Классный час в 5–8 классах на тему «Страшные глаза войны»
Храповицкий Алексей Николаевич,
учитель английского языка МБОУ СОШУИП №3 г.Лабытнанги Ямало-Ненецкого АО
Классный час на тему: «Страшные глаза войны». (Слайд 1)
Цель: - духовно-нравственное и правовое воспитание;
- развивать любовь к мирной жизни;
- расширять образовательный кругозор;
- развивать творческие навыки работы в группе.
Оборудование: иллюстрация картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», раздаточный материал, грамзапись отрывка песни «Бухенвальдский набат», сопровождающая презентация, произведения Я. Корчака.
Ход занятия.
1) Организационный момент. Добрый день, ребята! 2020 год – год особой памяти, в этом году отмечается 70-я годовщина победы в Великой отечественной войне. Сегодня мы с вами постараемся заглянуть в страшные глаза войны, и вы узнаете о поступке самопожертвования одного педагога.
2) Корчак и его поступок. (Слайд 2) ...Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожали сотни тысяч людей из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».
Януш Корчак — великий педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел их учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в газовую камеру.
3) Диалог о Корчаке. (Слайд 3) Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, конечно же, понимая, что ничего уже не сможет изменить в их судьбе? (Дети отвечают)
4) Корчак и его поступок. (Слайд 4) Возможны разные пути сопротивления злу. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым сберег бы жизни других детей. Однако Корчак избирает свой путь: он идет на самопожертвование, чтобы в трагический час быть моральной опорой для несчастных сирот, примером нравственной стойкости. Таков был личный путь борьбы Януша Корчака со злом во имя добра.
Почему же он выбрал именно этот путь? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить одних в трагический момент. Сердце, наверное, говорило ему, что не потом, а именно сейчас, сию минуту, перед тем, как шагнуть в пропасть, детям нужна его поддержка — единственно близкого человека. И не смог он оставить своих воспитанников одних, даже во имя будущей победы, даже осознавая их (и свою) обреченность.
5) Словарная работа. (Слайд 5) Посмотрите, данные словосочетания объединены общей темой: «Народная память о подвиге во время Великой отечественной войны». Скажите, какими бы вы словами, из предложенных, охарактеризовали поступок Я. Корчака?
1. Мраморный памятник 2. Обелиск из гранита 3. Митинг на площади 4. Подлинный патриотизм 5. Народная память 6. Крепко любить 7. Священный долг 8. Общественные идеалы 9. Вековые традиции 10. Патриотический порыв | 11. Символ непобедимости 12. Прославлять подвиг 13. Преданность детям 14. Моральный закон 15. Правое дело 16. Творить добро 17. Преданно служить 18. Решить бороться 19. Урок ненависти 20. Нравственная стойкость |
(Дети выбирают и комментируют слова)
6) Определения фашизму. Уничтожен Дом сирот… Это только капля в море бед, которые принес фашизм миру. И самое страшное в том, что страдали дети, женщины, старики – самые беззащитные люди. Дети наравне с взрослыми работали в тылу, в плену, в оккупации.
Что же такое фашизм? Константин Симонов, прошедший войну с первых до последних дней, выступая на митинге в 1946 г. в Сан-Франциско, дал следующие определения: (Слайд 6)
Фашизм – это человеконенавистничество.
Фашизм – это презрение к другим народам.
Фашизм – это культ грубой силы.
Фашизм – это унижение человеческой личности.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом.
Уже давно на Западе пытаются обелить фашистских преступников. Словно не было концлагерей, не существовало газовых камер и душегубок, «фабрик смерти».
Посмотрите на фотокадры, запечатлевшие ужасы геноцида над людьми фашистскими преступниками. (Слайды 7, 8, 9).
(Слайд 10) Давайте ещё раз послушаем заключительные строки К.Симонова из «Уроков на будущее». (Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которые излечиваются просто солнцем и свежим воздухом…) Наша святая обязанность помнить и не дать возможности повториться тому, что пришлось пережить нашим отцам и дедам.
7) Конституция. В Конституции – основном законе России – есть статья. (Слайд 11)
Конституция Российской Федерации.
Статья 29.
(…)
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Имеет ли эта статья отношение к той проблеме, которую мы поднимаем? (Беседа)
8) Коллективная творческая работа. Рефлексия. Давайте теперь с вами создадим образы мира и войны такими, какими мы их понимаем. (Класс делится на три группы. I группа подбирает словарные ассоциации под определение «Мир», II группа подбирает словарные ассоциации под определение «Война», III группа составляет коллаж «Мир». Готовые работы вывешиваются на доске) Что мы выберем: войну или мир?
9) «Апофеоз». А теперь я хочу показать знаменитую картину Василия Верещагина «Апофеоз войны», которая написана в 1871 году. На раме читаем надпись: «Всем завоевателям, прошлым, настоящим и будущим». (Слайд 12) Это предупреждение всем, кто проповедует идеи войны, это предупреждение всем, кто выступает против войн.
10) Заключение. В заключении прослушаем отрывок песни (3 куплет) «Бухенвальдский набат» на слова А.Соболева, музыку написал композитор Мурадели. (Слайд 13) (Прослушиваем стоя)