12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Княжева Наталья Александровна25

Аннотация

Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Литература – базовая учебная дисциплина, она играет особую роль в формировании духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Ей принадлежит  ведущее место в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на людей, приобщая их к нравственным ценностям нации и человечества.

Поэтому задача педагогов с помощью системы проведения различных форм организации учебного процесса, направленных на изучение истории и подвигов своего народа привить чувство патриотизма у подрастающего поколения.

    Я хотела бы остановиться на одной из форм организации учебного процесса – литературно-музыкальной композиции, так как широкое применение таких методов в школе может дать много интересного и привести к более эффективным результатам патриотического воспитания.

Данный материал будет полезен школьникам средних и старших классов, студентам, изучающим историю России, а также учителям и библиотекарям для проведения массовых мероприятий.

Введение

Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Священна память о героях войны, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.

Изучение истории нашего Отечества было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков чувства патриотизма, любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Многовековая история нашего государства, как ни одной страны богата многомиллионными примерами мужества, героизма и подвигов народов России, совершенными в лихие годы тяжелых испытаний в боях за независимость, свободу нашей Родины. Ни одна страна не имеет такого количества Героев Отечества, какое имеет Россия.

И вполне обоснованно Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих выступлений отметил: «Главным богатством страны, ее славой и гордостью всегда были и будут люди. Их подвиги и мужество – в великой истории нашего Отечества».

Если о Великой Отечественной войне ребята что-то знают, то ответы современных школьников на вопросы о войне в Афганистане поражают не только наивностью, но и полным незнанием важнейших фактов: когда началась война, кто с кем воевал, результаты военных действий. Все это вызывает щемящую боль. Поэтому я решила подробно изучить этот материал, найти стихотворения, песни, посвященные событиям войны в Афганистане, максимально задействовать школьников при подготовке к литературно-музыкальной композиции. Ребята не знают наших героев, хотя воины-афганцы живут среди нас, многие учились в нашей школе. Это сравнительно молодое поколение, события происходили не так давно. В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Огромное внимание воспитательным задачам и особенно патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяет школа. Наша школа работает в этом направлении много лет. Ежегодно проводятся тематические мероприятия, направленные на развитие патриотического воспитания школьников. Это литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный…», «Песни, опаленные войной», цикл открытых мероприятий, посвящённых Дню Победы: Урок Мужества «Защитники земли русской», литературно-музыкальная композиция «Ради жизни на Земле», встречи с ветеранами войны, воинами-афганцами.

Я выбрала такую форму, как литературно-музыкальная композиция, поскольку, на мой взгляд, именно она позволяет ярко, в ненавязчивой форме рассказать учащимся о героях войны в Афганистане.

Композиция может проводиться как отдельно взятая форма, так и дополнять другие воспитательные мероприятия. Безусловно, данная форма не нова для педагогического сообщества, но длительность ее подготовки приводит к редкому использованию.

Ценность данного мероприятия заключается и в том, что на мероприятии присутствуют воины-афганцы, которые рассказывают о событиях, вспоминают своих товарищей. Учащимся прививается чувство патриотизма и гордости за школу.

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной  гордости за свою Родину.

Задачи:

- формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.

- эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.

Основными условиями успешной реализации литературно-музыкальной композиции являются следующие:

наличие коллектива единомышленников (детей), желающих участвовать в данной композиции;

наличие опытного педагога, умеющего организовывать творческую деятельность детей и подростков;

возможность публичного выступления с данной композицией;

наличие необходимого материально-технического обеспечения (экрана, компьютера, мультимедиапроектора, микрофонов).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход мероприятия

Организационный момент

Ведущий: Наше мероприятие посвящено дню вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года закончился вывод войск из этой страны. (слайд 1,2)

Сегодня на встрече присутствуют почётные гости – участники боевых действий в Афганистане. Поприветствуем их!

Историческая справка (слайд 3)

Афганистан – красивое государство, расположенное на юго-западе Азии. По территории страны тянется второй в мире по высоте горный хребет Гиндугуш. Он идёт через Центральный Афганистан.

Это очень древняя страна, и до сих пор там сохранились старые обычаи. И сегодня на улицах можно встретить закутанных в плотные одеяния и паранжу женщин, исламских служителей.

Это глубоко верующая страна, муэдзины по нескольку раз в день призывают правоверных мусульман на молитву, которая называется намаз.

В 4 веке до н.э. Александр Македонский разгромил могущественную персидскую державу Ахеменидов, на окраинах которой находилась территория современного Афганистана. Сам Македонский вторгся в Индию, был на этих землях недолго. Быстро образовалась новая империя – Греко – Бактрийское царство. Многие пытались завоевать эти земли (и тюрки, и арабы, и монголы, и англичане, и войска Советского Союза).

Но никто из многочисленных завоевателей надолго не удерживался в этой стране, она упорно отстаивала свою независимость.

Дипломатические отношения с Советской Россией были установлены в 1919 году.

Мирно существовала Россия с Афганистаном до 1979 года.

(Слайд 4)

Всё дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, её армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ. По сути, именно в те годы СССР впервые столкнулся с радикально настроенным, хорошо подготовленным и вооружённым исламским терроризмом, чья мрачная политика и жестокие методы её осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чём не повинных мирных людей.

Песня “Память” (“Голубые береты”)

Чтец: Я в кармане своей гимнастёрки

Твоё фото в блокноте храню

И в афганских горах на привалах

На него я с надеждой смотрю.

Сколько сил мне даёт милый образ

В этой жаркой, далёкой стране

От осколков и пуль сберегает,

И укажет дорогу к воде

Да, мне выпала доля такая

За афганский народ воевать,

Над обрывистой кручей ступая,

Пыль глотая, ночами не спать

В голубой тишине на привале

Размышляя, за, что мы льём кровь.

За всех Вас, за тебя, дорогая,

Отправляемся в горы мы вновь,

Видно смерть меня очень боится,

И с заданья вернулся я вновь

Вот, что делает милый твой образ

Вот, что делает наша любовь.

Ведущий: Война - какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят. (Слайд 5)

Чтец: (Слайд 6) Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слёз уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть нам вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.

Ведущий: А как же развязалась гражданская война в Афганистане? Немного истории. (Рассказывает подготовленный ученик)

27 апреля 1978 г. - в Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. В стране появились партийные активисты, которые запретили совершать утренние молитвы. Но правоверные не послушались, и тогда активисты стали осквернять святые места. И это все в той стране, в которой афганское духовенство имело весьма прочные позиции в народных массах. Его влияние огромно и сейчас. Не случайно, что именно крупное духовенство стало ядром будущей вооруженной оппозиции. В знак протеста мужчины ушли в горы; промышляя грабежами, но чем дальше, тем больше потянулись кровавые следы. Так была развязана гражданская война в Афганистане. Наша страна откликнулась на просьбу правительства Афганистана - в эту страну, измученную кровопролитием, был направлен ограниченный состав Советских войск «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу»

Чтец:

Запах войны здесь услышит любой,

И дым сигарет, как туманная завесь,

Живу я в Афгане давно уж с тобой

И пылью, и потом, и кровью пропах весь.

А в модуле нашем полнейший бардак –

Давно все мы ждем самолета,

Душой уже дома здесь каждый чудак,

А в целом мечтает вся рота

И вот самолет показался вдали,

И счастьем наполнились лица,

Как долго тебя, дорогой, мы ждали,

Чтоб к милым своим возвратиться

Ведущий: Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Одной из важнейших и наиболее сложных задач в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу наши войска выполняли с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства.

Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению.

Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первых дней оказались в весьма специфических условиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку их личного состава, повседневную и боевую деятельность наших войск.

7 апреля 1988 г., министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Язов подписал директиву, определявшую порядок вывода войск из Афганистана и обеспечения их безопасности на марше. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе.

Ведущий: (Слайд 7)

Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать - боль потери друзей.

Чтец: И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица

Да, это страшно - умирать,

Когда так надо возвратиться.

И ты ушел, приказ отдан

Ты верен долгу и присяге

И целиком Афганистан

Застыл в твоем последнем шаге

Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!

Память лица поставила в ряд

Это парни, которым будет вечно по 20

Это те, кто прославил десант.

Ведущий: (Слайд 8) По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли убитыми более 15 тысяч, 36 тысяч было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. Ни за, что погибали молодые ребята, отправленные в ад на землю песков и ветров.

А им было всего по 20 лет.

Чтец:

Русский парень лежит на афганской земле

Муравей - мусульманин ползет по скуле

Очень трудно ползти

Мертвый слишком не брит,

И тихонько ему муравей говорит:

"Ты не знаешь, где точно скончался от ран

Знаешь только одно - где-то рядом Иран.

Почему ты явился с оружием к нам,

Здесь впервые услышавший слово "ИСЛАМ"?

Что ты дашь наш Родине - нищей, босой?

Если в собственной очередь за колбасой?

Разве мало убитых вам, чтобы опять,

К двадцати миллионам еще прибавлять?

Русский парень лежит на афганской земле

Муравей-мусульманин ползет по скуле,

и о том, как его бы поднять, воскресить,

Муравьев-православных он хочет спросить,

Но на северной Родине сирот и вдов

Маловато осталось таких муравьев.

Ведущий: (Слайд 9) За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих были удостоены звания Героя советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тысяч воинов – интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР

В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал, в какую бы страну ни направляла их Родина, с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико – географических и природно – климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие из них удостоились за это государственных наград.

(Слайд 10)

Чтец:

Здесь обманчивых дней мудреней вечера,

Все душманы попрятались в норы

Мы с афганским комбатом сидим у костра

И не спешно ведем разговоры

Вот и горы надели вечерний наряд, солнце больше не жжет и не сушит,

Только всплески огней, да потери солдат

Обжигают нам яростно души

"Погоди, таржаман, говорит мне комбат,

Ворошить эту рану не надо.

Где-то там, у душманов, воюет мой брат,

Завтра встречу я может быть брата

Чует сердце - он в эти подался края

Он, конечно, не прав, только все же,

Не прощу я себя, если пуля моя

Его жалкую жизнь уничтожит

Он почти не кричал и внезапно умолк,

Но молчанье тут же прервалось

Кто-то выл вдалеке, как затравленный волк,

Ну, а может быть, мне показалось.

Песня “Разве это было зря” ( “Голубые береты”)

Ведущий: И все таки мы еще не все сказали об Афганистане всего, что болит на душе каждого из нас Сколько будут одолевать фронтовые раны, тех. кто воевал Кундузе и Кандагаре, пока будут ходить к обелискам матери и дети погибших в Афганистане воинов, тема эта останется для нас живой.

Чтец: Давно ушли мы из Афгана,

Почти забыли запах дыма и огня,

Но помню: было там всё без обмана,

А здесь всё фальшь преследует меня.

А здесь повсюду мелочность, нечестность,

Которую встречаю я в штыки,

И вспоминается в песке и пыли местность

У той далёкой и чужой реки.

Не каждый ведь сейчас поймёт,

А кто поймёт, не испытать ему,

Как наши парни шли вперёд

Земля горела вся в дыму.

От жажды трескалися губы…

Ведущий: Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры сделали всё возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. И тогда не важно, к какому министерству, ведомству или организации тогда принадлежали люди, воевавшие в Афганистане! Важен общий подвиг, совершённый Вами, подлинными воинами-интернационалистами! Благодарная память о вас не имеет права померкнуть, оставаясь примером мужества, стойкости, героизма.

Каждое время рождает свои песни. Но они не уходят вместе с породившим их временем, а остаются, волнуя и тревожа. Лучшие самодеятельные песни и стихи, чуткие к событиям афганской жизни. Стихи и песни воинов-интернационалистов вошли в наши дома, гитара рассказала о мужестве ребят сдержано и проникновенно.

Исполнение песен под гитару на тему "Афганистан".

Беседа с ветеранами афганской войны, приглашенными на данное мероприятие (Приложение 2)

Ведущий: (Слайд 11,12)

15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана - событие, которого давно ждала наша страна и весь мир. Сегодня мы чтим память павшим в Афганской войне.

(Слайд 13,14)

Чтец: С покоренных однажды небесных вершин

По ступеням, обугленным на землю, ходим,

Под прицельные залпы наветов и лжи

Мы уходим, уходим, уходим.

Прощайте, горы, вам видней,

Кем были мы в стране далекой.

Пускай не судят однобоко

Нас кабинетный грамотей.

До свиданья, Афган, этот призрачный мир,

Не пристало добром поминать тебя вроде.

Но о чем-то грустит боевой командир,

Мы уходим, уходим, уходим.

Прощайте, горы, всем видней.

В чем наша боль и наша слава.

Чем ты земля Афганистана,

Искупишь слезы матерей.

Друг спиртовую дозу делю на троих

Сколько нас уцелело в лихом разведвзводе

Третий тост, даже ветер на склонах затих.

Мы уходим, уходим, уходим.

Прощайте, горы, вам видней,

Что мы имели, что отдали

Надежды наши и печали

Как уживутся средь людей?

(Слайд 15)

Ведущий: Сквозь шум и биение торжествующей жизни доходит до нас хор их голосов, напоминающих о прошлом

Ведущий: (Слайд 16)

Дай Бог, здоровье тем, кто выжил в этой войне.

Дай Бог, здоровья их родным и близким.

Дай, Бог тем, кто сейчас присутствует в этом зале,

никогда не ощутил на себе страшный и безжалостный взгляд войны.


 


 


 

Заключение

Если все пожелания при подготовке и проведении будут учтены, то результат превзойдет все ожидания.

У учащихся происходит переосмысление отношения к истории Отечества, они начинают читать книги о героях-афганцах, понимают, что происходило с этими людьми в последние минуты жизни. Школьники начинают задумываться, смогли ли бы они совершить подвиг и пожертвовать жизнью ради своей страны и народа. Как ни странно, но участники композиции становятся более активными, начинают проявлять инициативу в других делах.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

Список литературы.


«Афганцы». Рассказывают бывшие воины… // Знамя. – 1988. - № 7. – С.185-219.
Алексиевич С. А. Цинковые мальчики: Докум. проза / С. А. Алексиевич. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 174 с.
Верстаков В. Г. Афганский дневник / В. Г. Верстаков. – М.: Воениздат, 1991. – 399 с.
Звезда над городом Кабулом / Сост. А. П. Житнухин, С. А. Лыкошин. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 267 с., ил.
Звягинцев А. Сармат. – М., 2008. – С. 297-298.
Майорова И. Опаленные Панджером / И. Майорова. // Обл. газета. – 2004. – 19 июня. – С.6.
Родина: российский исторический иллюстрированный журнал. -1999. - № 2. – 128 с. (Весь номер посвящен войне в Афганистане).
Рунов В.А. Афганская война. Боевые операции. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2008. – 432 с.
Стрельцова Н. И. Возвращение из Афганистана / Н. И. Стрельцова. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 222 с.
Учебная тревога: Стихи о современной армии / Сост. В. Коркия, А. Лаврин. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 304 с.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

Плакаты для оформления зала:

-«Солдат воины не выбирает»,

-«Афганистан болит в моей душе»;

-«Никто не забыт – ничто не забыто,
Но чтобы не забыть – надо помнить,
А чтобы помнить – надо знать»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2.

Вопросы для беседы

1. Сколько лет было Вам во время афганских событий?

2. Были ли у Вас боевые ранения?

3. Как часто встречаетесь Вы со своими однополчанами?

4. Чем поразила Вас афганская земля?

5. Какие события тех дней не дают Вам покоя?


 


 


 

 

16

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.