Классный час «Интернет-безопасность»
Классный час « Интернет-безопасность»
Цель: ознакомить учащихся с возможными угрозами в сети Интернет, повысить грамотность учащихся о безлопастном нахождении в сети Интернет, формировать правила этикета при общении в сети Интернет.
Задачи: ознакомление с возможными угрозами , которые могут встречаться в сети Интернет; выяснить правила безопасного поведения при использовании сети Интернет; пояснение общепринятых правил Интернет-этикета.
Содержание.
Приветствие.
Просмотр видео ролика.
Работа в командах. Каждой команде ведётся листовка с темой обсуждения. Цель каждой команды приготовить информационное сообщение. 1. Команда - «Спам и фишинг», 2 команда- «Грубость в интернете», 3 команда- «Кибер-буллинг», 4 команда- «Интернет – зависимость».
Рефлексия, подведение итогов.
Ссылка на видео ролик.
Листовки с темой обсуждения.
Ход занятия.
1.Добрый день, ребята. Сегодня нас ждет увлекательное и познавательное путешествие по сети Интернет. Мы с вами узнаем правила, опасности, которые нас ждут на каждом шагу. Не все так сказочно в интернет-пространстве, как кажется. Сейчас мы с вами просмотрим видео ролик.
2. Сейчас мы с вами разделимся на 4 команды. Вам необходимо выбрать капитана и придумать ник-нейм команды. У каждой команды будет тема выступления. Ваша задача раскрыть со своей командой.
3. Выступление команд.
4.Рефлексия. Игра : «Я-взрослый»
Каждой команде выдается ситуация, сценку к которой они готовят.
- Вы взрослый, второй ученик - ребенок . Твой сын\дочь проводит слишком много времени за компьютером. Как убедить нормировать время.
-Вы взрослый, второй ученик-ребенок. Объясните своему ребенку, что нахождение в социальных сетях не всегда безопасно.
- Вы взрослый, второй ученик ребенок. Объясните своим детям, что грубость в интернете несет угрозу психологическому состоянию.
- Вы взрослый, второй ученик ребенок. Объясните своему ребенку, что такое спам, как не стать его жертвой.
Приложение.
Спам и Фишинг
Существуют также информационные процессы, которые сами по себе не являются вирусами, однако могут иметь вредоносные последствия не столько для компьютера, сколько для финансового состояния его пользователя - это спам и фишинг.
* Спамом называют массовую рассылку электронной почты, обычно содержащую навязчивую рекламу, на адреса пользователей, которые не выражали желания ее получать. Спам вреден тем, что нагружает каналы связи и сетевое оборудование провайдеров, что, в свою очередь, увеличивает трафик и снижает пропускную способность передачи полезной информации. Кроме того, спам заставляет пользователя тратить свое время на обработку бесполезной информации. Совет: никогда не отвечайте на спамерское письмо, даже если очень хочется. Ваш ответ будет подтверждением того, что данный почтовый ящик существует в действительности, а подобная информация очень ценится у спамеров. В дальнейшем ваш ящик будет постоянно забит спамом.
* Фишинг - это вид мошенничества в глобальной сети Интернет с целью получения персональных данных пользователей. Такие данные злоумышленники могут получить следующим образом: пользователь получает сообщение о том, что ему необходимо обновить конфиденциальную информацию, перейдя по предложенной ссылке. Далее, щелкнув по ссылке, пользователь заходит на поддельный сайт и сам оставляет там свои персональные данные, вплоть до паролей, номера кредитной карты или банковского счета, что приводит к их краже.
Современные антивирусы собирают базу данных о таких угрозах и, при попытке пользователя перейти по фишинговой ссылке, предупреждают его об опасности.
Памятка для детей
Правила Интернет-безопасности и Интернет этикет для детей и подростков
Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей.
Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям - они знают, что надо делать.
Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами.
Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им.
Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи.
Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности: они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в сети.
Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители.
Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами.
В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника.
Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником.
Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети.
Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами
Кибербуллинг как угроза современному обществу
Многие подростки, а также их родители воспринимают интернет-пространство в качестве безопасной и даже занимательной среды. Но они не представляют какую опасность может скрывать виртуальный мир, предстающий перед глазами детей, как только они садятся за монитор компьютера или начинают щёлкать свой мобильный телефон. В последнее время получило распространение такое иностранное слово как кибербуллинг. Что это такое и какие виды этого феномена выделяют?
Что такое кибербуллинг?
Иногда сложно понять, где начинается издевательство, а где чёрный юмор или привычная манера общения подростка. Дети рисуют смешные карикатуры на своих знакомых, придумывают к ним оскорбительные надписи — именно таким образом они пытаются поднять свой авторитет в глазах товарищей. Информационная травля осуществляется регулярно на протяжении долгого времени. Единичное проявление агрессии не расценивается как кибербуллинг.
Подобному феномену присущи следующие характеристики:
регулярная назойливость и настойчивость, особенно по вечерам и ночам; скорость распространения информации. На просторах интернета новости распространяются моментально, поэтому унизить ребёнка в глазах других за считанные минуты не составит никакого труда;
анонимность (не всегда). Иногда очень сложно вычислить обидчика, так как он действует с фейковой страницы;
последствия интернет-террора могут быть самыми различными: начиная от замкнутости ребёнка, заканчивая доведением его до суицидального состояния.
Около 70% школьников были участниками или жертвами травли. Кроме этого, большая часть из них постепенно переходит из категории жертвы в категорию агрессора.
Признаки интернет-зависимости у подростков
Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:
ощущение эйфории в период нахождения в сети, а в момент отдыха от компьютерного общения тинейджер испытывает апатию к окружению;
человек перестает выходить на улицу;
подросток не встречается с друзьями, теряет контакты со всеми знакомыми людьми в реальной жизни;
постоянно ведет разговоры об интернет технологиях, о сайтах, которые он посетил;
потеря режима жизни, времени;
снижение двигательной активности;
проблемы в учебном заведении из-за невнимательности и неуспеваемости.
Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.
К сведению:
Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.
Последствия интернет - зависимости.
Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.
Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:
все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
снижается аппетит;
нарушаются фазы сна;
возникает эмоциональная нестабильность;
появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.
У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы