Классный час в 4 классе на тему «Правда и ложь»

7
1
Материал опубликован 20 December 2017 в группе

Классный час в 4 классе на тему «Правда и ложь»

Составила и провела: Чижанова Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов, первой квалификационной категории

Цель: объяснить детям, почему лгать плохо

Задачи:

1. Определить понятия словам – правда, ложь.

2. Формировать нравственные качества обучающихся – честность, справедливость.

3. Воспитывать положительные человеческие качества.


 

Ход классного часа

1. Определение темы классного часа.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ. И вы, выслушав его, скажете, на какую тему мы с вами будет сегодня говорить.

Лгун.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

- Почему не прибежали на помощь люди?

- А если бы мальчик не обманывал людей, пришли бы люди к нему на помощь?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего классного часа? (Правда и ложь)

2.Обсуждение понятий «правда», «ложь».

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

 (Истина, честность).

-Что значит быть честным?

-Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины).

- Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман).

- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

- На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

3. Ситуации из школьной жизни. 
- Поговорим о ситуациях из школьной жизни. 
Как вы поступаете, если: 
- получили двойку; 
- потеряли сменную обувь; 
- опоздали на урок; 
- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? 
- разбили красивую вазу? 
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом? 

4."Что легче?" В.А. Осеева Рассказ для детей про ложь

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.


 

- Как вы думаете из троих мальчиков кто поступил правильно? (третий). Почему?

- Рассердилась мама на третьего мальчика за правду? (нет)

- А двое остальных мальчиков правильно поступили что солгали? (нет). Почему?

- А как бы поступили вы в этой ситуации?

5. Чтение рассказа В. Осеевой «Ябеда».

 Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». - Бывают такие ситуации, когда человек говорит правду, а на него за это обижаются. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда». 


Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит. 
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился. 
- Кто разбил горшок? – спросила учительница. 
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал: 
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился. Все пройдет - одна правда останется. Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…» 

- А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой?

-Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? 
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому? 


 

6. Игра « Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.


 

7.Итог классного часа. 
- Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

- Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1)    Сказал – сделай.

2)    Не уверен – не обещай.

3)    Ошибся – признайся.

4)    Говори только то, что думаешь.

5)    Не можешь сказать правду – объясни почему.

6)    Поступай только честно.

-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.



 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

86 % совпадений с этим материалом. http://detimir.ucoz.ru/news/klassnyj_chas_na_temu_pochemu_ljudi_lgut/2014-12-10-360 Отсутствует сюжет про Лунтика, есть оригинальная вставка текста про мальчика-пастушка, а сценарий сокращен, но текст учителя совпадает.

25 February 2018