Классный час в 10–11 классах на тему «Святое наше воинство»
Классный час «Святое наше воинство».
Класс: 10-11 класс.
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
Цель: способствовать формированию у школьников жизненных нравственных ценностей.
Задачи:
1. Развивать у школьников способность открыто выражать свое мнение, и аргументировано отстаивать свою позицию.
2. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
3. Развивать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
УУД
Личностные:
1. осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
2. моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение.
Регулятивные:
1.умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Познавательные:
1. умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
2.умение вербализировать эмоциональное впечатление, оказанное источником;
3.умение выявлять и называть причины события, ситуации, процесса.
Коммуникативные:
1. корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
2. критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
3. предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4. выделять общую точку зрения в дискуссии;
5.договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
Форма: беседа с элементами дискуссии.
Подготовительная работа: подготовка презентации; подбор литературы; подготовка выступающих; оформление тематической выставки художественной литературы по теме.
Ход мероприятия.
Наше время наполнено ритмом и плотным графиком. Переполнено большим количеством контактов и забот. Создается впечатление, что все бегут по жизни смело и напористо. В такой суматохе некогда думать об окружающих нас людях. Нас не волнуют их чувства и настроения. Тут самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной гонки. И вот мы уже в плену своих забот, эгоизма и себялюбия.
1. Скажите, волнует ли вас отношение окружающих людей или вам безразлично как к вам относятся?
Обсуждение.
Действительно, нам не безразлично как к нам относятся окружающие. Мы хотим, чтобы нас любили, уважали, ценили.
2. А что необходимо человеку для того, чтобы к нему относились с любовью и уважением? Может быть, существуют какие-то правила?
Обсуждение.
Итак, давайте разберемся. Дело в том, что единых правил нет, но есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип существует на протяжении всей истории человечества и называется «золотое правило нравственности». Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось. Перед вами строки, написанные в разные времена, разными людьми.
1. V век до нашей эры. Строчки из древнеиндийского эпоса: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям».
2. Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
3. Строки из XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
3. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?
Обсуждение.
Вы правы. Вывод один: не делай другому того, чего сам себе не желаешь. Вернемся к началу нашего разговора. Потребность в общественном одобрении свойственна каждому из нас. Для каждого человека всегда важно, как к нему относятся окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки.
4. Как называется добрая слава о человеке, о его делах?
Да, правильно. Это честь. Издавна в общественном сознании закрепились народные мудрости. Вы их хорошо знаете, и я думаю, что слышали не один раз. Завершите поговорки и пословицы.
1. Честь тверда, в слове… (стойка).
2. Береги платье снову, а честь… (смолоду).
3. Честь головою… (оберегают).
4. Всякому своя честь…(дорога).
5. Не кусок пирога, а честь…(дорога).
5. А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово? По каким поступкам определяют честь человека?
Обсуждение.
В толковом словаре В.И. Даля честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
«Сокровище на свете разве есть
Ценней, чем незапятнанная честь?
Нужнее жизни добрая мне слава:
Ее отдав, на жизнь утрачу право».
(У. Шекспир)
Об этом же пишет советский поэт Булат Окуджава.
Я предлагаю вам прослушать это замечательное стихотворение в его собственном исполнении.
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
(«Совесть, благородство и достоинство…» Б. Окуджава)
У человека может быть много замечательных качеств. Но достойный этот человек или нет, мы узнаем только тогда, когда увидим, как эти хорошие качества применяются им на деле. Всегда надо помнить, что «человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).
«Чувство собственного достоинства…» Б. Окуджава.
(Предложить прочитать стихотворение ученице класса.)
«Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой».
Сознание собственного достоинства находится в тесной связи с нашей совестью.
6. Что такое совесть и зачем она нужна?
Вот некоторые высказывания. Согласны вы с авторами или нет?
1. «Совесть это программа. Программка, поставленная для того, что бы из обезьянки человека сделать. Ну что вы как маленькие». (Комментарий)
2. «Жалок тот человек, в ком совесть нечиста». (А.С. Пушкин)
3.«Совесть — взгляд твой на жизнь,
И оценка поступков,
Правда жизни и смысл, —
Говорил внуку дед.
Чистой совесть держи,
Береги сосуд хрупкий,
Уваженье людей
Ты заслужишь в ответ».
Учащиеся высказывают свое мнение.
Совесть – это «внутренний судья». Она помогает человеку осуществлять самоконтроль, давать правильную оценку поступкам. О совести говорят обычно как о чувстве нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом в целом.
У Владимира Короткевича есть рассказ «Паром на быстрой реке».
Трагические события развернулись в ненастную августовскую ночь. Жена одного из руководителей повстанческих отрядов везет документ о помиловании своего мужа. Царские генералы отдали своим подчиненным приказ сделать так, чтобы она опоздала, и приговор был бы приведен в исполнение. У переправы дежурит отряд солдат и два офицера. Один из офицеров, Леонович, старается любыми способами задержать женщину. Он не позволяет ей переправляться через реку, объясняя все непогодой. Напрасно она взывает к его милости. Другой офицер, Горов, тайно помогает женщине. Но все напрасно, приговор привели в исполнение. Леоновичу в присутствии Горова передают благодарность. Горов шокирован. Он вызывает Леоновича на дуэль. Горов стреляет не целясь. Он удивлен, когда видит, что Леонович падает, отбрасывая свой пистолет в болото. Умирая, Леонович говорит: «Пистолет в болото... Спасибо вам... Спасибо». Он все решил заранее, обставить дуэль как несчастный случай. Шагнув под пулю, сам решил свою участь. Избавился от угрызений совести и бесчестья. Человек, который говорил: «Есть мой мозг и моя рука, которая каждого может взять за глотку. С людьми любые средства хороши... Предательство, отрава, донос, а потом нож, хлыст, тюрьма... И не надо стыдиться. Я не стыжусь».
Даже такого жестокого и бесчестного человека одолел его главный судья — совесть. Выскажите свое мнение. Ученики отвечают.
Мини - итоги.
Классный руководитель. Подведем итоги нашего разговора. Все сказанное сегодня – это основа прекрасной нравственной души человека.
Возможные ответы учеников.
1. Чтобы жить честно и достойно необходимо поступать в соответствии с нравственными нормами.
2. Человек, обладающий положительными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека.
3. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.
Честь - это...
Достоинство - это ...
Благородство – это…
Презентация к классному часу
PPTX / 780.13 Кб
Источники.
1. ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye
2. lib5.podelise.ru/docs/56900/index-12239.html
3.lit-yaz.ru/geografiya/71663/index.html
Кушнарева Татьяна Николаевна
Забелина Маргарита Владимировна
Лихина Елена Викторовна
Забелина Маргарита Владимировна
Телепенина Татьяна Федоровна
Забелина Маргарита Владимировна
Панюкова Ольга Васильевна
Забелина Маргарита Владимировна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Забелина Маргарита Владимировна