12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнюшенко Ирина Дмитриевна231
Россия, Ставропольский край
1

Классный час «Смотри на меня как на равного»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» с.Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края


Классный час


«Смотри на меня как на равного»



Разработал:

Корнюшенко Ирина Дмитриевна,

классный руководитель 8 А класса


Классный час

«Смотри на меня как на равного»

Цель:

сформировать в сознании обучающихся социально-психологическую готовность к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив.


Задачи:

Познакомить с проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья через создание проблемных ситуаций.

Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


Участники: учащиеся, классный руководитель.


Форма проведения: практикум с элементами беседа.


Оборудование:

1.Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации;

2.Раздаточный материал:

- наборы для аппликации;

- подписанные конверты с материалами к классному часу;

- буклеты.

3.Аудиозапись инструментальной музыки.

Подготовительный этап:

1. Подготовка презентации «Смотри на меня как на равного».

2. Подготовка панно «Смотри на мгеня как на равного» .

3. Подготовка наборов для аппликации.

4. Изготовление буклетов.


Ход классного часа


Слайд № 1

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! (приветствие обучающихся)

А теперь я попрошу вас повернуться к гостям нашего классного часа и поздороваться. Спасибо, присаживайтесь!

Сегодня классный час у вас проведу я, Корнюшенко Ирина Дмитриевна, учитель и классный руководитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» села Дивного.

"Здравствуйте!" Любую встречу мы начинаем именно этим словом. И все вы знаете, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращено.

Здоровье очень важно для человека, это подарок судьбы. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Слайд № 2 Ступени


Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным, 
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!

Учитель: Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик Антон! Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. Ребята, а почему Антон так не любит ступени?

(ответы обучающихся. Он инвалид-колясочник, ребёнок с заболеванием опорно-двигательной системы, инвалид по зрению и др.).

Слайд № 3

Учитель: Действительно, для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием. Итак, я думаю, вы поняли, кому посвящён наш сегодняшний классный час, тема которого «Смотри на меня как на…». А закончить эту фразу я предлагаю вам в конце нашего мероприятия.

Слайд №4 (на экране, на фоне фото Астахова)

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка: «Число детей-инвалидов каждый год растет: 2015 год - 542 тыс. человек, 2013 - 521 тыс. человек, в 2011 - 505 тыс. человек»

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, то есть таких людей, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Таких людей много как среди взрослых, так и среди детей. Что это за дети?

Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Не имея возможности  передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. А правильно ли это?


Слайд №5 (клип «Мы просто другие»)

Ребята, какое чувство вы испытали, посмотрев видеоклип?

(ответы детей. Жалость)

Учитель: Большинство людей испытывают жалость, глядя на таких людей. А ведь жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Им нужнее спокойное, доброе, внимательное отношение.

Мы воспринимаем мир целиком: глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Мы можем двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать.

Слайд №6 Но не всем людям повезло так, как нам. С какими же проблемами сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья? Попробуем вместе в этом разобраться.


Каждой группе я предлагаю посмотреть и обсудить видеоролик. Будьте внимательны. После просмотра вы должны ответить на вопрос: в чём смысл сюжета?

Итак.

Сюжет для 1 группы («Журавлики»). (Инвалидами не только рождаются, но и становятся; такие люди могут быть успешнее обычных).


Сюжет для 2 группы («Толерантность»). (Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются во внимании, заботе, особенно со стороны семьи).


Сюжет для 3 группы («Игрушки»). (Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже хотят быть нужными кому-то и также могут быть любимы).

Через 1 минуту вы должны ответить, в чём смысл сюжета, который вы посмотрели. (обсуждение)

Обсуждение закончено, предлагаю вам высказаться.


(высказывания обучающихся)


Слайд №7 Учитель: Согласитесь, здоровые сверстники не всегда охотно принимают таких детей в свой коллектив.

(На экране В Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:

на семью;

на заботу и защиту со стороны государств

посещать школу и учиться;

на равенство в правах;

свободно выражать свои мысли;

на собственное мнение;

на имя и гражданство;

на получение информации;

на защиту от насилия и жестокого обращения;

на медицинское обслуживание;

на отдых и досуг)

А ведь они имеют право посещать школу и учиться вместе со всеми, заниматься в кружках. Слайд №8 Такое обучение называется инклюзивным.

(Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала).

Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не чувствовали себя в коллективе одинокими, (Слайд №9) мы должны учиться сосуществовать друг с другом и быть терпимыми и уважительными к другому, иному, не такому, как мы сами. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.

А сейчас мы вместе попытаемся понять, насколько трудно в нашем мире жить «особым детям» и как мы можем помочь им не чувствовать себя беспомощными.

Давайте проведём эксперимент. У вас на столах конверы. Откройте конверт №1, возьмите каждый по цветку.


Обратите внимание на экран. Слайд № 10


Те у кого цветок жёлтого цвета – это люди с проблемами зрения.

Те у кого цветок оранжевого цвета – это люди с проблемами слуха.

Те у кого цветок фиолетового цвета – это люди, не имеющие правой руки.

Те у кого цветы красного цвета – это здоровые люди.


Те, у кого проблема со зрением надевают повязки.

У кого проблема со слухом вставляют в уши беруши.

Не имеющие правой руки, закладывают её за спину.


Слайд № 11 А теперь коллективная работа.


Ваша задача – сделать аппликацию. На работу вам даётся 5 минут.


Учитель:

Первые вопросы тем, чьи возможности были ограничены

Как вы себя ощущали?

Как вы участвовали в коллективной работе?

Получили ли вы поддержку от товарищей? В чём она выражалась?

Теперь вопросы для остальных членов группы

Как вы себя ощущали, находясь рядом с теми, чьи возможности отличаются от ваших?

Они помогали или мешали вашей работе?

Для всех

Как связана ситуация нашего эксперимента с жизнью?

Какие уроки можно извлечь из этой работы?


Слайд № 12 Я думаю, что вы все согласны с тем, что с дружеской помощью всем людям в жизни намного комфортнее, надежнее. А это значит, что 12-летний Антон, автор стихотворения ступени, сумеет преодолеть все препятствия на пути к своей мечте, а герои видеороликов не будут себя чувствовать одинокими.

Дети с ограниченными возможностями здоровья хотят жить такой же полноценной жизнью, как и все остальные.

Значит они хотят, чтобы на них смотрели как на каких? Думаю, мы готовы закончить фразу «Смотри на меня как на …».

Итог классного часа.

- Ребята, сегодня мы с вами говорили о детях с ограниченными возможностями здоровья, многие из вас ощутили на себе, как трудно порой жить этим людям.

По вашим глазам, я поняла, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца.

Рефлексия занятия.

Слайд № 13 А сейчас, возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах в конверте №3, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые вы хотите сказать детям с ограниченными возможностями здоровья. Сердечки с пожеланиями прикрепите на плакат.

( звучит музыка)

Вы все написали добрые, хорошие слова поддержки детям и это может означать, что время, проведенное вместе, не прошло для вас даром.

Слайд № 14

Дети с ограниченными возможностями здоровья…


У них свой путь, у них своя дорога, 

Но, как у каждого, есть право жить. 

Как у любого, в душе, порой, тревога. 

Они умеют, как и ты, любить. 

Не видя мир, они мечтают 

И просто верят в чудеса. 

Они, как ты, весну встречают, 

И знают: 

впереди их ждут любовь и доброта. 


( гиперссылка клип «Любовь и доброта»)



Слайд №15 Спасибо за работу.







Самоанализ классного часа

«Смотри на меня как на равного»


Выбранная для классного часа тема о детях с ограниченными возможностями здоровья мне кажется актуальной, потому что в современном обществе именно такие дети оказываются наиболее незащищёнными. Государство поставило на особый контроль вопросы защиты детей и соблюдения их прав. В настоящее время реализуется государственная программа «Доступная среда», направленная в том числе на создание безбарьерной образовательной среды, в которую включаются общеобразовательные школы страны. В этих школах проводится инклюзивное обучение. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья имеют такое же право посещать школу и учиться, как и здоровые дети. Но не всегда обычные школьники готовы принять в свой коллектив ребенка с ограниченными возможностями.


Поэтому цель классного часа:

Сформировать в сознании обучающихся, не имеющих нарушений в развитии, социально-психологическую готовность к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья в свой коллектив.

Классный час проходил в 8 классе, присутствовало 18 человек.

Классный час я провела в форме практикума с элементами беседы. Этот классный час имел выраженную духовно-нравственную направленность и должен был подтолкнуть учеников к размышлениям над ситуациями, к поискам ответов на некоторые вопросы, касающиеся защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающие уважительное отношение к ним. Для достижения поставленных целей в классном часе были использованы следующие формы:

- определение понятий;

- беседа;

- обсуждение вопросов фронтальное и в группах;

- коллективный анализ и оценки;

- разрешение практических ситуаций;

- афиширование результатов;

-открытая рефлексия с использованием тренинга свободного говорения учащихся;

-для создания необходимого эмоционального фона были использованы видеоролики и отрывки музыкальных произведений.

Через создание проблемных ситуаций, через практические упражнения дала возможность ученикам, не имеющим нарушений развития, прочувствовать на уровне физических ощущений те ежедневные сложности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями. На занятии ребята чувствовали себя свободно, раскованно, с интересом выполняли задания.

Для того чтобы сделать общение более насыщенным и интересным, было применено мультимедийное оборудование.

Я считаю, что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие, мною достигнута. Ученики находятся на пути принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в детский коллектив, они готовы помочь, поддержать «особого ребенка», признают право каждого ребенка, независимо от его способностей и ограниченных возможностей учиться вместе с обычными детьми.

План классного часа реализован полностью, расчётное время совпало с реальным.

Ребята мне очень понравились. Общение с ними, на мой взгляд, проходило интересно. Они легко пошли на контакт с новым для них человеком. Уровень отношений с учениками соответствовал их возрастным особенностям. Мне хотелось бы выразить благодарность классному руководителю и пожелать дальнейших успехов в работе.










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.