Классный час "Цифровая безопасность"

0
0
Материал опубликован 15 September в группе

Конспект классного часа на тему "Цифровая безопасность" для учащихся 5-9 классов.



Конспект классного часа «Цифровая безопасность: Твой надежный пароль в интернете»



Целевая аудитория: 5-9 классы

Формат: Беседа-практикум с элементами дискуссии.

Время:45-60 минут.

Цель: Формирование у учащихся культуры безопасного и ответственного поведения в цифровой среде.

Задачи:

1. Образовательная: Познакомить учащихся с основными видами киберугроз (мошенничество, кража данных, кибербуллинг) и способами защиты от них.

2. Развивающая: Развивать критическое мышление, умение анализировать информацию в сети и принимать взвешенные решения.

3. Воспитательная: Воспитывать ответственность за свои действия в интернете, уважение к приватности — своей и чужой.



Оборудование:

Компьютер, проектор, экран/интерактивная доска.

Презентация (слайды с ключевыми правилами, картинками, примерами).

Раздаточный материал (памятки-буклеты или листовки с основными правилами цифровой гигиены).

Флипчарт или доска с маркерами/мелом.



Ход классного часа



I. Организационный момент. Введение в тему (5 мин)

1. Приветствие. 2. Начало беседы (актуализация знаний):

Учитель: «Ребята, поднимите руку, кто из вас сегодня уже заходил в интернет? (Практически все поднимут). А для чего вы туда заходили? (Соцсети, игры, видео, учеба). Интернет – это огромная и удивительная страна с полезной информацией, развлечениями и возможностями для общения. Но, как и в любом большом городе, в нем есть свои правила безопасности. Сегодня мы поговорим о том, как сделать наше пребывание в сети комфортным и безопасным. Тема нашего классного часа – «Цифровая безопасность»».



(На экране – title-слайд с темой)



II. Основная часть (30-35 мин)

1. Угроза №1: Мошенничество и фишинг (10 мин)

Объяснение: «Одна из самых распространенных опасностей – это мошенники, которые хотят получить ваши деньги или личные данные».

Слайд: Примеры фишинговых сайтов и писем (например, письмо от «банка» с просьбой «подтвердить данные», сообщение о выигрыше в лотерею, куда нужно «внести небольшой взнос»).

Вопрос классу: «Как вы думаете, почему эти письма/сообщения вызывают доверие? (Яркие, срочные, от известного бренда). Как отличить обман?»

Вывод + Правило №1:

Никогда и никому не пересылайте коды из SMS, данные карт родителей, логины и пароли.

Не переходите по подозрительным ссылкам в письмах и сообщениях от незнакомцев.

Проверяйте адрес сайта (особенно сайтов банков, соцсетей). Настоящий сайт обычно начинается с https:// (буква s означает secure – безопасный) и имеет значок замка.



2. Угроза №2: Кибербуллинг (травля в сети) (10 мин)

Объяснение: «К сожалению, в интернете люди могут быть недружелюбными. Кибербуллинг – это травля, оскорбления, угрозы и распространение сплетен в сети».

Интерактив: Обсуждение в мини-группах (2-3 мин). Кейс: «Представьте, что ваш одноклассник стал объектом насмешек в общем чате. Что вы сделаете? Варианты: а) Напишу тоже, чтобы не быть белой вороной; б) Пройду мимо; в) Поддержу жертву и напишу обидчикам, чтобы прекратили; г) Сообщу взрослым (классному руководителю, родителям)».

Обсуждение ответов. Важно подчеркнуть, что молчаливое наблюдение – это тоже поддержка агрессора.

Вывод + Правило №2:

Не участвуйте в травле. Ваше молчание – уже помощь.

Не отвечайте агрессору. Это разжигает конфликт.

Сохраняйте доказательства (скриншоты).

Расскажите о ситуации trusted adult – тому, кому вы доверяете (родители, учитель, школьный психолог). Это не ябедничество, а забота о безопасности.

Используйте инструменты жалоб и блокировок в соцсетях.



3. Угроза №3: Конфиденциальность и надежные пароли (10 мин)

Объяснение: «Вся информация, которую вы выкладываете в сеть, может быть сохранена и использована другими. Ваша цифровая репутация начинается сегодня».

Слайд: Настройки приватности в популярных соцсетях (ВК, Instagram).

Практикум: «Давайте проверим, насколько надежен ваш пароль. Как вы думаете, какой пароль сложнее взломать: 12345 или КоТ_в_тапкАх!123? (Второй, потому что он длинный, с заглавными и строчными буквами, цифрами и спецсимволами)».

Вывод + Правило №3:

Думайте, прежде чем постить. Не выкладывайте адрес, номер школы, телефон, геолокацию из дома, компрометирующие фото.

Настройте приватность так, чтобы ваши посты видели только друзья.

Используйте сложные уникальные пароли для разных сервисов. Идеально использовать двухфакторную аутентификацию.

Никогда не сохраняйте пароли на общественных компьютерах (например, в школьной библиотеке).



III. Закрепление. Викторина «Проверь себя» (5-7 мин)

Учитель задает вопросы, основанные на материале урока. Учащиеся отвечают.

1. Вам пришло письмо о выигрыше iPhone. Что вы сделаете?

а) Перейду по ссылке и введу данные.

б) Удалю письмо и сообщу о спаме.

в) Перешлю другу.

2. В чате вас оскорбляют. Ваши действия?

а) Начну оскорблять в ответ.

б) Сделаю скриншот, заблокирую обидчика и расскажу родителям.

в) Ничего не буду делать, само пройдет.

3. Какой пароль самый надежный?

а) qwerty

б) Мама1968

в) Солнце_Светит_Ярко123!

(Правильные ответы: 1-б, 2-б, 3-в)



IV. Рефлексия и подведение итогов (3-5 мин)



Учитель: «Давайте подведем итоги. Интернет – это всемирная система объединенных компьютерных сетей, но важно им пользоваться правильно. Главные правила: быть критичным, защищать свои данные и уважать других».

Вопросы классу: «Что нового вы сегодня узнали? Какое правило показалось самым важным лично для вас?»

Раздача памяток: Учащимся раздаются заранее подготовленные памятки с основными правилами цифровой гигиены.

Заключительное слово учителя: «Помните, ваша безопасность в цифровом мире во многом зависит от вас. Будьте бдительны, добры и ответственны. Спасибо за внимание!»



Дополнительные материалы для учителя:

Ресурсы: Можно использовать материалы с сайта «Роскомнадзор. Подросток и закон», «Лига безопасного интернета».

Гость: При возможности можно пригласить школьного IT-специалиста или психолога для более узких вопросов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.