Классный час в 4 классе на тему «Правда и ложь»
Классный час в 4 классе на тему «Правда и ложь»
Составила и провела: Чижанова Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов, первой квалификационной категории
Цель: объяснить детям, почему лгать плохо
Задачи:
1. Определить понятия словам – правда, ложь.
2. Формировать нравственные качества обучающихся – честность, справедливость.
3. Воспитывать положительные человеческие качества.
Ход классного часа
1. Определение темы классного часа.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ. И вы, выслушав его, скажете, на какую тему мы с вами будет сегодня говорить.
Лгун.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорее, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
- Почему не прибежали на помощь люди?
- А если бы мальчик не обманывал людей, пришли бы люди к нему на помощь?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего классного часа? (Правда и ложь)
2.Обсуждение понятий «правда», «ложь».
Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?
(Истина, честность).
-Что значит быть честным?
-Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины).
- Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман).
- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?
- На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.
3. Ситуации из школьной жизни.
- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
- получили двойку;
- потеряли сменную обувь;
- опоздали на урок;
- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
- разбили красивую вазу?
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
4."Что легче?" В.А. Осеева Рассказ для детей про ложь
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.
- Как вы думаете из троих мальчиков кто поступил правильно? (третий). Почему?
- Рассердилась мама на третьего мальчика за правду? (нет)
- А двое остальных мальчиков правильно поступили что солгали? (нет). Почему?
- А как бы поступили вы в этой ситуации?
5. Чтение рассказа В. Осеевой «Ябеда».
Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». - Бывают такие ситуации, когда человек говорит правду, а на него за это обижаются. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился. Все пройдет - одна правда останется. Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»
- А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой?
-Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
6. Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
* На березе растут шишки.
* Волк может сидеть на дереве.
* Зимой идет снег.
* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.
* Если дому становиться скучно, он идет гулять.
* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
* Вчера был четверг.
* Наша земля плоская.
* Писатели пишут книги.
* Петух играет на рояле.
* На елке растут яблоки.
* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
* Ложь может приносить вред окружающим.
7.Итог классного часа.
- Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.
- Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.
- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.
1) Сказал – сделай.
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
Сафонова Елена Валерьевна