группе – Как вы оцениваете поведение Кости?
II группе – Как вы оцениваете поступок Саши?
(высказывание ребят) Нужно не завидовать друзьям, а радоваться их успехам.
А вот, что сказано в стихотворении А.Дементьева.
Слава Ах. «Друг познаётся в удаче,
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познаётся в удаче.
Если удача твоя,
Друга не радует – значит,
Друг твой лукав как змея
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
Друг познаётся в удаче Больше порой, чем в беде.
Слайд: Запомните ещё одно правило: III правило – Умейте радоваться успехам своих одноклассников и друзей
Конкурс пословиц.
1.С другом веселее при удаче, легче в беде.
2.Недруг поддакивает, а друг спорит.
3.Дружба – это стекло: разобьёшь не склеишь.
4.Человек без друзей, что дерево без корней.
5.Друг познаётся в беде.
6.Нет друга ищи, а нашёл береги.
7.Старый друг лучше новых двух. Дети комментируют пословицы.
8.Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты.
Н.М. – А сейчас, ребята, послушайте притчу и подумайте. Какая пословица подтверждает то, о чём в ней говорится (читает притчу).
Какая пословица объясняет эту притчу?
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- А почему мы этих друзей можем считать настоящими?
Какой же вывод можно сделать из услышанного?
Запомните четвёртое правило:
Слайд: IV правило – Не оставляйте друзей в беде.
Т.С. –Игра «Ромашка»
Нужно выбрать качества, которые необходимы для настоящей дружбы. Бескорыстие, справедливость, честность, доброта, вежливость,
верность, надёжность, чуткость, любознательность, искренность, отзывчивость.
Агрессивность, беспечность, равнодушие, скупость, навязчивость, ненадёжность, язвительность, неверность, злость, подлость.
(положительные качества прикрепляем на доску, а отрицательные – в корзину
Н.М. – Ребята, послушайте стихотворение, которое прочитает Алексей Ш.
И подумайте, к чему призывает его автор:
Слайд: Слеза.
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь
На щеке у него слёза
И обиды в душе огонь
Его боль раздели на двоих
Помоги ему, он твой друг.
Видишь шторм ледяной утих.
От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай
Пусть она его вместе с тобой
Поведёт в прекрасную даль.
- К чему же призывает автор этого стихотворения?
(Раздели с другом его обиды, горечи, боль).
Давайте вспомним сумел ли это сделать герой к/ф «Чучело»
(Просмотр отрывка из к/ф «Чучело»)
- Как поступил по отношению к главной героине Подросток, которого она считала своим лучшим другом?
(ответы учащихся).
Дружба не совместима с предательством.
Слайд: V правило- Берегите друзей. Не предавайте их.
ИТОГ. Игра «Мудрец».
Н.М. – Закройте глаза и представьте мысленно зелёный луг и большой
зелёный дуб на краю луга. Под дубом сидит мудрец, который
тебя внимательно выслушает. Мудрец был бы очень рад услышать от
вас о том, какие качества необходимы для настоящей дружбы, а
также поделиться правилами дружбы, о которых вы узнали сегодня
на классном часе.
(зачитывают правила)
Т.С. – Заключительное слово.
Ребята, впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем
жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены
добротой, взаимопониманием, бескорыстием.
Исполняется песня – «Иди дорогою добра».
Благодарим ребят за участие в классном часе.
Бескорыстие, справедливость, честность, доброта, вежливость,
верность, надёжность, чуткость, любознательность, искренность, отзывчивость.
Агрессивность, беспечность, равнодушие, скупость, навязчивость, ненадёжность, язвительность, неверность, злость, подлость.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты.
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна