Классный час в 3 классе на тему «Семья»
1. Упражнение «Улыбнись соседу»
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты.
2. Вступительная беседа «Моя семья»
Воспитатель: Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Вместе с Мамой жить и Папой
Хочется всегда ребята.
- Сегодня мы поговорим,…а о чём, как вы думаете «О семье»
Тема нашего занятия: «Моя семья» – Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)
В словаре С. И.Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.
- А как вы думаете, родственники – это кто?
(Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)
Воспитатель:
Маму очень я люблю Папу тоже я люблю Мама мне печет коврижки, Папа мне читает книжки. Папа, мамочка и я – Наша дружная семья. Я и бабушку люблю Я и дедушку люблю. Я всегда им помогаю, Пол мету и пыль стираю. Мама, папа, дед и я – Наша дружная семья. И сестренку я люблю И братишку я люблю. С братом плаваем, ныряем, А с сестрой в снежки играем. Мама, папа, дед и я Баба, брат, сестра моя – Наша дружная семья.
3.Беседа «Моя семья. Отношения в семье»
Воспитатель: Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.
- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?
( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.
Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.
Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.
Папа дома.)
- В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:
Игра «Расшифруй слово»
Иьмес иманелч имыратс и имыньлоб аз доху и йетед еинатипсов.
(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)
- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? (в которой царит доброта, нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать, уважение интересов другого и т.д.)
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком, - еще не дом.
Когда вечерняя сгуститься темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь?
Воспитатель: Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.
И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут – говорят вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?
(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…)
Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.
- А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? (Ответы детей)
Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.
Как вы готовитесь к нему, расскажите.
(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).
Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (Папа)
Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?
( Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки…)
Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.
Физминутка
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
- Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?
(Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы…)
Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают.
6. Творческая работа.
Рисунок «Моя семья»
- Недаром говориться в пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами. У вас на столах карандаши и фломастеры. Нарисуйте, пожалуйста, всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете.
(Дети рисуют)
7. Итог занятия
Выставка работ детей
- Посмотрите, какие получились замечательные рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.
- Подведем итог нашего занятия.
Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…..
- Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
Физкультминутка
У тебя и у меня —
(Хлопают в ладоши)
Очень дружная семья:
С мамой мы белье стираем,
(Трут ладошкой о ладошку)
С папой полку прибиваем,
(Стучат по полу)
Книжку с дедушкой читаем,
(Приседают)
Ну а с бабушкой играем.
(Прыгают)
Повторяется 2 раза.
Ребята, у меня есть сундучок. Посмотрите он пустой. Давайте наполним его самыми нежными, ласковыми словами для наших мам и пап.
- Когда мама обнимает, гладит по голове, целует, ласкает. Какая она?
(Мама ласковая.Имитирую движение, кладу слово в сундучок).
- Когда мама красиво и модно одевается? Какая она?
(Мама модная).
- Какая мама смеется и улыбается. Какая она?
(Мама веселая).
- Когда мама не ругается, когда вы шалите, какая она?
(Мама добрая).
- А если вы маму любите. Какая она?
(Мама любимая).
- А папа, когда поднимает тяжелую сумку, выполняет тяжелую работу по дому. Какой папа?
(Папа смелый).
- Молодцы, ребята, полный сундучок красивых и нежных слов о мамах и папах сказали. Закроем сундучок, чтобы слова не растерялись и не забылись, и сохраним их для ваших будущих семей.
- А теперь давайте поиграем. На карточках нарисовано то, что умеют делать ваши папы и мамы. Вы вытягиваете карточку и показываете нам без слов, что там делает папа и мама. (Дети показывают движения, жестами, мимикой данное действие, остальные угадывают).
Проводится игра «Будь внимательным».
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Мы собрались все вместе, как одна большая семья – это группа №9.
Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы думаете, что такое семья? (ответы детей).
Воспитатель: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Ребята, вас родители любят? (Да). Покажите, как они вас любят? Обнимитесь друг с другом и улыбнитесь друг другу. Вот с таким прекрасным настроением я приглашаю вас в гости к мальчику Пети.
(Дети рассаживаются на стулья)
Воспитатель: А живет мальчик Петя вот в этом доме (обращаю внимание детей на макет дома). Чтобы узнать, с кем живет мальчик Петя, нам надо отгадать загадки ( при правильных ответах воспитатель устанавливает в окнах дома картинки членов семьи).
Загадки:
Почитать мы просим…(маму)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Это наш любимый …(папа)
3. Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусные оладушки от любимой …(бабушки).
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый … (дед).
5. Кто весёлый карапузик,
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой… (братишка).
6. Кто любит меня и братца
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка,
Моя любимая …(сестренка).
Воспитатель: Давайте перечислим теперь всех членов семьи (Дети перечисляют)
Воспитатель: Сколько всего членов семьи в этом доме?
Воспитатель: Всего 7 членов семьи.
Воспитатель: К цифре 7 добавлю «я», что получиться?…
Воспитатель: Семья.
Воспитатель: Семья – это группа людей, которые живут вместе.
Воспитатель: Кто скажет, кто самый старший в семье Пети?
Воспитатель: Кто скажет, кто самый младший в семье Пети?
Воспитатель: Сколько всего детей в семье? Перечисли их.
Воспитатель: Сколько взрослых в семье? Перечисли их.
Воспитатель: Как можно маму и папу назвать одним словом?
Воспитатель: Сколько человек мужского пола в семье Пети? Назови их
Воспитатель: Перечисли людей женского пола. Сколько их всего?
Воспитатель: Ребята, скажите, какая семья у Пети: большая или маленькая?
Дети: Большая.
Воспитатель: Правильно. Семьи, в которых трое, четверо, пятеро детей, это большие семьи.
Воспитатель: А у нас в группе есть дети, у которых в семье много детей?
Воспитатель: Семья, в которой растет один ребенок, называется маленькой.
Воспитатель: Поднимите руки, у кого в семье один ребенок? Вот у вас маленькая семья. Но ничего, может у вас скоро появиться братик или сестричка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, про кого мы еще забыли? (обращаю внимание детей на чердак, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, кошка Мурка тоже Петина семья? (Рассуждение детей). Кошка – это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и котята. А каких вы еще знаете домашних животных?(Дети перечисляют)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужна семья? (Рассуждение детей)
Верно, чтобы любить друг друга, заботиться друг о друге, растить и воспитывать детей, говорить друг с другом ласково.
Воспитатель: Семья – самое главное, что есть у человека, и поэтому во все времена рус. Народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте встанем в круг, будем передавать мяч друг другу и называть пословицы и поговорки о семье ( в кругу дети передают мяч и называют пословицы и поговорки о семье).
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье!
Воспитатель: Ребята, а какой может быть семья?
Воспитатель: Большой и маленькой, дружной, веселой, крепкой, счастливой, трудолюбивой, заботливой. А как вы понимаете слова «Счастливая семья»? Это семья, где любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе работают и отдыхают, помнят предков; живут в радости и дружбе.
Воспитатель: Счастливая семья похожа на красивый цветок, мы сейчас с вами будем клееть этот волшебный цветок. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Лепестки нашего цветка все разного цвета и каждый лепесток будет обозначать частичку счастливой семьи.
Какой вы видите свою семью, столько лепестков и клейте. Не обязательно брать все прямоугольники в тарелочке. Каждый лепесток цветка вы в конце работы назовете, что он у вас обозначает.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (во время игры звучит спокойная музыка)
- Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
- Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
- Тогда нам поможет корзина добрых дел.
- Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Воспитатель: - Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
“При солнышке тепло, при матери – добро.”
“Нет милее дружка, чем родная матушка.”
“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”