12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Игоревна Братчикова10
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное общеобразовательное учреждение Центр образования

имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»

(МОУ ЦО «Открытие»)



















Методическая разработка классного часа:

«Приключенческая игра «Сохрани себя»
























Исполнитель: социальный педагог,

Елена Игоревна Братчикова,

г. Комсомольск – на -Амуре



«Приключенческая игра «Сохрани себя»


Цель: Информирование и просвещение подростков о проблемах, связанных с немедицинским употреблением наркотических веществ, формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

актуализировать знания о типах, видах наркотических средств, и их влиянии на организм;

проинформировать участников о негативных последствиях употребления наркотиков;

осознать важность семьи как ценности;

сформировать знания об ответственности за незаконный оборот и хранение наркотических средств;

отработать навыки отказа от просьб и уговоров.

Оборудование: Список психоактивных и наркотических веществ (приложение 1); маркеры, доска, мел, листы бумаги/ватмана, ручки, сумка, "наркотик" (шприц с жидкостью, пакетик с порошком; таблетки); атрибуты полицейского; пачка от сигарет стулья; стакан сока, карточки жизненных ориентиров (приложение 2).

Пояснения: Во время прохождения приключенческой игры участники проходят шесть локаций: «Школа», «Школьный двор», «Дом», «Сумка», «Театр», «Клуб». На каждой локации участники выполняют задание, за удачное выполнение которого, они получают карточки с жизненными ориентирами. В начале приключенческой игры, а потом после каждого выполненного задания участникам дается лист-путеводитель, с дальнейшими указаниями. В конце приключенческой игры у команды должны быть собраны все жизненные ориентиры.

Начало и конец приключенческой игры проходят в локации «Городская площадь».


Ход игры:

Начало: Ведущий рассказывает участникам игровую ситуацию, сюжет, на котором построена приключенческая игра.

Город, в котором Вы живете, захлестнула эпидемия наркомании. С каждым днём всё больше человек становятся её жертвами. Ваш путь начинается здесь - на Городской площади. Ваша задача - узнать как можно больше об этой проблеме и найти ориентиры, которые помогут Вам держаться верного пути. Удачи!

Команде выдается маршрутный лист.

Утро, Вам пора в школу! Сегодня у Вас экзамен по химии, Вы готовы? (необходимо указать, где находится локация "Школа" (например кабинет N° 000).


Задание в локации «Школа»

Цель: Актуализировать знания подростков о типах и видах наркотических веществ. Оборудование: Список психоактивных и наркотических веществ (приложение 1),

доска, мел, карточки бонусов «Знания».

Ход упражнения: Участникам выдается список психоактивных и наркотических веществ. Задача - распределить наркотические и психоактивные вещества по их типам. Когда участники выполнили задание, ведущий проверяет верность выполнения, указывает наличие ошибок (если имеются), а также зачитывает последствия употребления этих веществ. После выдается карточка с жизненным ориентиром «Знания», и следующий маршрутный лист.

Ура! Экзамен сдан. Теперь можно пойти в школьный двор (указать место) и посмотреть чем там занимаются другие ученики. Вы пришли на школьный двор и видите, что тут сформировались группы по увлечениям. Ребята гоняют мяч и подтягиваются на турнике, а девочки занимаются гимнастикой. Но вот Вы замечаете группу подростков, которая, оглядываясь, уходит на «замороженную стройку»….


Задание локации «Школьный двор»

Групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от употребления наркотиков».

Цель: Выявление потерь от употребления наркотиков, осознание подростками негативных последствий применения наркотических средств.

Оборудование: Лист бумаги/ватмана, фломастеры/ручки, карточка жизненного ориентира «Хобби».

Ход упражнения:

1. Участникам предлагается составить список приобретений и потерь, произошедших в связи с употреблением наркотиков.

2. После составления списка, участникам предлагается подумать, какими альтернативными безопасными увлечениями можно приобрести то же самое, но ничего не потеряв. Чем больше альтернативных хобби, тем лучше.

В помощь ведущему:

Примеры «бонусов» при употреблении наркотиков:

- снимает барьеры в общении;

- удовлетворяет любопытство;

- снимает напряжение и тревожность, помогает бороться со стрессом;

- стимулирует активность;

- позволяет следовать принятой традиции:

- дает новый опыт;

- уважение некоторой социальной группы;

- новые знакомства друзья.

В конце упражнения команда получает жизненный ориентир «Хобби» и следующий маршрутный лист.

Учебный день закончился, теперь можно пойти домой (указать место).


Задание локации «Дом – Семья»

Цель: Почувствовать важный вклад семьи в жизнь каждого участника, помочь подросткам отследить свой личностный рост и почувствовать уверенность в своих силах на жизненном пути.

Оборудование: столы и стулья, полоски разноцветной двусторонней бумаги, клей.

Ход упражнения:

1. На маленьких полосках цветной бумаги каждый участник пишет, за что он благодарен семье, кому хочет сказать спасибо.

2. Каждый участник скрепляет свои получившиеся записки в виде гирлянды и забирает с собой.

В конце упражнения команда получает жизненный ориентир "Семья" и следующий маршрутный лист.

Ваш друг N забыл у вас дома свою сумку. Сказал, что скоро заберет и попросил сумку не трогать. Через несколько дней вы узнаете, что y N возникли какие-то проблемы с правоохранительными органами. Вы, сами не зная почему, решаете заглянуть в сумку... Сумка находится (указать место)

Локация «Сумка» (Провокация).

Цель: Проверить знания подростков об административно-правовой ответственности за незаконный оборот наркотиков.

Оборудование: Сумка с мелкими вещами, шприцом, наполненным неизвестной жидкостью, пакетиком с белым порошком и пачкой сигарет, атрибуты полицейского.

Задание проходит в два этапа.

1 этап. Команда участников должна найти сумку, осмотреть её и найти там «подозрительные предметы» (например: шприц с жидкостью, белый порошок в пакетике, таблетки).

Ведущий задает вопросы: Что вы будете делать со своей находкой? Положите обратно? Отдадите другу? Выкинете или оставите себе? Или же отнесете в полицию? (Полицейский участок находится (указать место)).

Верным выходом из ситуации считается, обратиться в полицейский участок и привести полицейского (переход на второй этап упражнения).

Если команда решает обратиться в полицию, следует им дать маршрутный лист:

Полицейский участок находится (указать место). Вам необходимо сообщить о месте нахождения сумки и привести полицейского в эту локацию.

Если участники выбирают другие варианты (положить в сумку, оставить или выкинуть, сообщить родителям), то команда проигрывает. Участники возвращаются на место старта («Городская площадь») и ведущий объясняет причину проигрыша и как следовало поступить.

2 этап: Ведущий (он же полицейский) приходит к участникам.

- Добрый день! Что случилось?

Участники рассказывают о том, что друг оставил сумку дома, а в ней нашли наркотические вещества.

Ведущий берет шприц, смотрит, и говорит «Хм, здесь определенно раствор какого-то наркотика». Чтобы начать нашу беседу, мне нужен помощник. Может кто-нибудь взять и отнести этот шприц в другой конец комнаты?

Кто-то из группы берет шприц и несет в другой конец.

Ведущий спрашивает: Держите? Не уроните? Хорошо держите?

На ответ «ДА». Отлично! Незаконное хранение без цели свита наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Статья 228 УК РФ. Ну, ладно, несите сюда и отдайте кому-нибудь.

Как только участник начинает движение полицейский произносит: - Еле несколько лет прибавим! Транспортировка наркотических веществ.

Когда участник передает шприц другому участнику: - А вот за сбыт наркотических средств можно получить до 7 лет лишения свободы.

- А так как Вас около двадцати человек, то за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, Вы наказываетесь лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

- Ладно, теперь нам пора начать нашу беседу. Можете теперь выкинуть всё это.

(Если участники снова взяли и пошли выкидывать «наркотики») - Ну вот опять попались! Я ведь говорил(а), что за сбыт - статья и срок на три года!

(Если участники не стали брать ПАВ, то нужно похвалить за хорошо освоенный урок).

- Любые действия с наркотиками в нашей стране являются административно или уголовно наказуемыми, будь то:

- хранение,

- транспортировка,

- продажа,

- потребление,

- организация потребления,

- изготовление.

Ведущий: Во время этого упражнения я пытался (-ась) погрузить Вас в ситуацию, в которой некоторый друг N может «подставить» Вас, оставив сумку с наркотиками в вашем доме. Мы думаем, что всегда контролируем ситуацию, и никто не заставит нас нарушить закон и нанести вред себе самому. НО! Там, где есть наркотики - там нет места человеческим отношениям, там всегда «подставы». А «подстава» - это или способ манипулирования (тебя могут попросить передать наркотики или припрятать на пару дней, а потом шантажировать) или прямое сваливание вины (например, если во время полицейской облавы ты окажешься рядом с наркоманами). Так что же делать? Не общаться с теми, кто употребляет наркотики, не вступать с ними ни в какие отношения, даже просто приятельские.

Но раз Вы сами обратились в полицию, то Институт добровольной сдачи наркотических средств и психотропных веществ (примеч. к ст. 228 УК РФ), как и институт добровольного отказа от дальнейшего продолжения преступной деятельности в виде сбыта наркотиков, окажет вам содействие. Его деятельность направлена на прекращение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Более того, стимулирование сдачи наркотиков направлено не только на само обнаружение виновного, но и на исключение его уголовного преследования, о чем важно помнить как стороне защиты, так и стороне обвинения.

Если Вы знаете о торговле наркотическими средствами, необходимо сообщить об этом по телефону доверия Регионального Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю 325-555.

В конце упражнения даётся бонус «Ответственность» и маршрутный лист.

t1669347286aa.jpg

Задание локации «Театр»


Игра «Марионетки»

Цель: Определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Оборудование: 10-15 стульев.

1. Все участники разбиваются по парам.

2. Один участник играет роль кукловода - он должен полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а другой участник играет роль куклы...

3. Для каждой пары расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метров. Цель «кукловода»- перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делает «кукловод»

4. После этого участники меняются ролями и проигрывают еще раз. После завершения игры происходит обсуждение. Игравшим предлагается ответить на вопросы:

- Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

- Хотелось ли Вам сделать что-либо самому?

В конце упражнения даётся бонус «Независимость» и маршрутный лист.


Скоро начинается дискотека! Спешите! Клуб (указать место)


Задание локации «Клуб»

Ролевая игра «Ночной клуб»

Цель: отработать навыки отказа от употребления наркотических средств.

Оборудование: стакан сока

1. Группа делится на роли: компания из трех человек, участник, и зритель.

2. Каждому отдельно даются задания. Задания необходимо озвучивать отдельно, чтобы остальные участники их не слышали.

Компания из трех человек: Вы втроем будете предлагать наркотик вашему другу/подруге. Сначала Вы будете его уговаривать, потом хвалить за то, что он отказывается. И, наконец, Вы предложите ему за стойкость и волю к здоровому образу жизни выпить сок за Ваш счет.

Примерные реплики:

- Ну, че, что-то скучновато стало?

- Может, вмажемся по-быстрому?

- Да ты чего, ты знаешь, какой улёт? Мы же тебе бесплатно предлагаем!

- Да ладно тебе, это как витамины! Сразу станешь бодрым и веселым. Ничего страшного!

- Здоровый образ жизни ведешь?

- Да, ты молодец! Спортом, видать, занимаешься, лыжи и плавание. Может, фигурное катание, а?

- Ну, ты, правда, молодец. На тебе сок за наш счет. Будь здоров, пей напитки для здоровья! (протяните ему стакан с соком и дождитесь его реакции).

- Да ладно, сок то выпей!

Одинокому участнику: Ваши трое знакомых будут предлагать Вам попробовать наркотик. Ваша задача, используя свой опыт и аргументы, любыми способами отказаться.

Для зрителей: Издалека наблюдаете, как Вашему знакомому предлагают наркотики, а он(а) отказывается. Когда ей (ему) предложат выпить сок, кто-нибудь должен подойти к нему (к ней) и предупредить «Нет, не бери у них ничего! Я видела, как туда что-то подмешали! Не слушай их, давай уйдем отсюда».

3. Участники после прослушивания задания проигрывают ролевую игру.

Анализ. После каждого вопроса давайте время на ответ.

Сначала спросите у активного участника:

- Сложно ли отказываться, когда уговаривают сразу несколько человек?

- Что ты чувствовал, когда на тебя «давили»?

- Что почувствовал, когда престали уговаривать?

- Когда стали хвалить?

- Что ты почувствовал, когда за тебя заступился и помог другой человек?

В конце упражнения участникам выдается жизненный ориентир «Друзья» и маршрутный лист:

Вы успешно прошли приключенческую игру! Вернитесь на городскую площадь.


Анализ приключенческой игры (рефлексия):


Вопросы ведущего: Какие станции понравились? Что нового узнали? Чего, как вам показалось, не хватило? Что Вы уже знали? Что было легко, а что сложно?

В заключении необходимо раздать участникам анкеты (приложение 3) для повторного заполнения. Полученный результат необходимо сравнить с результатами, полученными на первом занятии и проанализировать. В случае, если участники продемонстрируют пробелы в знаниях, рекомендуется провести дополнительные лекции совместно с сотрудниками медицинских и правоохранительных учреждений





Приложение 1


Список психоактивных веществ

ПАВ

ТИПЫ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Гашиш

Конопля

Психическая зависимость формируется в результате долгого употребления.

Сигареты

Никотин

Быстрое развитие зависимости от табака связано с тем, что никотин очень быстро разрушается в организме. Примерно 50% за 2 часа. Концентрация дофамина и эндорфинов меняется, поэтому приходится делать ещё один перекус. Настоящий синдром отмены проявляется уже через 3-4 часа и достигает пика 1-2 сутоук.

Разрешены: чай, кофе.

Запрещены:

Экстази.

Стимулянты

Опыты на животных показали, что даже при недолговременном употреблении, «экстази» убивает клетки мозга, вырабатывающие серотонин – вещество, с помощью которого мозг контролирует перепады настроения.

Барбитураты

Депрессанты

Переход от злоупотребления к зависимости обычно происходит незаметно для самого наркотизирующегося. Симптоматика заболевания развёртывается в очень сжатые сроки. Одним из важных признаков сформированной зависимости является приём снотворных препаратов в дневные часы. Хотя больные нередко не отдают себе в этом отчёт и считают, что дневной приём снотворных их только «успокаивает», это может служить важным дифференциально – диагностическим признаком формирующегося заболевания.

ЛСД

Галлюцинагены

Высокая степень толерантности к ЛСД развивается и исчезает быстро. Если у пациента имеется толерантность к одному из этих препаратов, то существует перекрестная толерантность и к другим. Психическая зависимость сильно варьируется, но обычно неинтенсивна, нет доказательств наличия физической зависимости при внезапной отмене препаратов.

Клей, бензин

Летучие ингалянты

При длительном употреблении летучих веществ наркотического действия (ЛВНД) в результате постоянной «подпитки» организма ядовитыми веществами довольно быстро развиваются осложнения. Результат – изменения характера, отставание в психическом развитии, снижение иммунитета. Длительное употребление ведёт к инвалидности. ЛВНД в основном употребляют подростки младшего и старшего возраста.

Героин

Опиаты

Действие наркотика продолжается в течение 6-12 часов. Обязательный компонент опийной наркомании – появление физической зависимости. Если употребление опиатов уже вошло в систему (стало периодичным, с определёнными интервалами между приёмами наркотика), то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром.

Амфетамин

Психостимуляторы

Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика.



Приложение 2

t1669347286ab.jpg

Приложение 3

Анкета для подростков

1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?

а) не пить,

б) не курить,

в) заниматься спортом,


г) не употреблять наркотики,

д) полноценно питаться,

е) быть в гармонии с собой и окружающими;

2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

а) да,

б) частично,

в) эта проблема меня пока не волнует,

г) нет;

3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?

а) да,

б) нет;

4. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы..

а) немедленно прекратили бы с ним (с ней) отношения,

б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;

в) постарались бы помочь излечиться;

г) попросили бы дать попробовать.

5. Вы сами пробовали наркотики? Какие?

6. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?

7. Выберите ответ на утверждение: «Наркотик стоит попробовать»

а) чтобы придать себе смелость и

уверенность;

б) чтобы легче общаться с другими

людьми;

в) чтобы испытать чувство

эйфории;

г) из любопытства; д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;

е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;

ж) не стоит пробовать в любом случае.

8. Согласны ли Вы с утверждением: «Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия»

а) да,

б) нет;

9. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?

а) да,

б) нет;

10. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?

а) да,

б) нет;

11. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:

а) да,

б) нет;

в) если есть сила воли, то да.

12. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:

а) да,

б) нет.

13. Закончите фразу: «Если бросать, то лучше бросать»:

а) постепенно,

б) сразу,

в) бросить невозможно.

14. Согласны ли Вы с утверждением: «В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества»

а) да,

б) нет.

15. За незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ предусмотрено:

a) штраф 500 рублей,

б) лишние свободы до 3 лет,

в) исправительные работы до двух лет,

г) лишение свободы от 5 лет.

16. Из списка выделите только наркотические средства.

а) гашиш,

б) сигареты,

в) кофе,

г)экстази,

д) ЛСД,

е) героин.

ж) клей,

з) кокаин,

и) амфетамин,

к) барбитураты.

м) конопля.

17. Как правильно отказаться от настойчивого предложения?

а) придумать уважительную причину и вступить в дискуссию;

б) сказать сразу НЕТ и повторять без объяснения причин;

в) начать грубить, хамить, унижать собеседника;

г) сказать НЕТ и отказаться от дальнейшего разговора.






Братчикова Елена Игоревна,

социальный педагог,

centr.otkrytie@mail.ru
8 (4217)52-71-52

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.