Внеклассное мероприятие по теме «Моё село – мой дом родной»
Харрасова Р. М., учитель начальных классов,
МОБУ СОШ с. Кенгер-Менеуз Бижбулякского района
Республики Башкортостан
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Моё село – мой дом родной» (5 класс).
Цель:
воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, воспитывать интерес к истории родного края.
Задачи:
- формирование умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках, учебном информационном пространстве сети Интернет);
- воспитание любви к своей малой родине;
- воспитания чувства гордости за свой край, чувства патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу;
- развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умения видеть и чувствовать красоту природы родного края, умения беречь её.
Планируемый результат:
Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: презентация к уроку, карта Республики Башкортостан, атлас России, рабочие листы ученика.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, рисунки учащихся.
Ход мероприятия.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”
С. Есенин.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Наше мероприятие мы открыли просмотром видеоролика о родном крае и словами стихотворения С. Есенина. Проглядев видеоролик и прослушав стихотворение, ответьте на вопрос? «Чему будет посвящено наше мероприятие?»
Ведущий: Правильно о нашей малой родине. У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой Родной край и знать о нем как можно больше.
Введение новой темы
Учитель: Сегодня вам предоставляется возможность рассказать о своей малой родине, поделиться интересными историями о родном крае, о народе, проживающем на территории села Кенгер-Менеуз.
Ведущий: Край родной близок сердцу каждого человека потому, что здесь проходят лучшие детские годы, а порой и вся жизнь. С высоты птичьего полёта мы видим необозримую ширь полей, белоствольные берёзы, разливы рек, степей необъятный простор – это Кенгер-Менеузовская земля!
Ты смотришь в ясное голубое небо, идёшь извилистыми тропинками, сидишь у прохладной реки Кенгер – и это тоже Кенгер-Менеузовская земля!
Возрождённые стены мечети, новое здание администрации сельского совета, фельдшерский пункт, сельский дом культуры, памятник погибшим землякам, школа, социальный приют, детский сад, сеть магазинов – все это достопримечательности нашего села.
И становится на душе легко, когда ты понимаешь, что это всё для тебя, а ты живёшь для того, чтобы сделать мир ещё лучше!
История родного края – это частица большой и славной истории нашей великой Родины. Сегодня мы пролистаем всего несколько её страниц.
Учитель: Давайте познакомимся с историей нашего села. (Выступления учащихся об истории села.)
На подножье Бугульмино–Белебейской возвышенности юго–западного Башкортостана на берегу реки Кенгер, что впадает в реку Менеуз, расположено село Кенгер – Менеуз, в 10 км от районного центра Бижбуляк. Официальное название - село Кенгер-Менеуз Бижбулякского района Республики Башкортостан. Ранее название местности – деревня Курган Гайнияммакской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии Стерлитамакского кантона.
В прошлом население села относилось к болгарским племенам. Об этом говорили в Лиге Нации. В г. Софии (Болгария) хранится наше самое древнее шэжэрэ, где говорится, что мы по происхождению болгары, переселившиеся из Казанского ханства примерно в 1411- 1412 гг. Об это свидетельствуют надгробные камни старого кладбища. До Великой Отечественной войны велись раскопки в деревне, обнаружено древнее кладбище, могильники.
Раскопки велись, говорят, тщательно, т.к. особый интерес представляла пещера между гор под названием «Кеше кырылган кул» (место, где погибло множество людей). Это место и по сей день таит загадку. Старожилы раньше говорили, будто под горой был город, подземные дороги длиной в несколько километров выходили далеко за пределами деревни. Население города спускалось за водой к реке Кенгер, и там их обнаружили. Нашествие (яу) уничтожило эту пещеру, население. Были убиты все, кроме одного ребенка. Он остался чудом жив в люльке. Его нашел Изекэй, усыновил, вырастил. Он женился и пошёл род, который по сей день называется «табылдык нэселе». Кроме них в селе говорят о родах: Касым нэселе, Хэмэтшэ нэселе, Салават нэселе, Мохтэсим нэселе, Хайрулла нэселе.
По материалам Республиканского архива годом основания деревни считается 1762 год.
Существует несколько версий основания деревни:
По словам Салаватова Габидуллы (ему рассказал дед Салават). Из Казанской губернии в поисках хороших земель приехали в наши края три брата – Касым, Конакол, Корган. Они основали три деревни под такими же названиями.
По словам бывшего учителя истории Ахметова Усмана Кутдусовича жители этого села приехали из Казанского ханства Мензелинского уезда Курганской волости. Основание деревни связано только с земледелием и обилием источников воды.
Наше село жило в русле исторического развития страны. Жители села в крестьянских восстаниях не участвовали. Весной 1919 года гражданская война докатилась до нашего края. Через наше село прошли и белые, и красные. Во время Великой Отечественной войны из нашего села ушли на фронт 275 человек, вернулись с победой 93.
15 июля 2019 года нашему селу исполнилось 257 лет.
Чтение сочинений учащимися о родном селе(проверка домашнего задания).
Учитель: Родина — это память об истории нашей страны. Родина — это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно же, родина — это наша родное село, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди.
Ведущий: Композитор Роберт Тимербаев, поэт Рамиль Чурагул сочинили прекрасную песню о нашем родном селе. А сейчас мы ее прослушаем в исполнении Фариды Тимербаевой.
Учитель: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом. И в заключение нашего мероприятия мы хотим пожелать вам, чтобы каждый из вас нашел свое место в этой жизни и стал по- настоящему счастливым человеком.
Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
– Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо ребятам за интересные сведения о нашем селе. Все – молодцы!
- Что узнали вы сегодня?
– Пригодится ли вам полученный материал?
– Чему вы научились при подготовке и проведении мероприятия?
- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашего села.
- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.
- Если вы считаете, что получили достаточно информации, то возьмите флажок.
- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться.
- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?
- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.
Используемая литература:
1. Архивные материалы музея МОБУ СОШ с. Кенгер-Менеуз;
2. Архивные материалы историко-этнографического музея с. Бижбуляк.