Классный час: «Скверная привычка - сквернословие»
Открытый классный час «Скверная привычка – сквернословие»
Калина С.Н.
1. Вступление. В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня нецензурно, т.е. матом разговаривают не только взрослые, подростки, но и учащиеся младшего возраста. Привычка ругаться матом формирует у детей положительное отношение к порокам человечества, а ведь важно пробудить в себе потребность в здоровом образе жизни. Итак, сегодня мы с вами поговорим о скверной привычке – сквернословии.
-Что же такое сквернословие?
- сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Скверное слово произошло от слова скверна-гадость, недостойность.
2.Экспресс-опрос. А сейчас я хочу провести небольшой экспресс-опрос:
-кто ругается матом подходите к карточке со словом «Да», кто не ругается - к карточке со словом «Нет», а кто нечасто использует мат в разговорной речи подходите к карточке со словом «Иногда».
- Скажите, а почему вы ругаетесь матом?
(злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)
- зафиксируем результат (на доске написать)
3.Результаты анкетирования. Кроме сегодняшнего небольшого опроса, было проведено анонимное анкетирование по данной теме. С результатами Вас познакомит Юля Широкова.
4. Проблема есть и в нашем классе. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. Откуда же пришла эта напасть?
5. История сквернословия
Немного истории. (Чемарова М., Корязин Е., Токарева И.)
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани". Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.
6. Как мат влияет на здоровье. Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? “Велик и могуч русский язык” - читаем мы в книгах. А какую речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?
Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.
Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.
Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.
Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.
Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, что в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды.
Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.
Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?
Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Одна из болезней – “копролалия”. Название происходит от греческого “копрос” - грязь и “лалия” - речь. Так в медицине называют болезненное, непреодолимое влечение к циничной, нецензурной брани безо всякого повода.
Существует 4 стадии развития болезни: I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость; II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали; III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого; IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова. Вот так кажущаяся многим безобидная привычка может постепенно перерасти в серьёзную болезнь.
7. Сквернословие и религия. Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. “Горе всякому хулителю – поносителю” (из Корана) “Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют” (из Библии).
С православной точки зрения сквернословие — это грех.
В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Гнилая речь растлевает человека: он не только отдает свою душу во власть бесов, но и влияет на состояние души окружающих его людей, он не щадит ни стыдливости женщин, ни чистоты детей.
8.Ролик.
9. Советы по борьбе. Как же избавиться от сквернословия?
Главное не говорить плохих слов самому, т.е. принять решение не сквернословить, т.е. не надо бояться быть белой вороной, значит человек должен сказать себе, что все говорят, а я не буду таким, как все. Конечно для этого понадобятся мужество, скорее всего, что над вами могут шутить, смеяться, говорить вот ты и не куришь и не ругаешься матом, но нужно попробовать избежать этих усмешек и устоять в такой ситуации.
Уметь противостоять влиянию людей, конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя. Всегда есть люди, к которым грязь не пристает.
Необходимо использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, это значит хороших, положительных, которые несут радость.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст”.
9. Акция. - Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Давайте и мы с вами придумаем остроумные лозунги по борьбе со сквернословием. Например: «Наше условие -долой сквернословие!» (работа в группах)
Подсказка:
Мат-ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват.
Материться - добиться, злиться, больница ,лечиться.
Сквернословие – это вредная привычка, но если с ней не бороться она превратится в болезнь. А какие мы еще знаем вредные привычки? Правильно, курение, пьянство.
Все эти привычки вызывают зависимость, скажите мне, а сквернословие вызывает зависимость? Конечно да, и с ней необходимо бороться, как и с остальными вредными привычками.
А теперь давайте прочитаем лозунги, которые вы придумали. И все вместе вслух плакаты, которые вы видите на слайде.
Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.
Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.
10. Рефлексия. - У кого появилось желание избавиться от вредной привычки подойдите к карточке со словом «Да», те, кто не решились избавиться - к карточке со словом «Нет», а кто в редких случаях будет использовать мат – к карточке «Иногда».
-Вы сделали свой выбор, и я уважаю ваше мнение.
11.Заключение
- Пусть этот классный час заставит Вас задуматься о словах, которые мы произносим! И в заключение Юля прочтёт Вам стихотворение:
12.Стих
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
М.Матусовский.
13. Спасибо за внимание.
Презентация:
Скверная привычка - сквернословие. Классный час.
PPT / 2.25 Мб
Субакова Асима Амантаевна
Воронцова Елена Станиславовна