12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Светлана Сергеевна8512
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Классные руководители»


Классный час в форме дискуссии
34398 / 50.05 Кб
Презентация «Жизнь без конфликтов»
34397 / 436.82 Кб

 
Классный час в форме дискуссии на тему «Жизнь без конфликтов» для обучающихся 9 класса
 
Автор: Белова Светлана Сергеевна
 
Цель: Формирование у обучающихся  9 класса понятия о том, каким образом надо избегать конфликтных ситуаций.
 
Задачи:
 
Развивать у обучающихся 9 класса навыков правильно распределять время на выполнение заданий в ходе проведения классного часа;
Развивать у обучающихся 9 класса стремление к самопознанию, осмыслению собственных поступков;
Способствовать развитию у обучающихся 9 класса коммуникативных, творческих и дискуссионных навыков;
Создать благоприятные условия для развития дружеских отношений между обучающимися 9 класса;
Развивать у обучающихся 9 класса мышление, память, внимание.
 
Форма проведения классного часа: дискуссия
 
Продолжительность проведения классного часа: 45 минут
 
Участники классного часа: обучающиеся 9 класса, классный руководитель 9 класса, психолог школы
 
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ
 
Подготовительная работа: подбор литературы по теме классного часа, подготовка учебного кабинета к проведению классного часа, разработка заданий для обучающихся 9 класса, распределение ролей между участниками сценки для классного часа; проведение репетиции сценки, подготовка реквизита для постановки сценки, распечатка раздаточного материала, подготовка презентации.
 
Материальное обеспечение: листы бумаги, фломастеры, шариковые ручки, пакеты с рабочим материалом, 3 цветика-семицветика из бумаги большого формата,  плакат со словами «Если вы хотите иметь врагов - старайтесь показать им, что вы превзошли их. Но если вы хотите иметь друзей - давайте им возможность превзойти вас. (Ф. Ларошфуко)», толковые словари русского языка (4 штуки), презентация по теме классного часа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.
 
(На доске висит плакат с эпиграфом).
 
Если вы хотите иметь врагов - старайтесь показать им, что вы превзошли их. Но если вы хотите иметь друзей - давайте им возможность превзойти вас.
 
(Ф. Ларошфуко)
 
(Обучающиеся 9 класса разделены на 4 группы. Каждая группа сидит за отдельным большим столом).
 
 
Ход классного часа
 
Вступительное слово классного руководителя:
 
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классном часе мы с вами поговорим об одной очень важной вещи в жизни человека. Пожалуйста, посмотрите на экран. (На экран проецируются слайды презентации с 1—5, на которых изображены картинки на тему «Взаимоотношения между людьми»). Итак, ребята, как вы думаете, что объединяет все эти картинки? Какую важную тему мы сегодня поднимем на нашем классном часе? (Обучающиеся 9 класса отвечают, что речь пойдет о взаимоотношениях между людьми, понимании, о том, как можно избежать конфликтных ситуаций и т.д.).
 
Классный руководитель: Молодцы, ребята! Все верно вы поняли. А как вы думаете, что же такое взаимоотношение? (Обучающиеся отвечают на вопрос классного руководителя).
 
Классный руководитель: Верно! Такое понятие как «взаимоотношение» может подразумевать под собой взаимное отношение 2-ух или более человек. Но стоит помнить, что взаимоотношения бывают совершенно разные: между влюбленными друг в друга юношей и девушкой, детьми и их родителями, между приятелями и знакомыми, подчиненными и руководителями на работе. Отношения эти могут быть совершенно различными не только в словах, но и в интонации данных слов, сказанных друг другу участниками тех или иных взаимоотношений. Какие ещё категории взаимоотношений вы можете назвать? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: А сегодня на нашем классном часе я предлагаю вам обсудить, какое взаимное отношение людей существует в  нашем современном обществе. В ходе проведения нашего классного часа мы с вами обсудим абсолютно разные ситуации и модели поведения людей. А вы должны принимать активное  участие в обсуждении рассматриваемых на нашем учебном занятии ситуаций, а также высказывать собственные идеи, точки зрения, свои варианты ответов на заданные вам вопросы. Темы, которые будут сегодня затронуты, нередко встречаются в жизни каждого из нас. Давайте рассмотрим их все вместе, проведем дискуссию. Вы готовы начать обсуждение? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Замечательно! Тогда мы начинаем. Ребята, часто ли вы сталкиваетесь с непониманием в обществе? Всегда ли люди доброжелательны по отношению к вам? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Действительно, не всегда человека могут понять окружающие, а иногда даже их самые близкие люди. И что происходит тогда? (Обучающиеся отвечают). Происходят конфликты между людьми, а бывает и еще хуже, когда дело доходит до нападений, драк, стрельбы и разборок. Да, вы не ослышались. Со страниц модных газет и журналов мы нередко узнаем о различных конфликтах со всеми вытекающими из них последствиями. А это очень грустно. И почему же людям не живется спокойно!? Сейчас мы попробуем найти решение, каким же образом драки и конфликты можно избежать, и какие меры для этого нужно предпринять. Предлагаю посмотреть одну интересную сценку под названием «Месть —коварная штука», а затем проанализируем ее.
(Обучающиеся 9 класса разыгрывают сценку «Месть —страшная штука», остальные обучающиеся внимательно смотрят за постановкой).
 
Сценка «Месть— страшная штука!»
 
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЦЕНКИ
 
(На скамейке около дома сидят Марина, Полина и Лёня).
 
Полина: Да… Ну надо же, какие все они негодяи! Не знаю, что бы я с ними сейчас сделала!
Марина:  Ну а я постоянно верила их словам, а они... (говорит досадно).
Лёня:  Марина, Полина, прекращайте ныть! Рассказывайте все, как дело было!
Марина:  Дело было так. Решили мы с Полинкой сумки для себя приобрести, фирменные, кожаные, из Европы, по 120 евро за каждую. А тут как раз Миша с Дашей туда  на каникулы собрались ехать, ну и сказали они нам: "Давайте заодно и вам сумки европейского качества привезем». Ну мы и начали деньги на сумки искать везде. С большим трудом денег мы набрали. Даже пришлось у друзей занимать.
Лёня: Какой ужас!
Марина:  Купили мы евро. Отдали деньги Мише и Даше. Ну и стали ждать спокойно, когда они сумки нам привезут.
Полина: - Я даже сон видела, как я гуляю, а на плече у меня сумочка кожаная, а на ушах висит что-то непонятное.  Лишь потом я поняла, что на моих ушах висит лапша «Роллтон».
Лёня: Ну, теперь я начинаю понимать, в чем дело…
Марина: Короче, привезли ребята нам наши сумки, Полина и я их забрали. Нам показалось, что все хорошо сначала.
Лёня: Ничего тогда не понимаю? В чем тогда проблема?
Полина: Леня, а проблема заключается как раз в том, что ребята нас облапошили.
Марина: Нам одна наша общая с Дашей знакомая сказала, что ребята эти сумки на распродаже в Париже купили по сниженной цене.
(На улицу выходит Матвей).
Матвей: Приветик всем!
Полина: Я знаю, что нам надо сделать. Им мы должны сильно отомстить, чтобы они обо всем пожалели.
Лёня: Хорошая идея! Но если уж вы и собрались мстить, то надо это делать с умом, без лишнего шума.
Марина: Лёня, в твоем представлении это как?
Лёня: Ну… Нужно сделку с Мишей и Дашей затеять, только действовать надо через подставное лицо, а затем их кинуть, обмануть. Посмотрим тогда, как они запоют.
Полина: Нет! Я предлагаю подговорить ребят, чтобы они их избили!
Матвей: Ничего себе! Какие страсти. Это вы насчет Миши с Дашей, так?
Лёня: (Матвею) слушай внимательно, ты просто обязан нам помочь. Ведь с тобой Миша и Даша практически незнакомы. Это сыграет нам на руку. Ты готов нам помочь?
 
(Сценка прерывается).
 
Классный руководитель: Ну а сейчас, ребята, давайте обсудим, какие выходы из данной ситуации нашли бы вы!? У вас есть какие-нибудь идеи на этот счёт? (Обучающиеся высказывают собственные точки зрения).
 
Классный руководитель: А теперь я хочу предложить вам один из вариантов правильного выхода из данной ситуации.
 
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЦЕНКИ
 
Матвей:  Нет, друзья мои, я в такие игры не играю. Если мы с вами будем мстить Мише и Даше, то мы можем опуститься до их же уровня воспитания. Обман, драка в таком случае останутся на нашей же совести. Лично я считаю, что все необходимо решать мирным путем.
Марина: Не понимаю… Что тогда мы должны предпринять!?
Матвей: В первую очередь необходимо с Мишей и Дашей на эту тему поговорить. Возможно, они по хорошему вам деньги вернут.
Полина: Деньги они нам никогда не возвратят обратно.
Матвей:  Хотя бы ребята будут осведомлены, что вы в курсе дела. В том случае, если они вам деньги не вернут, расскажите им, что вам придется рассказать всем в школе об этом обмане.
Лёня: И на этом все?
Матвей: Ну да! (кивает головой в знак согласия).
Лёня: Мы же очень хотели отомстить им!?
Матвей:  Не стоит этого делать! Сами же потом будете жалеть, что плохо поступили. Просто никогда не заводите дел с Мишей и Дашей, не общайтесь с ними, это должно подействовать.
Лёня: Все это полная чушь!
Марина: А знаешь, Лень, я считаю, что Матвей все верно говорит. Ведь месть – это очень-очень плохо.
Полина: Да! И я такого же мнения.
Матвей: Ну а сумки то вам все же понравились?
Полина:  В целом, да.
Матвей:  Тогда можете считать, что они по 120 евро, и радуйтесь!
 
Классный руководитель: А сейчас, ребята, давайте попробуем сделать вывод из той ситуации, которую мы с вами сейчас увидели.  Какие выводы сделали вы? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Выводы можно сделать следующие: как мы относимся к людям, так и люди относятся к нам. Важно помнить, что нельзя желать зла ближнему своему. Ведь это зло может к вам же и вернуться. Ну а теперь вашему вниманию я хочу предложить некоторые сложные ситуации, возникающие в отношениях между людьми. В группах в течение 5 минут вам необходимо обсудить свою ситуацию, а затем предложить нам всем выход из нее. У каждой группы будет своя ситуация.
(Классный руководитель раздает каждой группе карточку с ситуацией для решения).
 
Ситуация №1 (для первой группы):
 
Обычно с вашим классным руководителем у вас очень хорошие отношения. Но вот вы отдаете ей (классному руководителю) официальную бумагу из спортивной школы о важности вашего участия в соревнованиях, и классный руководитель начинает негодовать. Без повода классный руководитель повышает голос, начинает громко всем напоминать о конце учебной четверти, о том что класс от рук отбился, никто вовсе не хочет думать об учебе, на уме только танцы, развлечения, соревнования.
Как найти общий язык с классным руководителем? Каким образом можно уладить разгорающийся конфликт?
 
Ситуация №2 (для второй группы):
 
У вас есть отличное предложение насчёт организации новогоднего огонька. Вы по простоте своей душевной решили поделиться этой прекрасной идеей с одноклассницей, но час спустя, когда всех обучающихся вашего класса собирают для работы над сценарием завуч по учебно-воспитательной работе, вы с досадой узнаете, что завуч излагает эту идею, называя автором ее вашу подругу.
Как поступить в такой ситуации? Нужно смириться с произошедшим или заявить, что именно вы являетесь автором замечательной идеи? Как предотвратить назревающий конфликт?
 
Ситуация №3 (для третьей группы):
 
Вы узнаете, что именно вас выбрали старостой класса. Одна из ваших одноклассниц не хочет выполнять ваши распоряжения. Когда вы были наравне, ваши взаимоотношения были отличным , но как только вы стали старостой класса, ваша одноклассница стала настоящей злодейкой.
Каким образом можно достойно выйти из данной ситуации? Как уладить конфликт между сторонами?
 
Ситуация №4 (для четвертой группы):
 
Учитель по математике проверил контрольные работы вашего класса. Ему показалось, что у вас и вашего одноклассника Пети одинаковые ошибки в работах. Учитель объявил при всем классе, что вы списывали друг у друга. Хотя, на самом деле, это было не так. Вы расстроены и обижены.
Как доказать учителю, что он неправ? Как отстоять собственные интересы?
 
(В течение 5 минут обучающиеся обсуждают ситуации в группах).
 
Классный руководитель: Ребята, ваше время на выполнение этого задания истекло. Давайте посмотрим, какие выходы из проблемных ситуаций вы предложите!?
(Обучающиеся от каждой группы выдвигают идеи по разрешению и предотвращению конфликтных ситуаций).
 
Классный руководитель: Молодцы, ребята! Нашим гостем сегодня является школьный психолог. Давайте внимательно послушаем, какие правильные варианты по разрешению данных конфликтных ситуаций существуют.
 
(Школьный психолог приводит возможные правильные варианты по разрешению данных конфликтных ситуаций).
 
Классный руководитель: Ребята, какие мысли у вас возникают насчёт данных вариантов по разрешению этих конфликтных ситуаций? Со всем ли вы согласны? (Обучающиеся высказывают собственные точки зрения).
 
Классный руководитель: Спасибо за ответы. А сейчас каждому из вас мы предлагаем пройти тест «Какова твоя манера общения?» для того, чтобы посмотреть на самих себя со стороны.
(Классный руководитель раздает каждому обучающемуся лист с тестом).
 
Классный руководитель: Ребята, на выполнение теста у вас есть 5 минут.
(Обучающиеся 9 класса приступают к выполнению теста).
 
Тест «Какова твоя манера общения?»
 
1. Пытаешься ли ты помириться с товарищем после очередного конфликта, который между вами состоялся?
а) Да. Но это бывает редко.
b) Иногда
c) Нет
 
2. Как ты проявляешь себя в крайних ситуациях?
а) Испытываю внутреннее негодование
b) В таких ситуациях я веду себя очень спокойно
c) В таких ситуациях я пребываю в полной растерянности
 
3. Каким (какой) видят тебя твои друзья (одноклассники)?
а) Заносчивым и завистливым
b) Милым и дружелюбным
c) Спокойным и уверенным в себе
 
4. Какой будет твоя реакция, если тебе предложат стать старостой класса?
а) Соглашусь с некоторым сомнением
b) Обязательно соглашусь без доли сомнения
c) Откажусь. Ведь это очень ответственно.
 
5. Как ты поведешь себя, если кто-либо из твоих одноклассников возьмёт без спроса твою тетрадь для того, чтобы списать домашнюю работу?
а) Устроишь скандал
b) Попросишь одноклассника вернуть тетрадь обратно
c) Поинтересуешься у одноклассника, не нуждается ли он в чем-то ещё
 
6. Что ты скажешь своим родителям в том случае, если они пришли домой с работы позже обычного?
а) Почему вы задержались?
b) Где вас носило допоздна?
c) Я уже стала переживать за вас!
 
7. Если бы ты оказался за «баранкой»  автомобиля, то, как бы ты поступил?
а) Старался бы обогнать автомобиль, который обогнал на пути тебя
b) Тебе без разницы, какое количество автомобилей тебя обогнало
c) На своём автомобиле ты поедешь с такой скоростью, чтобы тебя никто уже не опередил
 
8. Какими являются твои жизненные взгляды?
а) Умеренными
b) Легкомысленными
c) Завышенными
 
9. Что ты будешь делать в том случае, если у тебя не все получается?
а) Стараюсь переложить свою вину на кого-либо другого
b) Пытаюсь свыкнуться с тем, что есть
c) В будущем буду избегать подобных ситуаций
 
10. Какой будет твоя реакция на статью о непристойных развлечениях современных подростков?
а) Необходимо запретить современным подросткам недостойное поведение
b) Необходимо создать для современных подростков условия для культурного отдыха
c) Нечего с ними сюсюкаться
 
11. Что ты чувствуешь, если то о чем ты давно мечтал, реализует или получает кто-то другой?
а) Время было потрачено впустую
b) Ясно, что этому человеку это более необходимо
c) Надеюсь, что и у меня все это кого-нибудь будет
 
12. Какие эмоции ты можешь испытывать, когда смотришь фильм ужасов?
а) Только чувство страха
b) Мне скучно
c) Получаю непередаваемое удовольствие
 
13. Как ты себя поведешь в том случае, если автобус не пришел вовремя, и из-за этого ты опаздываешь на свидание?
а) Буду нервничать при встрече с тем человеком, который меня ждал
b) Попытаюсь оправдаться
c) Буду очень огорчен
 
14. Какое у тебя отношение к спорту?
а) Стараюсь всегда стать победителем, если соревнуюсь с кем-либо
b) Ценю удовольствие, когда я в отличной физической форме
c) Огорчаюсь, когда проигрываю
 
15. Как ты поведешь себя, если в ресторане ты столкнулся с плохим обслуживанием?
а) Попытаешься всеми силами избежать конфликте
b) Выразишь собственное недовольство заведующей ресторана
c) Напишешь слова недовольства в книге жалоб и предложений
 
16. Как ты поведешь себя, если твоего младшего брата кто-то обидел в школе?
а) Побеседуешь с его школьным учителем
b) Закатишь скандал родителям обидчика
c) Дашь своему брату совет в следующий раз дать сдачи обидчику
 
17. Каким человеком ты себя считаешь?
а) Человеком со средним уровнем способностей
b) Уверенным в себе
c) Я всегда и любой ценой добиваюсь намеченной цели
 
18. Что ты можешь сказать однокласснику, с которым столкнулся в дверях?
а) Извини, это я во всем виноват
b) Да ничего. Ерунда!
c) Очки себе купи, раз не видишь, куда идешь!
 
19. Как ты отреагируешь на статью в газете о хулиганстве среди подростков?
а) Когда наконец-то таких ситуаций не будет!?
b) Нужно обязательно применить жёсткие наказания за хулиганство
c) Нельзя во всем обвинять подростков, виноваты и их родители, и учителя!
 
20. Какое твоё самое любимое животное из тех, которые перечислены ниже?
а) Лев
b) Домашняя кошка
c) Медведь
 
Если из перечисленных вариантов ответов ты не смог(ла) выбрать нужный ответ, то нужно засчитать это за 0 баллов.
 
 
Классный руководитель: Ребята, я надеюсь, что вы ответили на все задания теста. Оцените каждый свой ответ количеством баллом от 0 до 3 в соответствии с данными, указанными в таблице, которую вы видите на слайде.
(На экран проецируется таблица (слайд №6) с баллами за каждый данный ответ. Обучающиеся оценивают собственные ответы, подсчитывают общее количество баллов).
 
Классный руководитель: Ребята, я думаю, что вы уже подсчитали общее количество баллов, заработанных вами в тесте. Послушайте, пожалуйста, внимательно, какая присуща вам манера общения. Итак, если у вас в сумме получилось  34 балла и менее, то следующая характеристика для вас.
 
Ты являешься очень  миролюбивой персоной, что может быть определено некой неуравновешенностью в собственных возможностях и силах. Это вовсе не означает, что тебе везёт в жизни. Но тебе необходимо быть смелее. Если в свой адрес ты слышишь критику, исходящую «снизу», ты можешь относиться к этому хорошо, но ты определенно негодуешь по поводу критики в свой адрес, которая исходит «сверху».
 
Итак, если у вас в сумме получилось  35 —45 баллов, то следующая характеристика для вас.
 
Ты в некоторой (небольшой) степени являешься агрессивной персоной, хотя тебе очень везет по жизни. В тебе в достаточной степени есть здоровое честолюбие. Во многих случаях к критике в свой адрес ты относишься хорошо, если эта критика оправдана и не содержит в себе претензий.
 
Итак, если у вас в сумме получилось  46 и более баллов, то следующая характеристика для вас.
 
Ты являешься очень агрессивным человеком, неуравновешенным в своих действиях и словах, а часто можешь быть даже жестоким по отношению к другому человеку. Когда ты ставишь перед собой задачу или цель, то ты рассчитываешь исключительно на собственные возможности и силы. Когда ты добиваешься успехов в какой-нибудь сфере деятельности, то можешь ради этого принести в жертву  интересы окружающих тебя людей.
 
Классный руководитель: Ребята, вы узнали в описании свой стиль общения? Со всем ли вы согласны? С чем вы не согласны? Обоснуйте собственную точку зрения.
 
 (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Замечательно! А теперь давайте послушаем комментарий психолога.
 
(Психолог комментирует результаты теста, отвечает на вопросы обучающихся).
 
Классный руководитель: Сейчас в группах вы выполните ещё одно интересное задание. Каждой группе предоставлены цветочки с 7 лепестками — «Цветики-семицветики», вырезанные из бумаги (Слайд №7). В центре ваших цветочков написано словосочетание «Хорошие взаимоотношения», а на лепестках пока ещё ничего не написано. В течение 5 минут вам необходимо в группах обсудить и написать на каждом лепестке цветка по слову или словосочетанию, которое означает то, что влияет на хорошие взаимоотношения. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться толковыми словарями русского языка.
(Обучающиеся выполняют задание «Цветик—семицветик» в группах).
 
Классный руководитель: Ребята, попрошу вас показать всем нам ваши цветочки. Сейчас мы выясним, какие факторы влияют на хорошие взаимоотношения.
(Обучающиеся представляют от каждой группы свои цветы, комментируют слова и словосочетания, написанные на лепестках).
 
Классный руководитель: Молодцы, ребята! Теперь мы наглядно можем увидеть, в чем заключается секрет хороших взаимоотношений между людьми. В заключение я предлагаю вам несколько правил, соблюдая которые вы сможете склонить человека к вашей точке зрения.
 
Правила:
 
1. Единственным способом победить в споре является уклонение от него.
2. Всегда уважайте точку зрения своего собеседника. Не вздумайте ему говорить, что он не прав.
3. Когда вы не правы, вам следует это признать.
4. Всегда пытайтесь смотреть на вещи с точки зрения человека, с которым вы ведете беседу.
5. Пытайтесь всегда сочувствовать мыслям других людей, понимать их желания.
 
Помните, что человек, совершивший плохой поступок, может остаться одиноким и вызвать осуждение у других людей. Также есть поступки, которые могут возвысить человека в глазах других людей. Прежде чем что-то сделать, всегда нужно много раз хорошенько все обдумать. Как говорил всем известный мультипликационный персонаж — Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» (Слайд №8).На этих добрых словах наша дискуссия о взаимоотношениях между людьми подходит к концу. Я искренне надеюсь, что вы, ребята, узнали для себя много нового и интересного (Слайд №9).
 
Желаем вам удачи!
 
 
Список используемой литературы:
 
1. Карелин А.А. Психологические тесты в 2х тт.. Том 2. – М.: Издательство «Владос», 2007.—248 с.: ил.
 
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство «Оникс», 2018.—1376 с.: ил.
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.