Классный час «Село моё родное»
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне НОО являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Одним из источников нравственности является патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству. С самого рождения ребёнок должен воспитываться в любви к своей земле. Это надо делать доступными по возрасту способами. Считаю, что возраст третьеклассников - это самая благодатная почва для подачи первых научных сведений. Предлагаемый классный час даёт возможность детям получить информацию о родном селе из разных источников.
Работа построена так, что учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что соответствует принципу системно-деятельностного подхода.
Классный час в 3 классе «Село моё родное».
Цель: знакомство с историей села.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: уважительно относятся к населенному пункту, истории, культуре; осознают ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем; испытывают гордость за свою малую родину; сотрудничают со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, самостоятельно находят несколько способов решения учебной задачи; действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные УУД: осуществляют поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; строят сообщения в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД: строят сообщения в соответствии с учебной задачей; умеют договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре), а также во фронтальной деятельности под руководством учителя.
Предметные: используют естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений; находят факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличают исторические факты от вымыслов; находят место изученных событий на «ленте времени»; устанавливают связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.
Оборудование; рабочие карточки; карта Удмуртской Республики и Увинского района, план села Ува-Тукля; выставка книг писателя-краеведа А.И. Пудова; лента времени; музыка Г. Корепанова Ария Наталь из оперы «Наталь» (начало); фотографий лугов, сделанные учеником класса клей, ножницы, ватман; карточки с датами.
Гости: писатель-краевед.
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
Учащиеся после звонка встают в круг. Столы поставлены группами, на них стоят карточки с названиями улиц села Ува-Тукля, на которых живут одноклассники.
- Добрый день, дети. Сегодня мы начинаем наш наше общение стоя в кругу, как вы думаете для чего? (Чтоб почувствовать, что мы все вместе, что мы одна команда, которая может справиться с любой задачей, чтобы улыбнуться друг другу, пожать руки…)
- А еще, ребятки, мы с вами не только команда, не только одноклассники, а ещё мы … односельчане. Почему так говорят «односельчане»? (это жители одного села).
- Я предлагаю вам провести занятие в группах. Посмотрите, по какому принципу они будут сформированы? (Мы разделимся по улицам, на которых живем). Дети рассаживаются. (1 группа - улицы Октябрьская и Добровольского, 3 человека; 2 группа – улица Строительная, 4 человека; 3 группа – улицы Мира, Молодежная, 60 лет Октября, 4 человека); 4 группа – улица Садовая, 5 человек.
- Улыбнемся друг другу и пожмем руки. Садитесь.
II. Актуализация знаний. Мотивация.
На фоне музыки Г. Корепанова Ария Наталь из оперы «Наталь» (начало) учитель читает стихотворение:
Вот она, моя деревня,
А за нею скудный лес,
Лишь слегка скрипят деревья,
Возвращая в мир чудес…
Здесь, когда-то речка Жуйка
Рассекала светлый бор
И поила свежей струйкой
Леса красочный убор.
Пауза.
- Ребята, какие возникли у вас мысли? О чем вы думаете? (Делятся впечатлениями, мыслями)
- Сейчас вы услышали начало стихотворения «Преображение» Ульяны Прокопьевны Обуховой, которая была директором нашей школы в прошлом веке в 50-60-е годы. И посвятила она стихотворение нашему селу – селу Ува-Тукля, звучало оно на фоне музыки удмуртского композитора Г. Корепанова.
- А что вы знаете про наше село? (Наше село старинное, его название состоит из двух частей: Ува (так называется речка, которая протекает недалеко от нас) и Тукля (предполагают, что так звали женщину или так назывался род); в селе много улиц, оно растет и т.д.)
- А как вы думаете, хорошо ли вы знаете его историю? (Наверное, нет).
- Что бы вы хотели узнать про наше село? (Когда оно возникло, каким было раньше, кто были первые жители, сколько их было, всегда ли так оно называлось, сколько человек проживают в нашем селе в настоящее время).
Вопросы учитель корректирует и пишет на доске или выносит на интерактивную доску.
- Какую цель поставим? (Узнать историю села).
III. Открытие нового знания.
1.Работа в малых группах.
- Чтобы прийти к цели я предлагаю вам начать работу в группах с источниками информации, которые взяты из книги «История увинских деревень» А.И. Пудова и справочным материалом, взятого с официального сайта «Увинский район», Администрация МО «Ува-Туклинское». http://uva.udmurt.ru/
- Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе. Выбираете руководителя, который отвечает за работу всей группы и ее результат.
1группа.
Рабочий лист №1. Географическое положение села. Прочитайте текст. Приготовьте сообщение, используя карту района. Село Ува-Тукля одно из самых знаменитых сёл района. Находится в 6 км к юго-западу от райцентра п.Ува. Ближайшие населённые пункты: пос. Рябово - 5км, д. Рябово - в 4 км к юго-западу, д. Старая Чунча, д. Тимошур-Чунча - в 5 км к западу. («История увинских деревень», с.250) |
2 группа.
Рабочий лист №2. Дороги. Прочитайте текст. Приготовьте сообщение. Используя карту района. Располагается село на межрайонной автодороге Вавож- Ува, с севера примыкает к железной дороге Ува-Кильмезь. От села отходят старые волостные дороги на Селты и Сюмси. («История увинских деревень», с.250). |
3 группа.
Рабочий лист №3. Демографическая ситуация с.Ува-Тукля. (http://uva.udmurt.ru/). Рассмотрите таблицу «Демографическая ситуация⃰ с.Ува-Тукля». Приготовьте сообщение, заполнив карточку с пропущенными словами.
|
Мы рассмотрели таблицу «Демографическая ситуация с.Ува-Тукля» и выяснили, что численность населения с каждым годом_______________________________. В 2016 году в селе Ува-Тукля было __________ человек. Рождаемость __________________. Смертность _______________________. Мы сделали вывод: население села _________________, потому что _________________ . |
Примерный ответ:
Мы рассмотрели таблицу «Демографическая ситуация с.Ува-Тукля» и выяснили, что численность населения с каждым годом растёт. В 2016 году в селе Ува-Тукля было 1020 человек. Рождаемость почти не меняется. Смертность уменьшается. Мы сделали вывод: население села с каждым годом увеличивается, потому что много людей переезжают сюда жить . |
4 группа.
Рабочий лист №4. Краткая историческая справка и знаменательные даты.
Прочитайте историческую справку. Покажите на ленте времени в каком веке происходили данные события. До революции в 1917 года в селе Ува-Тукля было волостное управление, подчиненное Малмыжскому уездному управлению Вятской губернии. В 1918 году был основан и избран Ува-Туклинский волостной исполнительный комитет. В 1921 года Ува-Туклинская волость объединяется в Вавожскую волость Можгинского уезда. В 1935 году был создан Увинский район с центром в п. Ува и с. Ува-Тукля перешло в ведение Увинского района |
2. Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить свою работу, используя карту района, ленту времени и текстовый материал.
- Ребята, мы прослушали каждую группу, много интересного узнали. Но обратите внимание на наши вопросы, можем ли мы уже на них ответить? (Нет, не на все).
- Я с вами согласна, мы нашли информацию, которая больше относится к современной истории. А об истории более раннего периода пока у нас знаний нет.
- Конечно, мы можем узнать многое из книг, интернета, справочной литературы, но нет более интереснее источника, чем живой собеседник. И сегодня состоится необычная встреча с удивительным человеком, автором книг, которые расположены на нашей выставке, с почетным гражданином Увинского района, краеведом, историком, Александром Ивановичем Пудовым.
- Предлагаю ему ответить на вопросы, которые у нас возникли в начале занятия.
3. Информация от гостя. Интерактивный рассказ писателя-краеведа с использование карты и ленты времени.
- Современное название Ува–Тукля фигурирует в документах с середины 19 века. (Предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени). Двусоставность названия села говорит, что образовано село удмуртами воршуда (рода) Тукля на р. Ува. Выселившись в 16 веке (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте
на пойменные луга на правом берегу реки Ва (р. Увинка) в 1км от теперешнего места, они первоначально называли свою деревню Удугурт – “Луговая деревня”. (Рассказ сопровождается показом по карте).
Название деревни Удугурт буквально переводится как, «деревня, в которой живут луговые люди, то есть удмурты»
Смена местоположения деревни было связано, по деревенской легенде, с гибелью в воде нескольких детишек “по причине нерасположенности духов к жителям”.
Первоначально, в 18 веке (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени), деревня называлась “Ва-Тукля”, а в середине 19 века - в варианте “Ува- Тукля”. Второй вариант стал официальным и расхожим после появления в селе первых русских жителей.
Реку Ува местные удмурты называли «ва», что означает «большая вода, река». Первая часть этого слова (у), тоже обозначает реку и исходит от уральского, как и в названии Ушур (у – шур, буквально «река-река»). Итак, слово ува буквально означает «река-река» или «вода-вода».
Значит Ва-Тукля, или Ува-Тукля, где Ува (Ва) – название реки, у которой расположена деревня.
По итогам первой переписи в 1710 году (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени и прикрепляется табличка с датой) в д. Ва- Тукля было 4 двора, в 1716г- 2 двора с 14 жителями.
В начале 19 века появляются первые русские жители. Были они из-под села Ноли (позднее г. Нолинск). Были это Боровиковы, Мезрины, Подшиваловы, Карелины. Новосёлы принесли с собой и новую религию.
В 1896 году (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени и прикрепляется табличка с датой) в селе было 23 двора и 129 жителей, из них удмуртов – 109, русских – 83.
Здесь ежегодно проходили ярмарки, на который приезжали как окрестный люд, так и купцы-оптовики из Казани, Нижнего Новгорода. Сарапула, Вятки.
В 1871 году в селе открывается инородное училище, в котором было 2 класса и на момент открытия обучалось 64 ученика.
В 1920 году село насчитывало 484 жителя, в 1989 году – 697 человек.
- Спасибо за интересный рассказ.
- Ребята, возникли ли у вас вопросы к нашему гостю? Задайте их. (Ответы на вопросы детей).
IV. Заключительная часть. Закрепление.
1.Самостоятельная работа.
- Ребята, теперь мы можем ответить на вопросы, которые нас интересовали? (Да).
- Предлагаю вам наши знания закрепить. Для этого каждой группе будут даны задания, некоторые из них будут связаны с современной историей и историей более раннего периода.
1 группа.
Рабочий лист №5. Фотовыставка. Создайте фотовыставку летнего луга, используя фотографии ученика нашего класса Бурова Артура, которые он сделал летом в походе. Именно на этих лугах первые жители обосновали нашу деревню. Обратите внимание, что не все фотографии можно использовать. |
2 группа.
Рабочий лист №6. Дороги. Вспомните первоначальный путь воршуда Тукля и зафиксируйте его по карте стрелочками. Приготовьте сообщение, заполнив карточку с пропущенными словами. Удмурты воршуда ___________выселились со ______________(вужгурт) со стороны ________ (ныне – в Можгинском районе) на пойменные луга на _________берегу реки _______ (р. Увинка) в 1км от теперешнего места, они первоначально называли свою деревню ___________– “Луговая деревня”.
|
3 группа.
Рабочий лист №7. Демография села Ува-Тукля. Соотнесите даты с численностью населения. Соедините их стрелочками. 1710 год 1020 человек 1716 год 484 человек 1896 год 129 человек 1920 год 2 двора с 14 жителями 1989 году – 697 человек 2016 год было 4 двора Сделайте вывод, дополнив предложение. На протяжении нескольких веков численность жителей села Ува-Тукля постоянно __________ . |
4 группа.
Рабочий лист №8. Хронология. Вспомните рассказ А.И. Пудова и создайте историческую справку более раннего периода. Пользуйтесь лентой времени, на которой он фиксировал основные моменты. Приготовьте сообщение, заполнив карточку с пропущенными словами. Сосчитайте сколько лет нашему селу, если использовать дату первой переписи. Современное название Ува–Тукля фигурирует в документах с середины ____ века. Выселился Воршуд Тукля в _____ веке. Первая перепись населения была в ________ году. Нашему селу____________ лет, это ______ более______ веков. |
2. Проверка выполненных работ. Каждая группа отчитывается по своим заданиям. Дети слушают и проверяют.
3. Вывод.
- Ребята, какую цель мы с вами ставили в начале занятия? (Познакомиться с историей села).
- Достигли мы цели? (Да).
- Молодцы. Сегодня вы проделали большую работу для достижения цели. Спасибо вам за труд. Я получила огромное удовольствие от общения с вами и Александром Ивановичем, от полученного результата и новой информации.
V. Рефлексия.
- Наш классный час подходит к концу. Я вам предлагаю выбрать любое предложение и закончить его:
- Сегодня я узнал(а) …
- Я хочу поблагодарить гостей за то, что …
- Мне хочется после сегодняшнего мероприятия …
- Дома я расскажу о …