Классный час в 3 классе на тему «Что такое милосердие?»
Классный час в третьем классе «Что такое милосердие?»
Цель: формировать представления учащихся о милосердии, о необходимости помощи людям-инвалидам.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием милосердие на основе знакомства с героями повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции".
Развивать познавательный интерес к чтению.
Воспитывать чувство сострадания и желание помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.
Ход классного часа.
Учитель: Дети, вы любите читать?
Ответы учащихся.
Учитель: О чем вы любите читать?
Ответы учащихся.
Учитель: Какие произведения вам особенно понравились?
Ответы учащихся.
Учитель: Что вы прочитали за последнее время?
Ответы учащихся.
Учитель: Ходите ли ты в библиотеку? Поднимите руки.
А теперь поднимите руки, чьи родители ходят в библиотеку?
Учитель: От кого вы узнаете об интересных книгах?
Ответы учащихся.
Учитель: Я хочу представить вашему вниманию книгу Екатерины Мурашевой «Класс коррекции», которая вышла в свет в 2004 году.
Если бы вы хотели прочитать что-нибудь о школе, о дружбе, то книга «Класс коррекции» будет вам интересна. Повесть начинается с того, учительница говорит: «Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!». На это предложение некоторые учащиеся засмеялись. Но почему?
Учитель: Как вы думаете?
Ответы учащихся.
Учитель: А вы знаете, что такое милосердие?
Ответы учащихся.
Учитель: А вы когда-нибудь проявляли милосердие? Вспомните случай.
Учащиеся размышляют.
Учитель: Я вам расскажу, что случилось в повести Екатерины Мурашевой «Класс коррекции».
В этом 7 «Е» классе учатся не совсем обычные дети. Вот в «А» классе учатся дети успешных родителей, хорошо успевающие. «А» и «Б» – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка. Но в 7 «Е» классе учатся слабоуспевающие. И вот учительница представляет детям нового ученика: Юру. Юра въезжает в класс в инвалидной коляске. Представляете, какое он произвел впечатление на ребят? А если бы к нам в класс попал ученик в инвалидном кресле, как бы мы его приняли?
Учащиеся размышляют.
Учитель: Вам интересно узнать, что случилось дальше?
Учитель: Все дети наблюдали за Юрой, а Пашка, самый хулиган, пригласил его сесть рядом с ним. Но Юре было трудно расположиться за столом. Он писал с трудом и дергал рукой. Оказалось, что у Юры ДЦП, это такое заболевание, которое не дает нормально передвигаться, держать ложку или карандаш. Таких детей очень много. Но мы редко их видим. Потому что большей частью они учатся на дому. А Юра смог прийти в школу. Не испугался.
Учитель: А в нашей школе есть дети с ДЦП, как вы думаете?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Как вы считаете, как они себя чувствуют?
Дети отвечают.
Учитель: Я вам расскажу, что случилось дальше. На перемене Юру обступили не только одноклассники, но и учащиеся с других классов. Но Юра был очень приветлив и даже угостил второклассника жевательной резинкой. Оказалось, что Юра может ходить, но с трудом, дергая всем телом. Главному Герою Антону было больно смотреть, как Юра ходил. Юре помогал Пашка. Юра даже предложил Пашке покататься в коляске. Антону показалось странно, что Юра попал в их 7 «Е» класс, потому что он был «почти» нормальный и мог бы учиться в гимназическом классе. Так Юра стал ходить в школу. Иногда он приходил на костылях, в которые вставлял руки. Некоторые учащиеся передразнивали его походку, когда Юра шел по коридору. Но Юра реагировал с юмором. Он оборачивался и говорил: «И вовсе не похоже! Ты ногу не так волочешь, ты – вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю. Вот у тебя немного лучше, чем у них, но все равно не так. Вставайте вот сюда, рядом. Смотрите на меня. Раз, два, три – пошли! Ногой, ногой больше загребай! Смотри, как я делаю!».
Учитель: Как вы думаете, почему Юра, так себя вел?
Ответы детей.
Учитель: Да, Юра умел шутить над собой. Никто из «Е» класса не умел шутить над собой, а Юра умел. И еще как-то при Юре одноклассники перестали материться. Так Юра незаметно стал влиять на весь класс. Юра спросил Антона, как он попал в класс коррекции. Но У Антона была какая-то тайна, он не хотел рассказывать. Потом Юра пригласил весь класс на вечеринку к себе домой. Аж 19 человек. Все очень удивились. Потому что позволить пригласить к себе весь класс не мог никто. Даже в А классе дети приглашали других только в кафе, а родители нанимали аниматора. Весь класс пришел к Юре в гости. Антон тоже хотел бы пригласить весь класс к себе домой, но они жили с мамой в одной комнате в коммуналке. А другой его одноклассник жил вообще вчетвером в одной комнате. На вечеринке Юра намекает Антону, что хотел бы рассказать свою тайну. Но пока у него ничего не выходит. В коридоре падает вешалка, оказалось, что один Юрин одноклассник перепутал зеркало с дверью. У него зрение минус 20, и он почти ничего не слышит. А интернат для слепых и глухих его не берут.
Учитель: Итак, что мы узнаем о детях, которые имеют различные заболевания?
Ответы учащихся.
Учитель: Так мы постепенно узнаем, какие дети учатся в классе коррекции. Повесть заставляет нас задуматься о том, что есть дети не такие как мы. Некоторые родились с каким-то заболеванием. И им трудно учиться в обычной школе. Но представляете, как им должно быть скучно все время дома сидеть? Как вы думаете?
Ответы учащихся.
Учитель: А вам бы хотелось, чтоб такие дети пришли в наш класс, на урок, чтобы они увидели, как у нас бывает весело и интересно?
Учитель: Что бы вы сделали для них?
Ответы учащихся: Мне бы хотелось им чем-то помочь, подружиться с ними.
Учитель: Юра сказал Антону, что сейчас ему намного лучше и он может ходить. Представляете, а что было раньше? Юра сказал, что ходить лучше, чем лежать. А вы как думаете? Что чувствует человек, прикованный к постели?
Ответы учащихся.
Учитель: Юра многому научил своих одноклассников. Антон первый понял, что за Юрой будто кто-то стоит. Но он не мог понять, кто. Но мы так и не узнали секрет Юры. Не узнали и почему Антон попал в класс коррекции. Но однажды сам Юра раскрывает свой секрет. Когда они гуляли за школой, Юра сказал, что лучше показать и неожиданно Антон почувствовал какую-то теплоту во лбу. Когда он открыл глаза, он лежал на траве, а Юра мог хорошо и прямо ходить, приседать. Так Антон понял, что Юра показал ему параллельный мир. Антон спросил, почему он не останется в этом мире, а Юра сказал, что там же родители, и к тому же он не знает, всегда ли существует этот мир. О том, что было дальше, я не буду рассказывать. Интересно, смогут ли вернуться мальчики назад? А может быть весь класс попадет в этот параллельный мир?
Как вы думаете?
Ответы учащихся.
Учитель: Вы это узнаете, что прочтете повесть до конца.
Учитель: Как вы думаете, чему нас учит повесть?
Ответы учащихся.
Учитель: Повесть учит нас быть более внимательными к не совсем обычным людям, быть более милосердными. Не хочу говорить «инвалиды», это слово мне кажется обидным. Просто это особые люди, которые нуждаются в нашей поддержке. И я хочу, чтобы мы помогали им, потому что они такие же люди, как и мы, и имеют право на счастье.
Учитель: Как вы думаете, как мы можем помочь этим людям?
Высказывания учащихся.
Учитель: Хорошие идеи. Давайте сделаем хорошие добрые дела.
Учитель: Давайте подведем итог, вы поняли, что такое милосердие?
Ответы детей.
Учитель: А что означает проявлять милосердие?
Дети отвечают.
Учитель: Обязательно прочтите эту повесть. Вот ее автор - семейный психолог, писатель, автор подростковых драматических книг. Екатерина Мурашова родилась в 1962 г. в Ленинграде, два раза закончила ЛГУ - биологический и, спустя почти десять лет, психологический факультеты. Екатерина Мурашева написала и другие книги о детях и для детей: «Барабашка — это я», «Одно чудо на всю жизнь», Трилогия «Анжелика и Кай». Эти книги можно свободно скачать в интернете. Коми интересно, поднимите руку и вам дам адрес сайта, где можно прочитать или прослушать аудиоповести Екатерины Мурашевой.
Дети поднимают руки.
Учитель: Наш классный час подошел к концу. Скажите, какие выводы вы для себя сделали?
Опрос учащихся по цепочке.