12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Бекчурина19

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне НОО являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Одним из источников нравственности является патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.  С самого рождения ребёнок должен воспитываться в любви к своей земле. Это надо делать доступными по возрасту способами. Считаю, что возраст третьеклассников - это самая благодатная почва для подачи первых научных сведений.  Предлагаемый классный час даёт возможность детям получить информацию о родном селе из разных источников. 

Работа построена так, что учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что соответствует принципу системно-деятельностного подхода.

 

Классный час в 3 классе «Село моё родное».

Цель: знакомство с историей села.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: уважительно относятся к населенному пункту, истории, культуре; осозна­ют ценность, целостность и много­образие окружающего мира, своего места в нем; испытывают гордость за свою малую родину; сотрудничают со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, самостоятельно находят несколько способов решения учебной задачи; действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные УУД: осуществляют поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; строят сообщения в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД: строят сообщения в соответствии с учебной задачей; умеют договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре), а также во фронтальной деятельности под руководством учителя.

Предметные: используют естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений; находят факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличают исторические факты от вымыслов; находят место изученных событий на «ленте времени»; устанавливают связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.

Оборудование; рабочие карточки; карта Удмуртской Республики и Увинского района, план села Ува-Тукля; выставка книг писателя-краеведа А.И. Пудова; лента времени; музыка Г. Корепанова Ария Наталь из оперы «Наталь» (начало); фотографий лугов, сделанные учеником класса клей, ножницы, ватман; карточки с датами.

Гости: писатель-краевед.

 

Ход классного часа.

I.      Организационный момент.

Учащиеся после звонка встают в круг. Столы поставлены группами, на них стоят карточки с названиями улиц села Ува-Тукля, на которых живут одноклассники.

- Добрый день, дети. Сегодня мы начинаем наш наше общение стоя в кругу, как вы думаете для чего? (Чтоб почувствовать, что мы все вместе, что мы одна команда, которая может справиться с любой задачей, чтобы улыбнуться друг другу, пожать руки…)

- А еще, ребятки, мы с вами не только команда, не только одноклассники, а ещё мы … односельчане. Почему так говорят «односельчане»? (это жители одного села).

- Я предлагаю вам провести занятие в группах. Посмотрите, по какому принципу они будут сформированы? (Мы разделимся по улицам, на которых живем). Дети рассаживаются. (1 группа - улицы Октябрьская и Добровольского, 3 человека; 2 группа – улица Строительная, 4 человека; 3 группа – улицы Мира, Молодежная, 60 лет Октября, 4 человека); 4 группа – улица Садовая, 5 человек.

- Улыбнемся друг другу и пожмем руки. Садитесь.

II.   Актуализация знаний. Мотивация.

На фоне музыки Г. Корепанова Ария Наталь из оперы «Наталь» (начало) учитель читает стихотворение:

Вот она, моя деревня,

А за нею скудный лес,

             Лишь слегка скрипят деревья,

      Возвращая в мир чудес…

           Здесь, когда-то речка Жуйка

 Рассекала светлый бор

       И поила свежей струйкой

Леса красочный убор.

     Пауза.

- Ребята, какие возникли у вас мысли? О чем вы думаете? (Делятся впечатлениями, мыслями)

 - Сейчас вы услышали начало стихотворения «Преображение» Ульяны Прокопьевны Обуховой, которая была директором нашей школы в прошлом веке в 50-60-е годы. И посвятила она стихотворение нашему селу – селу Ува-Тукля, звучало оно на фоне музыки удмуртского композитора Г. Корепанова.

- А что вы знаете про наше село? (Наше село старинное, его название состоит из двух частей: Ува (так называется речка, которая протекает недалеко от нас) и Тукля (предполагают, что так звали женщину или так назывался род); в селе много улиц, оно растет и т.д.)

- А как вы думаете, хорошо ли вы знаете его историю? (Наверное, нет).

- Что бы вы хотели узнать про наше село? (Когда оно возникло, каким было раньше, кто были первые жители, сколько их было, всегда ли так оно называлось, сколько человек проживают в нашем селе в настоящее время).

Вопросы учитель корректирует и пишет на доске или выносит на интерактивную доску.

- Какую цель поставим? (Узнать историю села).

III. Открытие нового знания.

1.Работа в малых группах.

- Чтобы прийти к цели я предлагаю вам начать работу в группах с источниками информации, которые взяты из книги «История увинских деревень» А.И. Пудова и справочным материалом, взятого с официального сайта «Увинский район», Администрация МО «Ува-Туклинское». http://uva.udmurt.ru/

-  Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе. Выбираете руководителя, который отвечает за работу всей группы и ее результат.

 1группа.

 Рабочий лист №1. Географическое положение села.

Прочитайте текст. Приготовьте сообщение, используя карту района.

         Село Ува-Тукля одно из самых знаменитых сёл района. Находится в 6 км к юго-западу от райцентра п.Ува. Ближайшие населённые пункты: пос. Рябово - 5км, д. Рябово - в 4 км к юго-западу, д. Старая Чунча, д. Тимошур-Чунча - в 5 км к западу. («История увинских деревень», с.250)

 

2 группа.

Рабочий лист №2. Дороги.

  Прочитайте текст. Приготовьте сообщение. Используя карту района.

      Располагается село на межрайонной автодороге Вавож- Ува, с севера примыкает к железной дороге Ува-Кильмезь. От села отходят старые волостные дороги на Селты и Сюмси. («История увинских деревень», с.250).

3 группа.

Рабочий лист №3. Демографическая ситуация с.Ува-Тукля. (http://uva.udmurt.ru/).

Рассмотрите таблицу «Демографическая ситуация⃰ с.Ува-Тукля».

Приготовьте сообщение, заполнив карточку с пропущенными словами.

Ува-Тукля

2014 год   

2015 года

2016 года

Численность населения

840  

981

1020

Рождаемость

19,4 

19,4 

19

Смертность

11,1

7,1

5

Демография - наука о составе населения и его изменениях. (Толковый словарь Ожегова.)

 

 

 

                           

Мы рассмотрели таблицу «Демографическая ситуация с.Ува-Тукля» и выяснили, что численность населения с каждым годом_______________________________. В 2016 году в селе Ува-Тукля было __________ человек. Рождаемость __________________. Смертность _______________________.

Мы сделали вывод: население села  _________________, потому что _________________ .

Примерный ответ:

                           

Мы рассмотрели таблицу «Демографическая ситуация с.Ува-Тукля» и выяснили, что численность населения с каждым годом растёт. В 2016 году в селе Ува-Тукля было 1020 человек. Рождаемость почти не меняется. Смертность уменьшается.

Мы сделали вывод: население села с каждым годом увеличивается, потому что много людей переезжают сюда жить .

 

 4 группа.

Рабочий лист №4.  Краткая историческая справка и знаменательные даты.

 (http://uva.udmurt.ru/).

Прочитайте историческую справку. Покажите на ленте времени в каком веке происходили данные события.

До революции в 1917 года в селе Ува-Тукля было волостное управление, подчиненное Малмыжскому уездному управлению Вятской губернии.

В 1918 году был основан и избран Ува-Туклинский волостной исполнительный комитет.

 В 1921 года Ува-Туклинская волость объединяется в Вавожскую волость Можгинского уезда. 

В 1935 году был создан Увинский район с центром в п. Ува и с. Ува-Тукля перешло в ведение Увинского района

 

2. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить свою работу, используя карту района, ленту времени и текстовый материал.

- Ребята, мы прослушали каждую группу, много интересного узнали. Но обратите внимание на наши вопросы, можем ли мы уже на них ответить? (Нет, не на все).

- Я с вами согласна, мы нашли информацию, которая больше относится к современной истории. А об истории более раннего периода пока у нас знаний нет.

 - Конечно, мы можем узнать многое из книг, интернета, справочной литературы, но нет более интереснее источника, чем живой собеседник. И сегодня состоится необычная встреча с удивительным человеком, автором книг, которые расположены на нашей выставке, с почетным гражданином Увинского района, краеведом, историком, Александром Ивановичем Пудовым.

- Предлагаю ему ответить на вопросы, которые у нас возникли в начале занятия.

3. Информация от гостя. Интерактивный рассказ писателя-краеведа с использование карты и ленты времени.

- Современное название Ува–Тукля фигурирует в документах с середины 19 века. (Предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени). Двусоставность названия села говорит, что образовано село удмуртами воршуда (рода) Тукля на р. Ува. Выселившись в 16 веке (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте

на пойменные луга на правом берегу реки Ва (р. Увинка) в 1км от теперешнего места, они первоначально называли свою деревню Удугурт – “Луговая деревня”. (Рассказ сопровождается показом по карте).

Название деревни Удугурт буквально переводится как, «деревня, в которой живут луговые люди, то есть удмурты»

Смена местоположения деревни было связано, по деревенской легенде, с гибелью в воде нескольких детишек “по причине нерасположенности духов к жителям”.

Первоначально, в 18 веке (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени), деревня называлась “Ва-Тукля”, а в середине 19 века - в варианте “Ува- Тукля”. Второй вариант стал официальным и расхожим после появления в селе первых русских жителей.

Реку Ува местные удмурты называли «ва», что означает «большая вода, река». Первая часть этого слова (у), тоже обозначает реку и исходит от уральского, как и в названии Ушур (у – шур, буквально «река-река»). Итак, слово ува буквально означает «река-река» или «вода-вода».

Значит Ва-Тукля, или Ува-Тукля, где Ува (Ва) – название реки, у которой расположена деревня.

По итогам первой переписи в 1710 году (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени и прикрепляется табличка с датой) в д. Ва- Тукля было 4 двора, в 1716г- 2 двора с 14 жителями.

В начале 19 века появляются первые русские жители. Были они из-под села Ноли (позднее г. Нолинск). Были это Боровиковы, Мезрины, Подшиваловы, Карелины. Новосёлы принесли с собой и новую религию.

В 1896 году (предлагает учащимся зафиксировать дату на ленте времени и прикрепляется табличка с датой) в селе было 23 двора и 129 жителей, из них удмуртов – 109, русских – 83.

Здесь ежегодно проходили ярмарки, на который приезжали как окрестный люд, так и купцы-оптовики из Казани, Нижнего Новгорода. Сарапула, Вятки.

В 1871 году в селе открывается инородное училище, в котором было 2 класса и на момент открытия обучалось 64 ученика.

В 1920 году село насчитывало 484 жителя, в 1989 году – 697 человек.

- Спасибо за интересный рассказ.

- Ребята, возникли ли у вас вопросы к нашему гостю? Задайте их. (Ответы на вопросы детей).

IV. Заключительная часть. Закрепление.

1.Самостоятельная работа.

- Ребята, теперь мы можем ответить на вопросы, которые нас интересовали? (Да).

- Предлагаю вам наши знания закрепить. Для этого каждой группе будут даны задания, некоторые из них будут связаны с современной историей и историей более раннего периода.

1 группа.

Рабочий лист №5. Фотовыставка.

Создайте фотовыставку летнего луга, используя фотографии ученика нашего класса Бурова Артура, которые он сделал летом в походе. Именно на этих лугах первые жители обосновали нашу деревню. Обратите внимание, что не все фотографии можно использовать. 

 

2 группа.

Рабочий лист №6. Дороги.

Вспомните первоначальный путь воршуда Тукля и зафиксируйте его по карте стрелочками. Приготовьте сообщение, заполнив карточку с пропущенными словами.

   Удмурты воршуда ___________выселились со ______________(вужгурт) со стороны ________ (ныне – в Можгинском районе) на пойменные луга на _________берегу реки _______ (р. Увинка) в 1км от теперешнего места, они первоначально называли свою деревню ___________– “Луговая деревня”.

 

 

3 группа.

 Рабочий лист №7. Демография села Ува-Тукля.

Соотнесите даты с численностью населения. Соедините их стрелочками.

1710 год                                                    1020 человек

1716 год                                                     484 человек

1896 год                                                     129 человек

1920 год                                                      2 двора с 14 жителями

1989 году –                                                 697 человек

2016 год                                                      было 4 двора

Сделайте вывод, дополнив предложение.

На протяжении нескольких веков численность жителей села Ува-Тукля постоянно __________ .

 

4 группа.

 

Рабочий лист №8. Хронология.

Вспомните рассказ А.И. Пудова и создайте историческую справку более раннего периода. Пользуйтесь лентой времени, на которой он фиксировал основные моменты.

Приготовьте сообщение, заполнив карточку с пропущенными словами. Сосчитайте сколько лет нашему селу, если использовать дату первой переписи.

Современное название Ува–Тукля фигурирует в документах с середины ____ века. Выселился Воршуд Тукля в _____ веке. Первая перепись населения была в ________ году.  Нашему селу____________ лет, это ______ более______ веков.

2. Проверка выполненных работ. Каждая группа отчитывается по своим заданиям. Дети слушают и проверяют.

 3. Вывод.

- Ребята, какую цель мы с вами ставили в начале занятия? (Познакомиться с историей села).

- Достигли мы цели? (Да).

- Молодцы. Сегодня вы проделали большую работу для достижения цели. Спасибо вам за труд. Я получила огромное удовольствие от общения с вами и Александром Ивановичем, от полученного результата и новой информации.

 V. Рефлексия.

- Наш классный час подходит к концу. Я вам предлагаю выбрать любое предложение и закончить его:

- Сегодня я узнал(а) …

- Я хочу поблагодарить гостей за то, что …

- Мне хочется после сегодняшнего мероприятия   …

- Дома я расскажу о …

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.