Классный час в 8 классе на тему «Смел только тот, у кого правда»
Классный час «Смел только тот, у кого правда».
Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 8-11 классов, содержит сведения об историческом прошлом Родины, о произведениях, посвященных подвигам, совершенным в годы ВОВ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
Опережающее задание: прочитать произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у учащихся, формировать чувство гордости за свою Родину
Задачи:
- познакомить учащихся с исторически значимыми для страны событиями;
- прививать интерес к истории;
- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других;
Метапредметные:
1. Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;
2. Регулятивные: удерживание задачи; самооценка
3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе
Оборудование: проектор, экран, видеоролик, книга Б. Васильева «А зори здесь тихие», выставка книг, посвященных ВОВ.
Методы и приемы:
Пример (воспитательная сила примера)
Методы воспитывающих ситуаций
Повествование
Назначения и отчёты (прочтение и обсуждение книги)
Форма: классный час, беседа
Ход классного часа:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на экран. Вы видите 3 изображения. Какой темой объединены эти картинки?
Ответы учащихся
(На данных картинках изображена война. Мы видим на одном из изображений вечный огонь, который символизирует память о подвигах, совершенных в годы ВОВ. И т.п.).
Ведущий: Конечно, все изображения объединены темой войны. Самой драматичной страницей в истории нашей страны являются годы страшной и кровопролитной войны. Известный писатель Борис Васильев писал: «Война - это кто кого передумает. Войну не перекричишь... Она выстрел слышит, а голос - нет. Убивает не только пуля, не только клинок или осколок - убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость».
Вслушайтесь и вдумайтесь в эти слова. Как вы их понимаете?
Ответы учащихся. (Война – страшное время, время, которое испытывает человека, проверяет не только его физическую силу, но и моральные качества. Лишь истинно преданный Родине человек, способный поставить интересы своей страны выше своих собственных, способен на героический поступок. Такие становились героями! А другие – предателями, думающими только о сегодняшнем моменте, считая, что, спасая свою жизнь здесь и сейчас, обретут мирное небо над головой в будущем). Возможны и другие варианты ответов.
Ведущий: Спасибо! Хорошо. Именно о людях, способных на подвиг, и писал Б. Васильев. Одним из известнейших произведений этого автора является повесть «А зори здесь тихие», посвященная описанию тяжелой судьбы девушек-зенитчиц и их командира в годы второй мировой войны. На третьем фото вы как раз и видите героев одноименного фильма.
Обратите внимание на экран, сейчас вы увидите эпизоды из фильма «А зори здесь тихие». Посмотрите и попробуйте прочувствовать, что испытали герои произведения. (видео 3 мин)
Ведущий: Вспомните, кто были героями произведения? Страшно ли им было? Как вели себя девушки в минуты опасности? Кто был командиром?
Ответы учащихся (Герои произведения Б. Васильева 5 девушек – зенитчиц: Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. Обычные девушки, озорные, веселые, наивные, хрупкие и незащищенные, оказываются на войне.
«Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, трещали как сороки, загорали, вместо команды – «полная насмешка» («Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала просто не верится, что им придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.
Каждая из этих девушек оказывается на войне неслучайно. У каждой свои счеты с врагом.
У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет».
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.
У Сони Гурвич - «дружная очень большая семья в оккупированном Минске».
Она любит театр, поэзию.
У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.
Таким образом, героини олицетворяют собой образ женщины – патриотки, способной на защиту своей Родины.
Шаг за шагом помещая героев в экстремальные ситуации, писать показывает психологическое состояние героев. В минуты опасности они не пали духом, проявляли силу и волю, неукоснительно выполняя приказы командира Васкова. По ходу повествования мы узнаем о судьбе героя, он рано остался без отца, поэтому ему пришлось стать для всей его семьи кормильцем. Он добросовестный человек и в мирной, и в военной жизни. Переживает за каждого бойца, стремится к порядку во всем.
Бой, в котором он оказывается, становится испытанием, благодаря которому раскрывается истинный характер Васкова. Казалось бы расчётливый и жестокий, черствый старшина, а на самом деле оказывается чувственным и сострадающим. Узнавая все больше о судьбе девушек, он начинает иначе к ним относиться, понимает, насколько им страшно, но они, не смотря ни на что, идут вперед.
Ведущий: Как вы думаете, почему в финале все девушки погибают?
Ответы учащихся (Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Чтобы остановить врагов, им пришлось пожертвовать жизнью. И каждая из них, умирая, понимала ради чего совершает этот подвиг.)
Чтение последнего разговора Васкова и Риты (гл.14). заранее подготовленным учеником.
Ведущий: В финале повести Васков остается один на один с врагом. Скажите, что помогло ему не сдаться?
Обратимся к тексту: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия».
Ответы учащихся. (Старшина понимает, если он не справится с врагом, то гибель девушек будет напрасной. Каждый должен сделать возможное для фронта на вверенном ему участке. И тогда «зори будут тихие»).
Ведущий: Обратимся вновь к названию повести. Что оно символизирует?
Ответы учащихся.
Ведущий: Природа и военная реальность противопоставлены в повести. «Благословенный и мирный край» принимает бои на себя. В финале повести люди удивляются, что здесь проходили сражения, ведь «зори здесь тихие». Девушки победили, за ними осталась «правда»: войну можно остановить, если преданно служить своей Отчизне, быть способным на подвиг во имя мирного будущего других людей.
Как вы думаете, актуально ли произведение сегодня?
Ответы учащихся.
Подвиг – это неустанный труд и ответственность перед будущими поколениями. Долг перед Родиной побеждает страх и боль. Убежденность в правоте, сила духа, величие дела – вот что придавало сил во все времена людям. Всем необходимо помнить, какой ценой досталась победа!