Классный час «След Великой Отечественной войны в моей Малой Родине»
Авторы:
Ананьева Ираида Александровна - учитель МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики
Андреева Татьяна Валерьевна - учитель МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики
Психолого-педагогические принципы классного часа: субъектная позиция обучающихся; развивающий характер обучения на классном часе; непрерывность исторического и математического образования; коммуникативная направленность форм обучения.
Цели классного часа: организовать продуктивную деятельность учащихся, направленную на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития: воспитание любви к своей малой Родине, её истории, к стране; готовности к служению Отечеству, его защите; умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; контролировать процесс и адекватно оценивать результат своей учебной деятельности; расширить кругозор учащихся, способствовать развитию потребности в самообразовании.
В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры; показать связь математики с жизнью; прививать навыки исследовательской деятельности; способствовать повышению коммуникативной культуры учащихся; умению в ходе обсуждения поставить цель, обсудить план, определить последовательность своих действий на каждом этапе классного часа.
В предметном направлении: обобщение и систематизация знаний по темам курса математики 6-10 классов через решение практико-ориентированных задач; умение применять математические знания к решению нестандартных задач, а также в смежных дисциплинах и повседневной жизни; привитие интереса к изучению предметов «История» и «Математика», формирование готовности к непрерывному историческому и математическому образованию.
Задачи классного часа: повторить основные методы решения задач; повторить материал, необходимый для выполнения заданий; выполнить разноуровневые задания по теме; осуществить связь классного часа с жизнью.
Предметные: погрузить детей в атмосферу военного времени; расширить знания обучающихся о малой Родине в 1941-1945 гг., пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей малой Родины.
Личностные: воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою малую Родину и страну, уважения к подвигам героев, героев-земляков Великой Отечественной войны и чувства гордости за них, уважения и благодарности к ветеранам ВОВ, честности, благородства, сострадания; преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины; содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей малой Родине.
Метапредметные: развивать интерес к изучению истории и математики, выявлять связь этих предметов; расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Основные принципы работы:
1. Принцип вариативности.
2. Принцип сотворчества.
3. Принцип созидательной творческой деятельности.
4. Принцип гуманизма.
Тип классного часа: классный час с применением интеграции смежных дисциплин «История и Математика».
Оборудование классного часа: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, карта, карточки-слайды с заданиями.
Ход классного часа.
I этап (организационно - мотивационный)
Цель: постановка темы, цели и мотива классного часа.
Деятельность учителя | Деятельность ученика, характеристика видов деятельности | Компьютерное сопровождение |
Приветствует ребят, спрашивает о самой знаменательной дате в истории нашей Родины и вместе с ребятами определяет, что сегодняшний классный час будет посвящён малой Родине и Великой Отечественной войне. Далее учитель спрашивает: «А как, используя математику, можно повторить некоторые факты или узнать что-то новое из истории ВОВ?». Услышав ответ ребят, вместе определяют тему, цель и задачи классного часа. Учитель: «В жизни каждого из нас есть праздники и памятные даты, которые имеют особое значение. А есть такие случаи, когда стирается грань, когда личное становится общим, общее воспринимается как очень близкое, очень личное. 9 Мая, День Победы — это тот самый пример такого праздника. Это наш общий праздник, праздник каждого из нас, праздник всех российских семей. Естественно, у каждого из нас есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, прошли через горнило войны и с нашей малой Родиной. Сегодняшний классный час посвящаем нашей малой Родине-Красноармейскому району и Великой Отечественной войне: «След Великой Отечественной войны в моей Малой Родине». Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны и малой Родины с той минуты, когда фашистские полчища вероломно, без объявления войны хлынули через наши границы. Война, навязанная нам, была самым крупным вооруженным нашествием ударных сил империализма. В ее огне, полыхавшем от Баренцева до Черного морей, решалась судьба первого в мире социалистического государства, будущее сотен миллионов людей, судьба всей мировой цивилизации. (карта). Прошло 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое прошлое. Течет река времени, все дальше и дальше от нас эта война, а в памяти народной и поныне безмерные страдания военных лет и беспримерное мужество народа. Девиз классного часа: «Тот, кто сегодня помнит прошлое своей малой Родины и страны в целом, достоин будущего.» Включает видеоролик с документальными фотографиями и голосом Левитана о начале войны. Звучит отрывок песни «Священная война» | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя и определяют, какому знаменательному событию будет посвящён классный час и что, решая задачи на историческую тему, мы можем узнать много дополнительной информации о малой родине в годы ВОВ. (В качестве домашнего задания дополнительно учащимся было задано провести мини – исследования по темам и составить математические задачи по исследуемому материалу: Страницы истории Красноармейского района в 1941-1942 годах, Наши прадеды - наши герои!, ПАМЯТНИКИ ПАВШИМ ВОИНАМ, установленные в Красноармейском районе, Парк Победы Красноармейского района). Учащиеся стоя прослушивают отрывок из песни «Священная война». характеристика видов деятельности: постановка цели и задач классного часа | Слайд №1-4
Видеоролик с отрывком из песни «Священная война» |
II этап (актуализация знаний и умений)
Цель: повторение основных знаний и умений, необходимых для выполнения заданий (через работу, в которую включены элементы, использующиеся далее на классном часе.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика, характеристика видов деятельности | Компьютерное сопровождение |
Учитель: «У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями. Словом, малая Родина у каждого своя! Малая родина – это те места, где родился каждый из нас и сделал первые шаги в большую, наполненную чудесами и таинствами жизнь. Малая родина – это люди, с которыми мы общались, начиная с самого рождения: родители, дедушки и бабушки, родственники, соседи и друзья. Малая родина – это всё, что нас окружает с детства. Для кого-то близкие городские улицы и площади, для кого-то – просёлочные дороги, поля, леса, реки и озёра, плавающие по водной глади гуси и утки, стада коров, пасущиеся на лугах. Безусловно, это всё нам близко и дорого. Давайте совершим экскурсию по Красноармейскому району и достопримечательностям - памятникам павшим воинам, установленным в Красноармейском районе, а также решим математические задачи по данному материалу. (Презентация учащихся своего проекта-исследования и решение задач на тему: ПАМЯТНИКИ ПАВШИМ ВОИНАМ, установленные в Красноармейском районе)
Продолжим наше путешествие. Пройдём по улице и отдохнём в парке. Какое название носит парк? Ну а теперь посетим Парк Победы села Красноармейского, а также решим математические задачи по данному материалу. (Презентация учащихся своего проекта-исследования и решение задач на тему: Парк Победы Красноармейского района). |
отвечают на вопросы учителя и определяют, что такое в их понимании малая Родина. характеристика видов деятельности: слушают, обмениваются информацией, рассуждение, вывод; определение понятия «малая Родина».
Возможно, кто-то из учащихся решает задачу другим методом. характеристика видов деятельности: чтение выражений, применение правил, формул, решение задач, планирование хода решения задачи с использованием математического моделирования. Ребята продолжают вычислительную работу, применяют различные приёмы решения задач. характеристика видов деятельности: планирование хода решения задачи с использованием математического моделирования, выбор рациональных способов вычислений и решений, вывод.
Отвечают на вопросы учителя и определяют ответ на данный вопрос. характеристика видов деятельности: слушают, обмениваются информацией, рассуждение, анализ, вывод; Задания выполняются устно, фронтально, при наличии ноутбуков на партах можно индивидуально. характеристика видов деятельности: работа в паре, решение задач Ребята продолжают вычислительную работу, применяют различные приёмы решения задач. характеристика видов деятельности: выбор рациональных способов вычислений и решений, вывод. | Слайд № 5
Презентация учащихся своего проекта-исследования и задач на тему: ПАМЯТНИКИ ПАВШИМ ВОИНАМ, установленные в Красноармейском районе. (Приложение 1)
Презентация учащихся своего проекта-исследования и решение задач на тему: Парк Победы Красноармейского района. (Приложение 2) |
III этап (практическая деятельность)
Цель: Выполнение практических заданий с исторической составляющей.
Деятельность учителя | Деятельность ученика, характеристика видов деятельности | Компьютерное сопровождение |
Учитель: «Мы – наследники Великой Победы – преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей. Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран. Минутой молчания почтим память тех, кто свои жизни отдал борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать. Об уроженцах Красноармейского района - героях Великой Отечественной войны. Презентация учащегося своего проекта-исследования и решение задач на тему: Наши прадеды - наши герои! - «Задачи о героях Великой Отечественной войны Чувашской Республики» Учитель: Из истории о Великой Отечественной войне в Красноармейском районе: Всего по данным Красноармейского районного военного комиссариата было мобилизовано из нашего района 6030 человек. Всего не вернулось домой 2162 человек. Много славных дел вписано уроженцами Красноармейского района в историю Великой Отечественной войны. Так, гвардии старший сержант В. Васильев, родом из с. Большая Шатьма, в бою на подступах к р. Одер, подпустив идущих во весь рост гитлеровцев на близкое расстояние, в упор расстрелял до 20 немцев. В результате противник был отброшен с занимаемого им рубежа. На следующий день в очередном бою за овладение плацдармом на западном берегу р. Одер, когда немцы перешли в наступление с целью выбить наши подразделения с захваченного плацдарма, расчет Васильева отразил 3 яростные атаки, уничтожив при этом более 60 гитлеровцев. Рискуя жизнью, в обстановке почти полного окружения его расчет стойко держался на занимаемом рубеже и не пустил ни одного немца. В этом яростном бою Васильев погиб, выполнив до конца свой воинский долг перед Родиной. Среди тех, кто не щадя жизни воевал на фронте, были десятки женщин из Красноармейского района. Одна из них - уроженка с. Именево В. Петрова (Осипова), связистка. Будучи в составе роты, которая попала в окружение врага, она проявила смелость, решительность и военную находчивость, тем самым увлекла бойцов на истребление живой силы и техники врага. В тылу все работы выполнялись женщинами, пожилыми людьми и подростками. Можно назвать имена сотен людей, которые на полях и фермах своим самоотверженным повседневным трудом обеспечивали фронт всем необходимым. Так, в колхозе "Янмурзино" многие колхозники свои дневные нормы перевыполняли в 2-3 раза. Для того чтобы все женщины имели возможность принять активное участие в коллективном труде, были организованы в колхозе детские ясли. В течение года колхозница А. Тихонова выработала 404, мать малолетнего ребенка М. Петрова - 309, В. Тимофеева, которой было уже за 60 лет - 238 трудодней. Особо следует подчеркнуть работу подростков. В 1942 году Матрене Михайловой было 12 лет. Участвуя в сельхозработах, она в том году выработала 115 трудодней. Во время отдыха она проводила читку газет для колхозников. Колхозный кузнец Л. Гордеев, кроме ремонта машин своего колхоза, ремонтировал машины соседнего хозяйства. Раньше в колхозе не имелось овцеводческой и птицеводческой ферм. С целью, чтобы иметь возможность все больше и больше поставлять мяса для фронта, в Янмурзине организовали фермы по разведению овец и гусей. Нынешнее поколение красноармейцев по праву может гордиться и теми, кто стойко перенес все тяготы войны и после ее окончания, о великом подвиге советского народа рассказывал молодежи, бывая в школах, в студенческих и заводских общежитиях. К таким ветеранам войны прежде всего относится уроженец д. Анаткасы полковник П. Т. Трофимов, награжденный тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды. Презентация учащегося своего проекта-исследования и решение задач на тему: «Страницы истории Красноармейского района в 1941-1942 годах в математических задачах» (Приложение) | Минута молчания Коллективное обсуждение условия задачи, выбора метода решения (уравнения), составление уравнения учащиеся производят самостоятельно, затем один учащийся ведёт решение задачи у доски. Возможно, кто-то из учащихся решает задачу другим методом. характеристика видов деятельности: планирование хода решения задачи с использованием математического моделирования
Учащиеся слушают и анализируют информацию «Из истории о Великой Отечественной войне в Красноармейском районе» характеристика видов деятельности: слушают, обмениваются информацией, рассуждение, анализ, вывод; Решают задачи, применяя логический метод. характеристика видов деятельности: слушают, обмениваются информацией, рассуждение, вывод. | Слайд №6
Наши прадеды - наши герои! – «Задачи о героях Великой Отечественной войны Чувашской Республики» (Приложение 3)
Презентация учащегося своего проекта-исследования и решение задач на тему: «Страницы истории Красноармейского района в 1941-1942 годах в математических задачах» (Приложение 4) |
IV этап (рефлексия)
Цель: Через самостоятельную работу с последующей самопроверкой оценить качество повторения тем, связанных с вычислениями и решением задач
Деятельность учителя | Деятельность ученика, характеристика видов деятельности | Компьютерное сопровождение |
Учитель: «75 лет назад всю землю озарил великий праздник мира - Победа в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой она досталась. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил это зло. Этот подвиг будет жить в наших сердцах вечно. Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.» | Выполняют оценивание собственной деятельности на классном часе. Определяют, как математика помогала нашему народу победить в жестокой войне с фашистами, определяют связь истории, математики и ПОБЕДЫ. характеристика видов деятельности: слушают, обмениваются информацией, рассуждение, вывод. | Слайд №7 (с изображением могилы неизвестному солдату и словами: «Никто не забыт, ничто не забыто» |
V этап (итог, домашнее задание)
Цель: подвести итог классного часа.
Деятельность учителя | Деятельность ученика, характеристика видов деятельности | Компьютерное сопровождение |
Учитель: 9 мая страна салютовала победителям. 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы. Прошло 75 лет, уже почти нет в живых тех, кто защищал нашу Родину. Но они по-прежнему в строю, в рядах Бессмертного Полка, шагают и будут шагать вместе с внуками и правнуками по городам нашей необъятной Родины в самый главный день- День Великой Победы! «Итак, ребята, сегодня у нас прошёл необычный классный час истории и математики, мы не только решали примеры и задачи, но и вспомнили информацию о ВОВ в Красноармейском районе-малой Родине. Поставьте в свой лист самооценки отметку за каждый этап классного часа и напишите, что нового вы сегодня узнали. Задание на дом: Придумать 3 задачи по теме Великая Отечественная война, использовать исторические факты. Решить их. Всем спасибо за работу, классный час окончен, до свидания. | Звучит отрывок из песни «День Победы» Работают с листом самооценки и записывают домашнее задание. характеристика видов деятельности: самооценка, подведение итогов | Видеоролик с отрывком из песни «День Победы» завершает классный час |